12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юмашева Антонина Михайловна476
Работаю воспитателем 39 лет, очень люблю свою работу, непоседливых детей, нахожу вдохновение в красках и формах природы, люблю путешествия, животных. Руководитель изостудии "Капелька" по нетрадиционному рисованию.
Россия, Тамбовская обл., г. Рассказово
Материал размещён в группе «Дошкольники»
16

«Развитие специальных художественных способностей средствами изобразительной деятельности»

«Развитие специальных художественных способностей средствами изобразительной деятельности»

       На занятиях по изо деятельности формируются общие и специальные способности. К основным специальным способностям относятся цвет, форма, композиция.

       Вась мой педагогический процесс основан на развитии и формировании у детей этих способностей, только освоив их можно говорить, готов ли ребенок к созиданию нового. Ведь ни кто не начнет лепить горшок, не освоив знаний гончарного дела. Дети должны знать, что такое цвет, форма, композиция.

       Чувство цвета – самое яркое и основное средство художественной выразительности и выступает как ведущая художественная способность уже в 3-4 года, умения которой накапливаются в процессе продуктивной деятельности. Мир цвета, что может быть интереснее для ребёнка? Это и его эмоциональное состояние, и его отношение к окружающему миру. Познание мира ребёнком начинается с восприятия основных цветных предметов и явлений, пока все просто, солнышко желтое, яблоко красное, но долго его нельзя ограничивать знанием трёх цветов даже в раннем возрасте. И здесь очень важно научить ребёнка техническим приёмам и методам смешивания через экспериментирование, исполнительство, умение обследовать. Появляются дополнительные цвета. Играя, нужно учить видеть разницу между красками, эмоциональную насыщенность цветов.

       Чем бы ребёнок ни рисовал, наслаждаясь цветом, к 4-5 годам у него уже формируется способность к восприятию формы и самостоятельному формообразованию, являясь в этом возрасте основным художественно-выразительным средством. Это интегральная когнитивно-эмоциональная способность, являющаяся аспектом освоения человеком мира в процессе познания, творчества, поведения и общения. В этом смысле это уникальная способность. Здесь мне хочется сказать о принципе систематичности и последовательности, цикличности, интеграции, о превращении простых форм, о реализации принципа «от простого к сложному». Дети преобразовывают простые геометрические формы в знакомые образы. К концу года образы обрастают множеством характерных дополнений, появляется динамика движений, в рисунках появляется линия горизонта, воздушное пространство. Говоря о форме, мы не забываем о цвете, о его роли в рисунке. Предлагаю детям рассматривать, сравнивать прекрасные тёплые и холодные, весёлые и грустные, добрые и злые, озорные и спокойные, волшебные цвета.

       В 5-6 лет дети овладевают третей очень важной специальной способностью чувством композиции. Развивается способность создавать осмысленное гармоничное целое, умение схватывать целое до анализа «частей», активно формируется всеми средствами художественной деятельности. Владея цветом и формой им не трудно задумывать и завершать задуманный рисунок, дополняя деталями, характеризующими художественный образ.

       К 7 годам ребёнок способен к созданию своего рисунка, своего образа. К колористической выразительности прибавляется оригинальность, вариативность, выраженная динамика движений, дети используют в рисунке нетрадиционные формы и техники. Море лучше рисовать зубной щеткой по мокрому слою, при рисовании фона используют растяжку цвета, рисуют фон от пятна, в рисунке появляется ярко выраженный художественный образ.

       Организовывая развивающую среду в изостудии, я помогаю детям найти разные способы решения одной и той же задачи, развивая поисковый, творческий характер. Время от времени создаю проблемные ситуации, чтобы активизировать поисково-исследовательскую деятельность. Развивая тем самым представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными техниками и инструментами. Манипулируя с художественными материалами, вызываю у детей ассоциации: «На что похоже?», «Кто оставил этот след?», «Что будет, если?», «На что похож отпечаток моей руки, а вашей?»

       Создавая образы по мотивам и в технике разных видов творчества, используя знания об окружающем мире и понимание специфики того или иного вида искусства у детей к композиционной и образной выразительности прибавляется ещё один важный аспект – смысловая выразительность. На этом этапе можно смело говорить о творчестве!

       Я рассматриваю ребенка не как объект, которого готовят к школе, а как личность, которая должна пройти все этапы развития без натаскивания и отработки навыков, путем развития эмоциональной сферы, интеллектуально-творческого потенциала, что станет основой для развития ребенка на следующих возрастных этапах.

       Помогая детям войти в мир прекрасного, учу различать добро и зло, бужу цветом и формой их эмоции, их души, помогаю стать творцами...

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (5)

Горбачёва Марина Юрьевна, 25.05.20 в 04:55 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам!
, 25.05.20 в 13:22 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Антонина Михайловна, за очень познавательный и интересный материал по изодеятельности.
Галина Владимировна, 25.05.20 в 17:47 1 Ответить Пожаловаться
Антонина Михайловна, спасибо за статью (из опыта работы)!
Юмашева Антонина Михайловна, 25.05.20 в 21:52 0 Ответить Пожаловаться
Галина Владимировна, спасибо, извините исправила.
Елена Пойманова, 06.06.20 в 00:13 1 Ответить Пожаловаться
Антонина Михайловна, спасибо за статью! Очень интересно читать о развитии способностей в разных возрастных группах.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.