Конспект занятия по литературе на тему «И.А. Крылов» (4 класс)
Конспект занятия по теме «И.А. Крылов»
Цель: обобщить и систематизировать знания о баснях И. А. Крылова.
Планируемые результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, видеоматериал, медиапроектор, выставка книг И.А.Крылова..
Технологии: игровое обучение, личностно-ориентированная технология.
Форма занятия: игра.
Ход занятия
1 Организационный момент.
-Ребята, мы с вами на протяжении нескольких занятий знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова
- Кто такой И.А.Крылов?
- Что мы о нём знаем?
- Что такое басня?
-А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
2 Слово об И.А Крылове с использованием презентации.
И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.
Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.(М.Исаковский)
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
3. Игра –соревнование по басням Крылова.
Деление на команды.
Дети получают карточки со словами. Необходимо составить из слов строку из басен и объединиться в команды.
Конкурс №1 Художники.
По одному участнику от команды. Необходимо проиллюстрировать любую басню Крылова. Время работы 20 минут. Остальные выполдняют другие задания.
Конкурс №2 Видеоролик.
Дети просматривают отрывок мультфильма по басне и записывают название на карточке.
Конкурс №3 Найди пару.
Каждая команда получает карточки с изображением животного. Необходимо найти карточку с животным, которое упоминается в названии басни Крылова, составить пары и наклеить на лист бумаги. Кто больше соберет за 5 минут. ( стрекоза- муравей, слон –собачка , ворона –лисица и т.д)
Конкурс №4 Театральный.
Дети получают карточку с названием басни. Необходимо инсценировать ее. Время для подготовки 5 минут.
Конкурс №5 Восстанови басню.
Каждая команда получает карточку с отрывком из басни с пропущенными словами. Необходимо восстановить отрывок.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть____________; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда ________________.
Случается нередко нам
И труд и мудрость______________,
Где стоит только догадаться,
За дело__________.
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же,__________!»
Когда в товарищах________________,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,_____________.
Что Климыч на-руку______________, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает_______________.
Конкурс №6 Узнай басню по морали.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Ворона илисица)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
(Ларчик)
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
(Стрекоза и муравей)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(Лебедь, щука и рак)
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
(Зеркало и обезьяна)
Конкурс №7 Продолжите крылатые слова.
У каждой команды карточка с началом крылатого выражения.
Необходимо дописать конец. Кто больше сделает за 3 минуты.
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
Конкурс №8 Оъяснялки.
Каждая команда получает карточку с крылатым выражением. Дети объясняют значение выражения.
«Слона-то я и не приметил».
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
«Да только воз и ныне там».
«…рыльце у тебя в пуху».
4.Подведение итогов игры. Награждение победителей.
И.А.Крылов прожил 75 лет, написав более 200 басен, они переведены на 60 языков. Он считается лучшим баснописцем в мире. Его басни были популярны уже при жизни, современны они и сейчас.
В чем же секрет басен Крылова И.А.?
Надеюсь, произведения Крылова останутся для вас умной и нужной книгой.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?