12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эльвира54
Россия, Удмуртская респ.
1

Изучение детско-родительских отношений с учетом гендерных особенностей детей.

Изучение детско-родительских отношений

с учетом гендерных особенностей детей.


Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Семья по-новому начинает контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит, «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самим научиться управлять своей волей [6; 7].

Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений. Для благоприятного развития необходимо осознание проблем детско- родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка [13].

Главная задача семьи – выполнение родительской функций воспитателя. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие психики ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем [13; 9]. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом других семейных «болезней». [10; 12].

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Её отсутствие приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям [3; 5].

Отношение родителей к ребенку зависит как от их собственных, так и от ребенка, его возраста и пола. Отцы и матери неодинаково воспринимают и относятся к сыновьям и дочерям [4]. Тщательный анализ исследований показал, что родители обращаются с сыновьями и дочерями одинаково, если дело не касается поведения, связанного с гендером. Т.е. родители в одинаковой степени взаимодействуют с сыновьями и дочерями, одинаково тепло относятся и к тем и к другим, поощряют как сыновей, так и дочерей. Однако, когда дело касается гендерных ролей, родители по – разному реагируют на сыновей и дочерей. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие. Матери чаще отзываются на индивидуальные потребности ребенка и основываются на своем знании о них, а отцы реагируют на основе гендерных стереотипов [1; 2].

Таким образом, мужской и женский пол имеет ряд специфических особенностей и различий, которые полезно учитывать в практике воспитания [11;9].

Именно родители, взаимоотношения в семье между супругами, между родителями и детьми определяют развитие и формирование детской психики.

Изученные данные положили начало исследованию, проведенному по заданной теме.

Результаты, полученные после проведения представления методик, обобщенно можно представить следующим образом.

Анализ данных по методике «Анализ семейных взаимоотношений» показал, что мальчикам (группа 1) уделяют больше времени, внимания, к ним предъявляют больше требований, но в то же время у мальчиков наблюдается недостаточность требований – запретов и минимум санкций. В группе 2 (девочки) наблюдается стремление родителей максимально удовлетворить потребности ребенка, ребенок имеет минимальное количество обязанностей, но к девочкам предъявляют чрезмерное количество требований – запретов и наказаний.

По результатам, полученным при обработке методик «Рисунок семьи» и «Характер внутрисемейных отношений», получены следующие результаты зависимости: мальчики больше предпочтение отдают отцу, девочки – матери.

После обработки всех данных был проведен сравнительный анализ в группах 1(мальчики) и в группе 2 (девочки). Были получены значимые различия по показателям.

Чрезмерность санкций у матери: в группе мальчиков он выше, чем в девочек. Мать считает, что мальчики должны воспитываться в строгости, должны быть дисциплинированны. Способами воспитания мать выбирает применение строгих наказаний. Чрезмерность санкций у отцов: в группе девочек он выше, чем в группе мальчиков. В большинстве случаев отцы уделяют дочерям больше времени и сил, чем сыновьям. Они стараются их воспитывать в более «нежных тонах», хотят видеть их послушными и исполнительными, поэтому незначительные нарушения поведения ведут к применению санкции.

Проекция на ребенка нежелательных качеств у матери: в группе мальчиков он выше, чем в группе девочек. Это может быть связанно с неразвитостью родительских чувств, т.е. мать поверхностно относится к интересам ребенка, считает, что у ребенка много отрицательных качеств. Еще одной причиной может быть неудовлетворенность браком. Мать всю неудовлетворенность переносит на сына, считая его виновников своих неудач.

Проведенный анализ позволил увидеть значимую связь в группе мальчиков между показателями. Чем меньше требований предъявляет ребенку мать, тем комфортнее он чувствует себя в семье. Чем меньше санкций применяет отец к ребенку, тем больше авторитет матери. Чем меньше требований со стороны матери, тем более авторитарна фигура отца.

В группе девочек также были получены значимые связи между способами воспитания и отношении детей к родителям. Чем больше эмоциональное отвержение ребенка у матери, нежелание иметь с ним дело, тем менее комфортно ребенок чувствует себя в семье. Чем больше отец старается приблизить к себе дочь, стремится удовлетворить ее потребности, тем меньше привязанность к матери.

По результатам корреляционного анализа были получены данные об особенностях взаимосвязей отцов и матерей по отношению к мальчикам и девочкам. Чем больше отец заботится о дочери, старается удовлетворить ее потребности, тем больше санкций и запретов предъявляет он к ребенку и тем больше недостаточность требований обязанностей к ребенку. Чем больше воспитательная неуверенность у матери, тем больше она старается приблизить к себе ребенка, стремится отдать ему «всю любовь», или тем больше она игнорирует взросление ребенка, или тем больше мать применяет санкций к ребенку.

По результатам исследования были сделаны выводы:

1. Родители проявляют меньше опеки по отношению к девочкам, меньше предъявляют им требований, но в тоже время перед ними ставят больше запретов и ограничений, чем у мальчиков. Мальчикам уделяется больше внимания, мальчики больше свободны в своих действиях, но к ним предъявляется минимум санкций и запретов.

2. Для младших школьников характерна группировка по половому признаку. Мальчики больше тянутся к отцу, проявляют интерес к мужской работе. Девочки становятся ближе к матери, с которой охотно делятся своими тайнами, учатся женской работе.

3. Гендерные особенности взаимосвязи типов семейного воспитания мальчиков и девочек имеют некоторую закономерность. Так у родителей отмечается воспитательная неуверенность по отношению к детям своего пола: у отцов по отношению к мальчикам, у матерей по отношению к девочкам. Также отмечается схожесть в структуре родительского отношения к детям противоположного пола.

Пользуясь выводами, сделанными по результатам исследования, легче организовать работу с семьей.




Список литературы:

1. Кайл Р. «Тайна психики ребенка» - С – Пб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002

2. Клецина И.С. «Гендерная социолизация» - С –Пб.: Изд – во РТПУ им.

А.И.Герцина, 1998

3. Ковалев С.В. «Психология современной семьи» - М.: Просвещение, 1988

4. Кон И.С. «Социологическая психология» - М.: Воронеж, 1999

5. Кэмбелл Р. «Как на самом деле любить детей» - М.: Знание, 1992

6. Леонгард К. «Акцентуированные личности» - Киев, 1989

7. Мухина В.С. «Возрастная психология» - М.: Изд – во Центр «Академия»,

2000

8. Нефедов В.И., Щербень Ю.Ю. «Искусство воспитания в семье» - М., 1997

9. Сатир В. «Психотерапия семьи» - С –Пб.: Ювента, 1999

10. Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности» - М.: Мысль, 1986

11. Фурутан Али Акбар «Отцы, матери, дети» - М.: Прогресс, 1992

12. Хоментаускас Г.Т. «Семья глазами ребенка» - М.: Педагогика, 1989

13. Шнейдер А.Б. «Психология семейных отношений. Курс лекций» - М.:

Эксмо – Пресс, 2000



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.