Развитие специальных художественных способностей средствами изобразительной деятельности

17
5
Материал опубликован 25 May 2020 в группе

«Развитие специальных художественных способностей средствами изобразительной деятельности»

       На занятиях по изо деятельности формируются общие и специальные способности. К основным специальным способностям относятся цвет, форма, композиция.

       Вась мой педагогический процесс основан на развитии и формировании у детей этих способностей, только освоив их можно говорить, готов ли ребенок к созиданию нового. Ведь ни кто не начнет лепить горшок, не освоив знаний гончарного дела. Дети должны знать, что такое цвет, форма, композиция.

       Чувство цвета – самое яркое и основное средство художественной выразительности и выступает как ведущая художественная способность уже в 3-4 года, умения которой накапливаются в процессе продуктивной деятельности. Мир цвета, что может быть интереснее для ребёнка? Это и его эмоциональное состояние, и его отношение к окружающему миру. Познание мира ребёнком начинается с восприятия основных цветных предметов и явлений, пока все просто, солнышко желтое, яблоко красное, но долго его нельзя ограничивать знанием трёх цветов даже в раннем возрасте. И здесь очень важно научить ребёнка техническим приёмам и методам смешивания через экспериментирование, исполнительство, умение обследовать. Появляются дополнительные цвета. Играя, нужно учить видеть разницу между красками, эмоциональную насыщенность цветов.

       Чем бы ребёнок ни рисовал, наслаждаясь цветом, к 4-5 годам у него уже формируется способность к восприятию формы и самостоятельному формообразованию, являясь в этом возрасте основным художественно-выразительным средством. Это интегральная когнитивно-эмоциональная способность, являющаяся аспектом освоения человеком мира в процессе познания, творчества, поведения и общения. В этом смысле это уникальная способность. Здесь мне хочется сказать о принципе систематичности и последовательности, цикличности, интеграции, о превращении простых форм, о реализации принципа «от простого к сложному». Дети преобразовывают простые геометрические формы в знакомые образы. К концу года образы обрастают множеством характерных дополнений, появляется динамика движений, в рисунках появляется линия горизонта, воздушное пространство. Говоря о форме, мы не забываем о цвете, о его роли в рисунке. Предлагаю детям рассматривать, сравнивать прекрасные тёплые и холодные, весёлые и грустные, добрые и злые, озорные и спокойные, волшебные цвета.

       В 5-6 лет дети овладевают третей очень важной специальной способностью чувством композиции. Развивается способность создавать осмысленное гармоничное целое, умение схватывать целое до анализа «частей», активно формируется всеми средствами художественной деятельности. Владея цветом и формой им не трудно задумывать и завершать задуманный рисунок, дополняя деталями, характеризующими художественный образ.

       К 7 годам ребёнок способен к созданию своего рисунка, своего образа. К колористической выразительности прибавляется оригинальность, вариативность, выраженная динамика движений, дети используют в рисунке нетрадиционные формы и техники. Море лучше рисовать зубной щеткой по мокрому слою, при рисовании фона используют растяжку цвета, рисуют фон от пятна, в рисунке появляется ярко выраженный художественный образ.

       Организовывая развивающую среду в изостудии, я помогаю детям найти разные способы решения одной и той же задачи, развивая поисковый, творческий характер. Время от времени создаю проблемные ситуации, чтобы активизировать поисково-исследовательскую деятельность. Развивая тем самым представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными техниками и инструментами. Манипулируя с художественными материалами, вызываю у детей ассоциации: «На что похоже?», «Кто оставил этот след?», «Что будет, если?», «На что похож отпечаток моей руки, а вашей?»

       Создавая образы по мотивам и в технике разных видов творчества, используя знания об окружающем мире и понимание специфики того или иного вида искусства у детей к композиционной и образной выразительности прибавляется ещё один важный аспект – смысловая выразительность. На этом этапе можно смело говорить о творчестве!

       Я рассматриваю ребенка не как объект, которого готовят к школе, а как личность, которая должна пройти все этапы развития без натаскивания и отработки навыков, путем развития эмоциональной сферы, интеллектуально-творческого потенциала, что станет основой для развития ребенка на следующих возрастных этапах.

       Помогая детям войти в мир прекрасного, учу различать добро и зло, бужу цветом и формой их эмоции, их души, помогаю стать творцами...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за помощь коллегам!

25 May 2020

Спасибо, Антонина Михайловна, за очень познавательный и интересный материал по изодеятельности.

25 May 2020

Антонина Михайловна, спасибо за статью (из опыта работы)!

25 May 2020

Галина Владимировна, спасибо, извините исправила.

25 May 2020

Антонина Михайловна, спасибо за статью! Очень интересно читать о развитии способностей в разных возрастных группах.

6 June 2020

Похожие публикации