Интеллектуальный марафон «Правдивые уроки И.А. Крылова» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Интеллектуальный марафон
«Правдивые уроки» И.А. Крылова
(обобщающий урок по литературе в 5 классе)
Учитель: Сопова
Елена Григорьевна
учитель русского языка
и литературы
Сафоново
2018 год
Цель урока
Показать, что басни И.А. Крылова есть отражение жизни народа, кладезь мудрых мыслей, источник нравственных уроков.
Задачи
Систематизировать знания обучающихся о жизни и творчестве И.А. Крылова.
Развивать логическое мышление, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Формировать активную читательскую позицию, навыки выразительного чтения и актерского мастерства.
Воспитывать нравственные качества: ответственность за свои поступки, правдивость, скромность, чувство патриотизма, трудолюбие, активную жизненную позицию, любознательность.
Оборудование
Портреты баснописцев
– Эзоп
– Лафонтен
– В.К. Тредиаковский (Василий Кириллович)
– А. Кантемир (Антиох Дмитриевич)
– А. Сумароков (Александр Петрович)
– М.В. Ломоносов (Михаил Васильевич)
– И.И. Дмитриев (Иван Иванович)
– И.А. Крылов (Иван Андреевич)
– С.В. Михалков (Сергей Владимирович)
Басни И.А. Крылова
Эзоп около 600 г. до н. э. |
Лафонтен 1621-1695 гг. |
В.К. Тредиаковский 1703-1769 гг. |
А. Кантемир 1798-1744 гг. |
А.П. Сумароков 1717-1777 гг. |
М.В. Ломоносов 1711-1765 гг. |
И.И. Дмитриев 1760-1837 гг. |
И.А. Крылов 1769-1844 гг. |
С.В. Михалков 1913-2009 гг. |
Интеллектуальный марафон «Правдивые уроки» И.А. Крылова.
Вы помните, люди: меж вами
Жил этот маститый старик,
Правдивых уроков словами
И жизненным смыслом велик.
В. Бенедиктов
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня в нашем классе состоится интеллектуальный марафон «Правдивые уроки» И.А. Крылова, человека, оставившего нам великое наследство. Вы будете состязаться в знании басен этого многоопытного, умудренного жизнью писателя. Команда, которая наберет большее количество баллов, станет победителем. А выявить его нам поможет жюри:
Сидоренкова Ирина Владимировна (директор МБОУ «СОШ №1)
Трошкина Елена Викторовна (заместитель директора по внеклассной работе)
Бухарева Ольга Олеговна (председатель родительского комитета)
Итак, мы отправляемся в наше необычное басенное путешествие, которое будет проходить в несколько этапов.
II. Интеллектуальный марафон.
Этап №1. Представление команд. (После каждого этапа жюри подсчитывает количество правильных ответов, выразительность, эмоциональность выступления учеников).
Команды поочередно поднимаются «на сцену» во главе с капитанами и произносят девиз.
№ |
Название команды |
Девиз |
1 |
«Вороны» (капитан – Глащенков Кирилл) |
Наша команда зовется – «Вороны»! Будем мы крепко держать оборону! Басни Крылова стыдно не знать. Сможем достойный ответ мы вам дать! |
2 |
«Крыловцы» (капитан – Кучерова Карина) |
Мы – крыловцы непростые, Мы – ребята удалые! Любим басни мы читать, Ведь хотим мы лучше стать! |
3 |
«Ломоносовы» (капитан – Тишкина Алена) |
Мы – Ломоносовы! Мы умные, как он. И басню вам расскажем, И сценку вам покажем! |
4 |
«Чудаки» (капитан – Тишкин Алексей) |
Наяву и во сне Мы на суше и в воде. Мы всегда идем вперед! Чудаков удача ждет! |
Этап №2. Викторина.
Когда и где родился И.А. Крылов?
(2(13) февраля 1769 г. в Москве.)
Где учился этот человек, обладающий острым словом?
(По одним сведениям нигде, по другим же – он посещал Тверское училище.)
Какие качества характера помогли ему стать одним из самых главных просвещенных людей своего времени?
(В нем жила жажда знаний. С детства он любил читать и размышлять о прочитанном, был настойчив в достижении цели. По словам А.С. Пушкина, Крылов знал главные европейские языки, а в 50 лет выучил древнегреческий.)
С чего началась творческая биография Крылова?
(С трагедий «Клеопатра» и «Филомела», подвергшихся резкой критике актером И. Дмитровским, который познакомил юношу с театральным миром Петербурга. Затем Крылов обращается к комической опере и комедии. В них он подвергает резкой критике лицемерие и развращенность светского общества. С этого времени Крылова заметили в литературных и театральных кругах.)
В каком жанре гений Крылова выразился необычайно широко и мощно?
(В басне.)
Что такое басня?
(Басня – один из малых эпических жанров, краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера, высмеивающий человеческие недостатки.)
Кто был первым сочинителем басен и что вы о нем знаете?
(Раб Эзоп, живший в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Героями его произведений были звери.)
Что такое эзопов язык?
(Иносказание; художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)
В каком году началось басенное творчество И.А. Крылова?
(В 1806. Это были басни «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых».)
Сколько всего басен написал Крылов?
(Более двухсот, объединенных им в 9 книг, первая из которых вышла в 1809 г.)
В чем, по вашему мнению, успех его басен?
(В них он представлял русскую жизнь в самых острых противоречиях и оценил ее с точки зрения народной нравственности.)
Назовите отличительные особенности басен Крылова?
(Каждая из них – это своего рода маленькая человеческая комедия, в которой простодушный и лукавый рассказчик повествует об увиденных им сценах, поднимает не только бытовые, но и остросоциальные и философские темы. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению в обществе, психологии, характеру. Рассказчик предлагает читателю дать моральную оценку происходящему, которая выражена в пословицах и поговорках.)
Как называется эта часть басни?
(Мораль, т.е. поучительная часть басни.)
Каких, кроме Эзопа и И.А. Крылова, баснописцев вы знаете?
(Лафонтен, В.К. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, М.В. Ломоносов, И. Дмитриев, С.В. Михалков.)
Портреты всех баснописцев выводятся на экран.
Этап №3. Конкурс газет.
Представители от каждой команды «защищают» газеты, самостоятельно оформленные учащимися в виде иллюстраций к басням Крылова и материалов, свидетельствующих об интересных фактах его жизни.
Этап №4. Конкурс чтецов.
Басенный жанр, пожалуй, один из самых сложных. К нему обращались многие русские писатели и поэты, но широкую известность приобрел только Крылов.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней, –
так сказал о великом баснописце наш земляк М.В. Исаковский. Сейчас некоторые из них прозвучат в вашем, ребята, исполнении.
Каждая команда представляет своего чтеца:
1-я – Зайцев Савелий («Лисица и Осел»)
2-я – Искорцева Алина («Мартышка и Очки»)
3-я – Мишкин Всеволод («Квартет»)
4-я – Филатова Диана («Лисица и Виноград»)
Этап №5. «Лингвистическая кладовая».
Однажды Крылов признался: «Люблю, где случай есть, пороки поощрять». Так какие же человеческие недостатки высмеивал баснописец? В этом вам поможет знание творческого наследия писателя.
После каждого заданного вопроса ответ-слово пишу на доске (это коллективная работа).
Что высмеивает басня «Ворона и Лисица»? (Лесть)
О чем басня «Стрекоза и Муравей»? (О лени)
Над чем мы смеемся в баснях «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»? (Над невежеством)
Против чего направлена басня «Слон на воеводстве»? (Против тупости)
Басня «Волк на псарне». О чем она? (О вражде)
Что высмеивает басня «Свинья под Дубом»? (Неблагодарность)
Что осуждается в басне «Кукушка и Петух»? (Изворотливость)
Над чем смеемся в басне «Синица»? (Над хвастовством)
На доске учителем записаны слова:
Лесть
Лень
Невежество
Тупость
Вражда
Неблагодарность
Изворотливость
Хвастовство
Этап №6. Конкурс капитанов. (Жюри проверяет правильность ответов. В это время проводится следующий конкурс.)
Подобрать к записанным на доске словам синонимы и антонимы.
Слова |
Синонимы |
Антонимы |
Лесть Лень Невежество Тупость Вражда Неблагодарность Изворотливость Хвастовство |
угодливость, изворотливость праздность необразованность, глупость недальновидность ненависть непризнательность лукавство бахвальство |
прямота трудолюбие, активность образованность сообразительность перемирие, согласие благодарность прямолинейность скромность |
Этап №7. «Угадай басню по детали».
На экране поочередно показываю предметы, по которым учащиеся угадывают басни:
Соловей на ветке («Осел и Соловей»)
Дуб («Свинья под Дубом»)
Шкура Волка («Волк на псарне»)
Щука с разинутым ртом («Щука и Кот»)
Виноград
Виноград («Лисица и Виноград»)
Очки («Мартышка и Очки»)
Зеркало («Зеркало и Обезьяна»)
Этап №8. Продолжи афоризм.
Что такое афоризмы? (Это крылатые выражения, многие из которых стали пословицами и поговорками.)
На экране выводится начало афоризма. Участники команд продолжают его; угадывают, из какой басни слова, и объясняют, как они понимают его.
Услужливый дурак… (опаснее врага). «Пустынник и Медведь».
(Неумелая, непродуманная помощь, даже если она оказывается с благими намерениями, может принести больше вреда, чем пользы).
И в сердце льстец… (всегда отыщет уголок). «Ворона и Лисица».
(Льстец всегда войдет в доверие к другому человеку).
Однако же в семье… (не без урода). «Слон на воеводстве».
(И в самом хорошем коллективе найдется человек, бросающий на него тень).
А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар».
(Речь идет о ситуации, когда один убеждает, а другой его не слушает, продолжая делать свое дело).
Скорей без памяти домой – … (и с той поры к Демьяну ни ногой). «Демьянова уха».
(Неумеренное гостеприимство может привести к разрыву отношений с другом).
Слона-то я… (и не приметил). «Любопытный».
(Не замечать самое важное, значительное).
Великий человек лишь громок на делах… (и думает он крепко думу без шуму). «Две Бочки».
(Необходимо ценить человека не по словам, а по его делам).
Невежда также в ослепленье… (бранит науки и ученье). «Свинья под Дубом».
(Так говорят о людях, которые не хотят расширять свой кругозор и учиться чему-то новому).
Когда в товарищах согласья нет,… (на лад их дело не пойдет). «Лебедь, Щука и Рак».
(Любое дело требует сплоченности и общих усилий).
Чтоб музыкантом быть,… (так надобно уменье). «Квартет».
(Человек должен обладать талантом, трудолюбием, чувством коллективизма, чтобы принести радость окружающим).
Этап №9. Прояви актерское мастерство!
Именно в басне раскрылся истинный талант И.А. Крылова, который словно приглашает своих читателей посмотреть на себя со стороны.
Учащиеся инсценируют басни:
1-я команда – «Ворона и Лисица».
2-я команда – «Стрекоза и Муравей».
3-я команда – «Волк и Ягненок».
4-я команда – «Лисица и Осел».
III. Подведение итогов. Команды получают призы.
IV. Заключительное слово учителя. (На экране памятник И.А. Крылову)
В 1844 году скончался великий баснописец. А в 1855 году в Летнем саду ему воздвигли памятник, сооруженный на народные деньги. Постамент памятника украшают звери – персонажи басен, – искусно созданные скульптором Клодтом. Это событие не осталось незамеченным литературной общественностью. Поэт В. Бенедиктов писал:
Вы помните, люди: меж вами
Жил этот маститый старик,
Правдивых уроков словами
И жизненным смыслом велик.
V. Рефлексия.
Что на вас произвело самое яркое впечатление?
Что бы вы сказали И.А. Крылову, если бы встретились с ним?
Какие уроки преподал своим потомкам мудрец баснописец?
Умные басни Крылова учат нас добру, заставляют задумываться над своими поступками. Они остроумны, злободневны. В них в аллегорической форме рассказывается о людских пороках.
VI. Задание на дом.
«Проба пера»: сочинить свою басню, используя для морали любую пословицу.
Работы учащихся
Лера Щукина
Свинья на диете
Чтоб сбросить килограммы к лету,
Свинья уселась на диету:
Не яблочно-творожную,
А прянично-пирожную.
Три месяца на ней сидела,
Да только пуще растолстела.
Мораль: по легкому пути
До цели можно не дойти.
Глащенков Кирилл
Заяц и Кот
Зайцу задали урок.
Сделать он его не смог.
В выходные бегал, прыгал –
Про задание забыл.
В понедельник Кот-учитель
Вызвал зайчика к доске.
Тот затрясся и заплакал,
Ничего сказать не смог.
Кот поставил Зайцу «два»
И сказал ему тогда:
– Сделай ты сначала дело,
А потом гуляй уж смело!
Трубецкая Валерия
Заяц и Крот
Рядом с лесом на полянке
Зайчик жил.
Был упрям и был настойчив,
В общем, труд любил.
Зайчик с восходом солнца
За работу брался.
На зиму еды набрать
Целый день старался.
Рядом в домике подземном
Жил сонливый Крот.
Был ленив, неповоротлив –
Все наоборот!
Пузо грел и много спал
Наш дружище-Крот.
Быстро зимушка пришла –
Вот это поворот!
Крот замерз, пошел к соседу:
– Дай согреться, брат.
Обогрел его сосед,
Хоть и был не рад.
– Слушай, Крот, ведь так нельзя,
Я для себя готовил.
Стало стыдно вдруг Кроту:
Он ошибку понял.
С тех далеких, давних пор
Кротик к зайчику не ходит.
Утепляет домик свой,
К зиме еду находит.
В мире и труде живут добрые друзья.
Знают: без труда и без упорства,
Точно, жить нельзя!
Сафонова Елена Валерьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна