Игра «Ассоциации» (Развитие детско-родительских отношений)
Игра «Ассоциации»
(Развитие детско-родительских отношений)
Автор: Загуляева Оксана Сергеевна, учитель истории и общствознания МБОУ «МСОШ», классный руководитель 7 г класса
Данную игру можно провести в ходе совместных родительских собраний, праздников, тематических мероприятий.
Аспект детско-родительских отношений сильно влияет на развитии личности ребенка, формирование его мировозрения и взаимотношений в обществе. Так, именно в семье, как в институте первичной социализаци, закладываются навыки общения, самооценка, уровень доверия ребенка и другие социально-значимые качества личности. Поэтому стоит обратить большое внимание на развитие и проработку детско-родительских отношений. На мой взгляд, в этом может помочь игровая форма работы с семьей, так как основной и более близкой формой деятельности для детей является как раз таки игра, кроме того игра помогает ребенку сблизиться с родителями, выявить какие-либо общие интересы, в более легкой и менее негативной форме проработать возможные проблемы в отношениях за счет некого абстрагирования от реальной ситуации с помощью игровой ситуации.
Игра «Ассоциации» будет задействовать коммуникативные навыки ребенка и родителя, затрагивать модельно-ролевые отношения в семье, а так же содействовать в воспитании ребенка, развитию его социальных навыков. Для начала стоит разъяснить общие условия поведения игры. В начале как ребенку, так и родителям дается ряд событий и явлений: 1) утро и вечер., 2) праздники., 3) день недели (выходные дни). На практике перечисленный ряд это время, когда ребенок проводит с родителями больше времени, чем в остальное время. Далее ребенку первым предлагается изобразить возникшую ассоциацию в виде рисунка, другой творческой работы, на представленные три темы. Ребенок может изобразить цветовую гамму, возможно литературное произведение и т.п. При этом стоит рекомендовать изображать ассоциации, связанные с общими чувствами и эмоциями, воспоминаниями. После изображения ребенком ассоциаций, родителям так же предлагается выразить свое ощущение, но при этом посоветовать отразить полный спектр эмоций, в том числе и связанных с разными факторами, например волнением за проведение семейного праздника или за повседневные дела. Ребенок и родители выражают свои ассоциации отдельно. Так, мы получаем выраженные ассоциации в творческой форме. Далее происходит обмен рисунками, после чего ребенку предлагается описать, что чувствует родитель, а родителям, что чувствует ребенок. После этого происходит беседа между ребенком и родителями, в ходе которой обсуждаются ассоциации, в данном моменте важно обсуждение со стороны родителей, так как возможно, что какие-либо ассоциации, выраженные в пожеланиях ребенка, его видении, например, праздника или выходного дня нереализованы в реальности, поэтому важно объяснение со стороны родителей о своих переживаниях, усталости и т.п, которые выражены в рисунках, это помогает избежать недопонимание, обиды и других негативных эмоций и чувств. После обсуждения ребенку и родителям предлагается уже совместно составить свои ассоциации с помощью карточек для игры в « ассоциации». На карточках буду изображены цвета, возможно явления природы (например пасмурная или солнечная погода) и т.п. Карточки выдаются ребенку и родителям, и на каждую тему, представленную выше,каждому предлагается выдвинуть карточку с близкой ему ассоциацией. При возможных негатвных ассоциациях ребенок и родители должны обсудить чувства и эмоции, после на эту тему снова выдвигаются карточки со своими ассоциациями для выявления эффективности обсуждения. Карточки, выдвинутые в процессе игры, сохраняются до ее финала, это нужно для прослеживания развития отношения к какой-либо теме. В конце игры ребенок и родители могут нарисовать совместные ассоциации.
Игра в ассоциации направлена на развитии коммуникативных навыков ребенка. А именно: с помощью понимания чувств и эмоций других людей, которое приходит после ассоциативного ряда родителей, в котором могут быть выражены личные переживания, но в то же время, игра учит ребенка выражать свои чувства, распознавать свои эмоции и заявлять о них, при этом уважая других людей, это помогает в взаимотношениях в обществе. Все перечисленное выше важно и в детско-родительских отношениях, именно грамотное распознавание чувств, понимание личных границ и интересов, умение встать на место другого человека помогает выстроить гармоничные отношения в семье, избежать недопонимания и общих обид. Кроме того, игра «ассоциации» учит и верному построению диалога в кризисных ситуациях, что так же важно в семье. Так же игра формирует доверительные отношения между ребенком и родителями, конечно в ходе игры, в моменте выдвижения личных ассоциаций есть вероятность не особо открытых чувств, поэтому игру стоит проводить не один раз, а систематически, но именно понимание того, что у родителей так же есть эмоции, чувства, волнения, практика выражения ребенком своей позиции. Помогает ему больше довериться, что тоже необходимо для крепких детско-родительских отношений. Хотелось бы так же отметить и то, что темы для ассоциаций иногда нуждаются в проработке, ассоциативный ряд выявляет проблемы, которые нуждаются в решении. В решении проблем тоже может пригодится данная игра, так как она способствует эмоциональному сближению в детско-родительских отношениях. Родители же могут с помощью игра в ассоциации могут выявить возможные переживания ребенка, решение которых так же способствуют укреплению отношению детей и родителей, но опять же не всегда это будет возможно, так как это требует, как было сказано выше, требует длительной работы на доверие. Кроме того, родители благодаря ассоциативному ряду могут и проводить работу с собой, что тоже важно в семье. В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что для повышения эффективности представленной методики необходима систематическая работа как с ребенком, так и с родителями.