Игра по занимательной риторике для учащихся 9–10 классов «Говоруны»
Детское объединение «Занимательная риторика»
Тема «Говоруны»
Форма - игра
Возраст учащихся – 9-10 лет
Год обучения – первый
Цель: отработка навыков правильного произношения
Задачи:
образовательные:
- формирование правильного произношения, артикуляции, тренировка дикции;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
развивающие:
- развитие коммуникативных способностей;
воспитательные:
- воспитание культуры общения, положительных эмоций;
- воспитание партнерских качеств.
Оборудование:
- звездочки из цветной фольги для оценивания ответов учащихся
Методическое обеспечение:
- Конспект занятия, карточки с вопросами;
- Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю. «Говорите красиво»;
- Мали Л. Д. и др. «Уроки развития речи во втором классе».
В игре участвуют две команды (по 5-6 участников в каждой), которым предлагается выбрать капитана, придумать название.
В качестве жюри выступает педагог или учащиеся из старшей группы.
За правильный ответ участники получают звезду.
Ход занятия
Педагог:
- «Говоруны» – это веселый словесный поединок, в котором побеждает тот, кто умеет быстро и четко произносить скороговорки, кто умеет работать в команде, кто прощает соперников и, наконец, кто умен и находчив.
Я желаю вам удачи!
Конкурс № 1 «Разминка»
Вопросы:
? Что такое скороговорка?
? В чем ее особенность?
? Чем скороговорка отличается от чистоговорки?
Конкурс № 2 «Испорченный телефон»
Капитан каждой команды получает скороговорку. Выигрывает та, которая по сигналу педагога быстрее передаст ее по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух.
Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ежа.
Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.
Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.
Полпогреба – репы, полколпака – гороха.
У четырех черепашек про четыре черепашонка.
Наш полкан попал в капкан.
Конкурс № 3 «Ручной мяч»
Капитаны команд по очереди бросают мяч свом игрокам, а те должны поймать и произнести любую скороговорку, причем ту, что еще не звучала у соперников.
Конкурс № 4 «Ворота»
Игроки одной команды двигаются к «воротам», образованным двумя игроками другой. Тот, кто пойман, произносит скороговорку или чистоговорку и отходит в сторону. И так до тех пор, пока не поймают всех соперников. Затем команды меняются.
Конкурс № 5 «Угадай»
Каждая команда получает по скороговорке, которую необходимо беззвучно прочесть соперникам (четко и не торопясь). Задача соперников – угадать и произнести.
В случае затруднений - помочь пантомимическими действиями.
Игрок, нарушивший условие, выбывает. Звезду получают обе команды в случае соблюдения условий.
Бобр добр для бобрят.
У Кондрата куртка коротковата.
Конкурс № 6 «Домино»
Участники команд получают перетасованные между собой фрагменты диалогических скороговорок, которые необходимо восстановить.
- Расскажите про покупки?
Мышонку шепчет мышь:
- Про какие про покупки?
- «Ты все шуршишь, не спишь».
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
Конкурс № 7 «Шуточный»
Обеим командам предлагается составить шуточный диалог из предыдущих фрагментов диалогических скороговорок (см. конкурс № 6) и совместно проинсценировать.
Подведение итогов. Выставление оценок. Награждение.