Игра как активный метод обучения на занятиях по литературе

5
0
Материал опубликован 28 September 2020 в группе



ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Супрядкина И.В.

преподаватель, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж

транспортного строительства»

(Россия, г.Омск)

Под активными методами понимаются формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать.

Таких методов существует очень много, но хочется подробнее остановиться на учебных играх.

В ходе игры ребята ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.

Кроме этого, активные методы обучения помогают повысить учебную мотивацию. Игры интересны обучающимся, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, могут не бояться дать неправильный ответ.

Обстановка во время игры на занятии более свободная: обучающиеся могут передвигаться по аудитории, разговаривать, смеяться. Когда игра предполагает деление на команды, появляется дополнительная мотивация, связанная с соревновательностью, с желанием победить.

Проведение игры на занятии требует достаточно большой предварительной подготовки: это и отбор материала по теме занятия, и подбор иллюстративного материала, и составление заданий, и ещё много других мероприятий. Но это интересный и увлекательный момент.

Приходится перечитывать литературные произведения, выискивая что-то не замеченное ранее, составлять кроссворды, учитывая изученный теоретический материал, придумывать способы деления ребят на команды, способы оценивания и т.д.

Проведение игры на занятии требует больших усилий от педагога и во время занятия: это большее внимание дисциплине, это улаживание возникающих споров и ссор между командами, это и справедливое оценивание команд, и подведение итогов.

Игра, конечно, не может проводиться часто на занятиях. Иначе обычные занятия покажутся скучными. А вот итоговые занятия в конце семестра или в конце учебного года можно провести в виде игры.

Я преподаю русский язык и литературу студентам первого курса колледжа. Мои студенты тоже любят играть и с удовольствием играют.

Хочется поделиться опытом проведения игры по литературе.

«Ох, уж эта литература…» так называлась игра. Это было итоговое занятие, целью которого было повторение ранее пройденного материала.

Чтобы поделить группу студентов на команды, применён был принцип

деления по типу «Человек» - «Литературные произведения и их герои».

Цель такого деления на малые группы – повторение литературных произведений и их героев, а так же формирование малых групп по принципу случайного выбора, а не по принципу симпатии-антипатии.

Группа «Литературное произведение»

Герои (по 5 человек)

1 группа. Поэма Н.В.Гоголя

«Мёртвые души»


Помещики:

Манилов

Собакевич

Коробочка

Плюшкин

Ноздрёв

2 группа. Пьеса А.Н.Островского «Гроза»


Представители «тёмного царства»:

Дикой

Кабаниха

Тихон

Варвара

Феклуша

3 группа. Роман И.С. Тургенева

«Отцы и дети»


Аристократия губернская:

Николай Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Анна Одинцова

Губернатор

4 группа. Роман Л.Н.Толстого

«Война и мир»

«Истинные патриоты»:

Наташа Ростова

Андрей Болконский

Пьер Безухов

М.И.Кутузов

Петя Ростов

5 группа. Пьеса А.П.Чехова «Вишнёвый сад»


Владельцы вишнёвого сада:

Любовь Андреевна Раневская

Леонид Андреевич Гаев

Аня

Варя

Лопахин


Команды во время игры выполняют задания на разных станциях. Если есть возможность передвижения, то переходят от станции к станции, если нет, то задания выполняют за своим игровым столом.

Задания были разнообразные: разгадать литературный кроссворд, «Кто он, откуда и чей?» - по описанию героя вспомнить его имя, из какого он произведения и кто автор произведения; «Литературные пазлы» - каким произведениям соответствуют иллюстрации, назовите авторов этих произведений; досочинить стихотворение; «Чёрный ящик» - с помощью наводящих вопросов угадать, что лежит в ящике (а это обязательно должна быть вещь, связанная с художественным произведением, которое изучили на занятии литературой) и т.д. В моей игре это был браслет (из произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет»).

Всё это достаточно трудоёмко и затратно по времени, но когда игра проведена, по счастливым и удоволенным лицам ребят можно понять, насколько всё удалось, насколько активный метод – игра, оказался эффективным.

Наградой может стать не только повышенная оценка, но и сладкий приз. Это зависит от того, какого возраста ребята будут играть у вас.

Игровой метод можно применять и на уроках, и во внеурочное время.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.