Урок «И.А. Крылов. Прогулки по "Крыловскому зоосаду"»

0
0
Материал опубликован 17 September 2017

Цели:

- обобщить знания учащихся об идейно – тематическом содержании и

художественных особенностях басен И.А.Крылова;

- расширить представления учащихся о басенном мире Крылова и

показать их нравственное значение;

- познакомить учащихся с баснями современных писателей;

- повторить основные принципы построения данного жанра эпоса;

- развивать умения находить в басне мораль, делать выводы для себя,

наблюдая за поступками других;

 

Оборудование: портрет И.А.Крылова и иллюстрации к его басням, плакат, иллюстрации учащихся к басням, костюмы для инсценировки басен.

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деят – ть учащихся

II ФНЗ

1.Сообщение темы и целей урока.

Тема урока Иван Андреевич Крылов. Басни. Обобщающий урок.

2.Чтение эпиграфа.

- Прочитаем эпиграф на доске:

«Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по – видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».

Н.В.Гоголь

- В конце урока мы вновь вернемся к содержанию этих мыслей писателя.

3.Слово учителя.

- Мы сегодня отправимся на увлекательную и полезную прогулку в «Крыловский зоосад». Это особенный зоосад, так как питомцы его не обычные звери, а очеловеченные, потому что все они родом из Страны Басен. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову.

(На доске плакат):

4.Вступительное слово учителя.

 

Как вы уже знаете, одним из старейших жанров литературы является басня – самый устойчивый жанр литературы. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

В России в жанре басни писали: М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С.Михалков, Л.Филатов и другие поэты.

Басни И.А.Крылов писал, будучи человеком зрелого возраста. Жизнь писателя и его творчества известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел её до совершенства.

- Давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

- С И.А.Крыловым надо держать ухо востро: ведь пороки – то заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а чтобы противостоять им, нужно хорошо знать и помнить басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и советами. Будем же внимательны, умны и станем учиться только хорошему. Не зря же в басне «Бочка» баснописец предупреждает нас:

Ученьем вредным с юных дней

Нам стоит раз лишь напиваться,

А там во всех твоих поступках и делах,

Каков ни будь ты на словах,

А все им будешь отзываться.

Вот поэтому в зоосад пускают не всех, а только тех, кто готов к этой увлекательной, но не безопасной прогулке, и при входе проверяют необходимые знания. У нас есть три команды, которые сегодня совершат прогулку по «Крыловскому зоосаду». И оценивать ваши знания будет комиссия зоосада. Для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Что такое басня? Дайте её определение.

2.Назовите родственные басне жанры.

3.Подберите синонимы к термину «аллегория».

4.Объясните значение выражения «эзопов язык».

Древнейшим баснописцем являлся Эзоп. О нем сохранилось много легенд. Говорят, что он был раб – уродец философа Ксафта, всю силу своего смеха направил против господина, но был освобожден от рабства государственными мужами, служил царю Крезу и погиб от клеветы служителей храма, которых он тоже обличал в своих баснях. Басни Эзопа читал длинным размеренным греческим стихом.

5.Что такое мораль басни?

6.Кого Крылов в своих баснях называет «вещуньей»?

7…….. «попрыгуньей»?

8……... «серым рыцарем»?

9……… «проказницей»?

- Ну, вот вы и в зоосаде. Кого тут только нет!.. Да самое интересное, что все они в человеческие одежды наряжены (учитель обращает внимание детей на выставку иллюстраций): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне, кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком платок, на ком шапка, на ком треуголка… Можно прямо историю русского костюма изучать! И что поразительно все разговаривают на чистейшем русском языке!

Итак, а теперь вам предстоит разгадать кроссворд.

5.Работа в группах.

1.Разгадаем кроссворд.

1)Человек, пишущий басни. (Баснописец)

2)Вид литературного произведения. (Басня)

3)Известный русский баснописец (Крылов)

4)Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (Олицетворение)

5)Веселая добродушная насмешка. (Юмор)

6)Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория)

2. «Кто лучше знает басни Крылова»

- У нас есть три команды, каждая из вас сейчас получит текст известной вам басни, но в тексте забыли написать некоторые слова, ваша задача – вписать недостающие слова.

- Ну, а теперь подойдем поближе к вольеру, где живут самые популярные персонажи басен Крылова. Нас познакомят с ними «учёные - баснезоологи», и мы лучше узнаем этих героев.

 

- Участники команды………. Показали нам инсценировку к басне «Стрекоза и муравей». Давайте посмотрим на эту басню как жанр литературы, определим, к какому роду относится басня, каковы её особенности.

Как вы думаете, к какому роду литературы относится басня и почему?

- Давайте вместе сформулируем особенности басни как эпического жанра.

 

1)В басне есть герои и литературный конфликт, в котором раскрываются их характеры.

2)Автор повествует о героях и их отношениях.

3)Басня строится по строгой схеме: зачин, повествование, мораль.

4)Басня может быть написана в стихотворной или прозаической формах.

5)Главным художественным приемом в басне является – …………аллегория.

 

Чтобы определить, что является главным художественным приемом, давайте рассуждать.

- Кто герои басни?

- А что автора так волнуют отношения между животными?

- Каких же людей? Людей или в определенном образе животного автор предполагает определенный характер человека?

(показывает «Голубя мира»)

- Когда вы видите такой плакат, о чем вы думаете?

- Да, «Голубь мира» стал символом мира, символом борьбы за мир. А это что?

- Правильно, этот образ связан с медициной. Такой прием, когда отвлеченное понятие – сила, слабость, мир, лень и другие – изображается в конкретном предметном виде, называется аллегорией.

- А какое отношение к нашему уроку имеет аллегория?

- Правильно, и дописываем пятый пункт – аллегория.

- Наша прогулка по «Крыловскому зоосаду» подходит к концу, но, чтобы выйти нам из зоосада, необходимо выполнить следующее задание

Выразительно прочитайте стихотворение. Определите, можно ли его назвать басней.

1.И.Демьянов «Наташа и воротничок».

Наташа свой воротничок ругала:

- Из – за тебя я так устала,

Я у корыта целый день,

Раз пять тебя стирала.

Как пачкаться тебе не лень?

Сняла, а ты опять, как сажа,

Чернее даже!

- Согласен я, - сказал воротничок;

Устала ты, бедняжка, у корыта,

Но на себя должна ты быть сердита

И мне напрасно делаешь упрек.

И всё же я, тебя жалея,

Хочу по – дружески сказать:

Ты лучше чище вымой шею,

Тогда не будешь часто так стирать!

2.С.Погореловский «Трудное положение».

 

В тревоги и смятении

Встречает сына мать:

- Ну, что по поведению?

- Да троечка опять!

- Ах, что за наказание?

- А чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников – то нет!

3.А.Измайлов «Лестница».

 

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шел мимо человек на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной на вышине стоит,

Гордится, и глядишь: как раз слетит.

Возьмем в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

 

Домашнее задание.

Итог

1.Обобщающее слово учителя с элементами беседы.

Об Иване Андреевиче говорили :

«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино». Н.В.Гоголь.

«Все будут расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». В.Г.Белинский.

- Ребята, чему вы научились у великого баснописца И.А.Крылова?

- Интересно ли вам было познакомится с его произведениями?

- Как вы думаете, нужна ли басня сейчас, будущему поколению?

«Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне», «Мартышка и очки» и т.д.

Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера.

Притча, сказка, пословица, загадка.

Иносказание, эзопов язык.

Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироническими намеками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом.

Поучение, которое дается в начале или в конце басни.

Ворону.

Стрекозу.

Волка.

Мартышку.

 

«Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей».

Учащиеся представляют свое домашнее задание – инсценировку басни.

К эпическому. Есть герои, конфликт, автор, который повествует.

Животные.

Нет, он подразумевает людей.

Да, определенный характер человека. Например, стрекоза – легкомысленный человек, муравей – трудолюбивый, собака – жадный.

О мире

Аптека, медицина.

В баснях встречается аллегория.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.