Урок «И.А. Крылов. Прогулки по "Крыловскому зоосаду"»
Цели:
- обобщить знания учащихся об идейно – тематическом содержании и
художественных особенностях басен И.А.Крылова;
- расширить представления учащихся о басенном мире Крылова и
показать их нравственное значение;
- познакомить учащихся с баснями современных писателей;
- повторить основные принципы построения данного жанра эпоса;
- развивать умения находить в басне мораль, делать выводы для себя,
наблюдая за поступками других;
Оборудование: портрет И.А.Крылова и иллюстрации к его басням, плакат, иллюстрации учащихся к басням, костюмы для инсценировки басен.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деят – ть учащихся |
II ФНЗ 1.Сообщение темы и целей урока. Тема урока Иван Андреевич Крылов. Басни. Обобщающий урок. 2.Чтение эпиграфа. - Прочитаем эпиграф на доске: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по – видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства». Н.В.Гоголь - В конце урока мы вновь вернемся к содержанию этих мыслей писателя. 3.Слово учителя. - Мы сегодня отправимся на увлекательную и полезную прогулку в «Крыловский зоосад». Это особенный зоосад, так как питомцы его не обычные звери, а очеловеченные, потому что все они родом из Страны Басен. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову. (На доске плакат): 4.Вступительное слово учителя.
Как вы уже знаете, одним из старейших жанров литературы является басня – самый устойчивый жанр литературы. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. В России в жанре басни писали: М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С.Михалков, Л.Филатов и другие поэты. Басни И.А.Крылов писал, будучи человеком зрелого возраста. Жизнь писателя и его творчества известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел её до совершенства. - Давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете? - С И.А.Крыловым надо держать ухо востро: ведь пороки – то заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а чтобы противостоять им, нужно хорошо знать и помнить басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и советами. Будем же внимательны, умны и станем учиться только хорошему. Не зря же в басне «Бочка» баснописец предупреждает нас: Ученьем вредным с юных дней Нам стоит раз лишь напиваться, А там во всех твоих поступках и делах, Каков ни будь ты на словах, А все им будешь отзываться. Вот поэтому в зоосад пускают не всех, а только тех, кто готов к этой увлекательной, но не безопасной прогулке, и при входе проверяют необходимые знания. У нас есть три команды, которые сегодня совершат прогулку по «Крыловскому зоосаду». И оценивать ваши знания будет комиссия зоосада. Для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1.Что такое басня? Дайте её определение. 2.Назовите родственные басне жанры. 3.Подберите синонимы к термину «аллегория». 4.Объясните значение выражения «эзопов язык». Древнейшим баснописцем являлся Эзоп. О нем сохранилось много легенд. Говорят, что он был раб – уродец философа Ксафта, всю силу своего смеха направил против господина, но был освобожден от рабства государственными мужами, служил царю Крезу и погиб от клеветы служителей храма, которых он тоже обличал в своих баснях. Басни Эзопа читал длинным размеренным греческим стихом. 5.Что такое мораль басни? 6.Кого Крылов в своих баснях называет «вещуньей»? 7…….. «попрыгуньей»? 8……... «серым рыцарем»? 9……… «проказницей»? - Ну, вот вы и в зоосаде. Кого тут только нет!.. Да самое интересное, что все они в человеческие одежды наряжены (учитель обращает внимание детей на выставку иллюстраций): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне, кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком платок, на ком шапка, на ком треуголка… Можно прямо историю русского костюма изучать! И что поразительно все разговаривают на чистейшем русском языке! Итак, а теперь вам предстоит разгадать кроссворд. 5.Работа в группах. 1.Разгадаем кроссворд. 1)Человек, пишущий басни. (Баснописец) 2)Вид литературного произведения. (Басня) 3)Известный русский баснописец (Крылов) 4)Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (Олицетворение) 5)Веселая добродушная насмешка. (Юмор) 6)Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория) 2. «Кто лучше знает басни Крылова» - У нас есть три команды, каждая из вас сейчас получит текст известной вам басни, но в тексте забыли написать некоторые слова, ваша задача – вписать недостающие слова. - Ну, а теперь подойдем поближе к вольеру, где живут самые популярные персонажи басен Крылова. Нас познакомят с ними «учёные - баснезоологи», и мы лучше узнаем этих героев.
- Участники команды………. Показали нам инсценировку к басне «Стрекоза и муравей». Давайте посмотрим на эту басню как жанр литературы, определим, к какому роду относится басня, каковы её особенности. Как вы думаете, к какому роду литературы относится басня и почему? - Давайте вместе сформулируем особенности басни как эпического жанра.
1)В басне есть герои и литературный конфликт, в котором раскрываются их характеры. 2)Автор повествует о героях и их отношениях. 3)Басня строится по строгой схеме: зачин, повествование, мораль. 4)Басня может быть написана в стихотворной или прозаической формах. 5)Главным художественным приемом в басне является – …………аллегория.
Чтобы определить, что является главным художественным приемом, давайте рассуждать. - Кто герои басни? - А что автора так волнуют отношения между животными? - Каких же людей? Людей или в определенном образе животного автор предполагает определенный характер человека? (показывает «Голубя мира») - Когда вы видите такой плакат, о чем вы думаете? - Да, «Голубь мира» стал символом мира, символом борьбы за мир. А это что? - Правильно, этот образ связан с медициной. Такой прием, когда отвлеченное понятие – сила, слабость, мир, лень и другие – изображается в конкретном предметном виде, называется аллегорией. - А какое отношение к нашему уроку имеет аллегория? - Правильно, и дописываем пятый пункт – аллегория. - Наша прогулка по «Крыловскому зоосаду» подходит к концу, но, чтобы выйти нам из зоосада, необходимо выполнить следующее задание Выразительно прочитайте стихотворение. Определите, можно ли его назвать басней. 1.И.Демьянов «Наташа и воротничок». Наташа свой воротничок ругала: - Из – за тебя я так устала, Я у корыта целый день, Раз пять тебя стирала. Как пачкаться тебе не лень? Сняла, а ты опять, как сажа, Чернее даже! - Согласен я, - сказал воротничок; Устала ты, бедняжка, у корыта, Но на себя должна ты быть сердита И мне напрасно делаешь упрек. И всё же я, тебя жалея, Хочу по – дружески сказать: Ты лучше чище вымой шею, Тогда не будешь часто так стирать! 2.С.Погореловский «Трудное положение».
В тревоги и смятении Встречает сына мать: - Ну, что по поведению? - Да троечка опять! - Ах, что за наказание? - А чем я виноват? Домашнее задание Писал мне старший брат, Ты делала сложение, Делил и множил дед. Но хуже с поведением: Помощников – то нет! 3.А.Измайлов «Лестница».
Стояла лестница однажды у стены. Хотя ступени все между собой равны, Но верхняя ступень пред нижними гордилась. Шел мимо человек на лестницу взглянул, Схватил, перевернул – И верхняя ступень внизу уж очутилась. Так человек иной на вышине стоит, Гордится, и глядишь: как раз слетит. Возьмем в пример Наполеона: Как сатана с небес, так он слетел со трона.
Домашнее задание. Итог 1.Обобщающее слово учителя с элементами беседы. Об Иване Андреевиче говорили : «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино». Н.В.Гоголь. «Все будут расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». В.Г.Белинский. - Ребята, чему вы научились у великого баснописца И.А.Крылова? - Интересно ли вам было познакомится с его произведениями? - Как вы думаете, нужна ли басня сейчас, будущему поколению? |
«Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне», «Мартышка и очки» и т.д. Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера. Притча, сказка, пословица, загадка. Иносказание, эзопов язык. Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироническими намеками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом. Поучение, которое дается в начале или в конце басни. Ворону. Стрекозу. Волка. Мартышку.
«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей». Учащиеся представляют свое домашнее задание – инсценировку басни. К эпическому. Есть герои, конфликт, автор, который повествует. Животные. Нет, он подразумевает людей. Да, определенный характер человека. Например, стрекоза – легкомысленный человек, муравей – трудолюбивый, собака – жадный. О мире Аптека, медицина. В баснях встречается аллегория. |