Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

1
0
Материал опубликован 4 November 2022

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Проблема формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста обусловлено важностью и обострением экологических проблем в современном мире. Дошкольное образовательное учреждение, опираясь на ФГОС ДО, обязано заложить основные базовые ценности, экологическое создание, культуру поведения, ответственное и гуманное отношение детей к природе.

Средства изобразительного искусства представляют собой уникальную возможность осуществлять экологическое воспитание при условии грамотного руководства со стороны педагога. В русской живописи есть немало мастеров, чьи произведения продолжают вдохновлять, удивлять и восхищать нас. Богатство русской природы, красота и прохлада лесов, широта полей, многообразие растительности, - все это нашло воплощение в работах И.И. Шишкина, А.И. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, В.Н. Гаврилов и др. Но эти работы могут и не найти отклик в детской душе если с ними не познакомить дошкольников, если не обратить их внимание на красоту полей, лесов, рек и всей природы. Поэтому столь важно не только знакомить детей с произведениями русской живописи, но и воспитывать чувство красоты, желание сохранить природу.

Однако в арсенале педагогов не так много средств по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, нет разработанных методических пособий, конспектов занятий, педагогических рекомендаций, мастер-классов для родителей и педагогов, рабочих тетрадей для дошкольников, а сама материальная база детского сада порой не располагает необходимыми репродукциями картин.

Средства изобразительного искусства представляют собой уникальную возможность осуществлять экологическое воспитание при условии грамотного руководства со стороны педагога. В русской живописи есть немало мастеров, чьи произведения продолжают вдохновлять, удивлять и восхищать нас. Богатство русской природы, красота и прохлада лесов, широта полей, многообразие растительности, – все это нашло воплощение в работах И.И. Шишкина, А.И. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, В.Н. Гаврилов и др. Но эти работы могут и не найти отклик в детской душе если с ними не познакомить дошкольников, если не обратить их внимание на красоту полей, лесов, рек и всей природы. Поэтому столь важно не только знакомить детей с произведениями русской живописи, но и воспитывать чувство красоты, желание сохранить природу.

Картины Ивана Ивановича Шишкина представляют уникальное средство по формированию экологической культуры дошкольников, ведь художник поистине воспел красоту русской природы и возвел эту привычную всем красоту на пьедестал почета. Искусство Ивана Шишкина отличается простотой. Особенно великолепны такие его шедевры, как «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Утро в сосновом лесу», «Лесная глушь», «Лесные дали» и другие, проникнуты истинной любовью к русскому лесу. Шишкин считается основоположником национального реалистического пейзажа, это означает, что художник видел природу глазами своего народа [50].

На примере картин И.И. Шишкина в старшей группе можно проводить следующие мероприятия:

беседы на экологические темы «Я люблю лес», «Что растет в лесу», «Каким бывает лес», «Как нужно себя вести в лесу», «Лиственные и хвойные деревья»;

рисование на экологическую тематику «Лесные дали», «Дождь в лесу», «Утро в лесу»;

дидактические игры «Угадай время года по картине Шишкина», «Угадай природные явления», «Что растет на поляне».

Другим средством по формированию экологической культуры дошкольников выступают картины Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927), который известен как мастер деревенского пейзажа. К шедеврам Поленова относятся такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Пейзажи Поленова отличаются красотой и поэтичностью. К эпическим пейзажам художника можно отнести картины: «Зима. Имоченцы», «Деревня Тургенево», «Старая деревня», «Деревенский пейзаж с мостиком», «Осень в Абрамцеве». Для проведения интегрированных занятий по рисованию можно использовать следующие виды работ:

беседы на экологические темы: «Что ты чувствуешь, глядя на картину Поленова», «Назови признаки осени, которые изобразил художник», «Чем славится деревенская жизнь», «Красота и чистота деревенской природы», «Почему мы должны сохранять цветы?»;

рисование на основе впечатлений по картинам «Деревья осенью», «Я еду в деревню», «Родные просторы», «Я рисую цветы» и др.

На формирующем этапе осуществлялась реализация педагогических условий формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Был разработан план по реализации педагогических условий формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, осуществлено обогащение предметно-пространственной среды репродукциями картин И.И. Шишкина, А.И. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова, В.Н. Гаврилова, И.И. Левитана в соответствии с временами года. Также нами разработана рабочая тетрадь по экологическому воспитанию с использованием произведения русских художников-пейзажистов «Времена года». Рабочая тетрадь использовалась на занятиях и в свободной деятельности. С помощью рабочей тетради нам удалось показать красоту русской природы на основе репродукций картин великих художников, провести беседы на экологические темы, развивать экологическое сознание у детей, воспитывать чувство прекрасного, познакомить с работами великих русских художников-пейзажистов.

Мы осуществили привлечение родителей к конкурсам совместных рисунков «Золотая осень», «Лес весной», «Первые птицы» и др. Были разработаны памятки, рекомендации родителям «Посетите Третьяковскую галерею онлайн», «Как рассказать ребенку о природе?», «Как воспитывать экологические чувства» и др.

В результате мониторинга было выяснено, что количество детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем экологической культуры увеличилось с 15% до 65%, со средним уровнем – составило 35%, с низким уровнем дети не выявлены. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения работы по развитию у детей экологической культуры средствами изобразительного искусства.

Список литературы

Антонов В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019 – № 1 (27). – С. 103. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38540962

Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т. А. Анцыперова // Детский сад от А.до Я. – 2015. – № 9. – С. 41-44.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации