12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Дмитриевна Ханькова659 Логопед в детском саду. Воспитатель группы компенсирующей направленности. Мама троих замечательных детей. Россия, Ярославская обл., Углич Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»
Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»
Являясь мамой и педагогом дошкольного образования, я могу с уверенностью сказать, что квест — одна из любимых детьми форм проведения досуга. Ведь это и приключение, и неожиданность, и ощущение вкуса победы. И вот я решила порадовать своих ребят подготовительной логопедической группы, придумав такой квест, который стал бы не только развлечением, но и способствовал решению коррекционно-развивающих задач. Игра стала приятной неожиданностью для детей, очень понравилась, и по многочисленным просьбам была повторно проведена «на бис» уже с другим речевым наполнением.
Почему именно эти звуки? На одном из последних занятий мы познакомились с буквой и звуком [Ц], так что в процессе прохождения квеста продолжили учится давать характеристику новому звуку, выделять и определять его позицию в словах. А с буквами С, З и соответствующими звуками мы знакомились в самом начале учебного года, так что я решила повторить и закрепить материал, напомнить, что некоторые буквы могут обозначать два звука.
Цель: совершенствование навыка дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков в устной и письменной речи.
Задачи:
— продолжить знакомство детей со звуком и буквой Ц;
— закреплять умение определять позицию звука в слове;
— закреплять умение дифференцировать звуки [З – З’], [С – С’];
— развивать фонематическое восприятие;
— формировать навыки чтения;
— расширять словарный запас;
— развивать внимание, память, мышление.
Подготовительная работа: систематическое проведение организованной образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте; знакомство с согласными звуками, с буквами, обозначающими эти звуки. [1]
Оборудование: Дом с буквами, записки с подсказками, карта в форме буквы С из отдельных частей, зелёная и синяя коробочки, листы картона синего и зелёного цвета, голубая материя, картинки с изображениями в названии которых есть звук [Ц], пособие «Паровозик», ободок в виде заячьих ушей, карточки с буквами.
Ход квеста: — Ребята, мне кажется, что с нашим домиком согласных что-то не так…
Дети подходят, смотрят, замечают, что из домика согласных исчезли буквы. Рассуждают о том, какие буквы пропали и приходят к выводу, что в доме не хватает С, З и Ц. Замечают записку, вставленную в одно из окошек.
Записку читает логопед:
В нашей группе мебель есть,
Где в названии звук «С-С-С».
Мебель эту отыщите,
Части карты соберите.
К столам и стульям прикреплены на скотч фрагменты карты. Дети находят их и составляют карту в виде буквы С. — Ребята, что это за буква? (— Это буква «ЭС».)
— Какие звуки она обозначает? (— Буква «ЭС» обозначает звуки [С] и [С’].)
— Чем отличаются звуки? (— Звук [С] твёрдый, а [С’] — мягкий.)
— Смотрите, из чего состоит эта буква? (— Эта буква собрана из слов.)
— Нам надо разложить карточки со словами в два контейнера: зелёный и синий.
— Какие карточки положим в зелёный контейнер, почему? (— В зелёный контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С’]. Звук [С’] - мягкий и мы обозначаем его зелёным цветом.)
— А какие карточки поместим в синий контейнер, почему? (— В синий контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С]. Звук [С] твёрдый и мы обозначаем его синим цветом.)
В процессе выполнения задания уточнить лексическое значение слов!
Дети по очереди читают слова и раскладывают карточки. Как только карточки разложены, закрываем коробки крышками. — Смотрите, что это лежит под крышками? (— Буква из нашего домика. А ещё записка.)
Записку читает ребёнок: «Вашу букву видели в кабинете логопеда».
— Ну что, ребята, куда мы отправимся? (— Мы отправимся к Вам кабинет.)
По дороге в кабинет логопеда, на полу, лежит голубая ткань.
Перед нами водоём,
В брод его не перейдём.
Нужно мостик навесной,
Перекинуть над рекой.
— А у меня и дощечки для моста припасены (показать). Я буду называть слова, но пропущу в каждом слове один звук. Подумайте, какой звук нужно добавить и назовите слово целиком.
— Если слово со звуком [З], то какую доску мы положим и почему? (— Синюю, потому что звук твёрдый.)
— А если в слове будет звук [З’]? (— Зелёную, потому что звук [З’] мягкий, он звучит мягко).
Дети слушают. Каждый, по очереди, добавляет нужный звук и называет получившееся слово. Выбирает доску нужного цвета и располагает поперёк реки.
…ебра, …онт, …има, мага…ин, ...апах, …амок, кор...ина, ку...ов, му…ей, гро...а. [3]
Входим в кабинет, а на столе карточка с буквой З и записка:
Буква «ЦЭ» так далеко.
К ней добраться нелегко.
Я хочу, чтоб нас довёз
Этот быстрый паровоз.
Сначала поможем проводнице разместить всех пассажиров и багаж (уточнить значение слова) по вагонам. Для этого нам надо определить, где в каждом слове слышится звук [Ц].
Дети, по очереди, называют, что изображено на картинке [2], сообщают, где в слове находится звук [Ц] и помещают его в соответствующий вагон.
— Рассаживаемся по местам. (Ребята делают «Паровозик».)
— Отправляемся в путь! (Логопед ведёт ребят, в другое помещение, в нашем случае в кабинет психолога.)
В кабинете, на стуле сидит заяц (приглашена школьница из выпускников логопедической группы в костюме зайца), держит карточку с буквой Ц.
Логопед: — Ребята, смотрите, это же наша буква!
Заяц: — Это мой звук и моя буква. Ведь я зая-Ц-Ц-Ц!
Дети: — Нет, эта буква из нашего домика!
Заяц: — Докажите! Скажите-ка мне, как называется эта буква? (Ответы детей.)
— Какой звук обозначает? (Ответы детей.)
— Расскажите мне, что вы знаете про звук [Ц]? (Ответы детей.)
— Ладно, вижу, что буква ваша, раз вы всё про неё знаете. Так и быть, забирайте. (Отдаёт карточку с буквой)
— Ребята, мы нашли все буквы?
—Что ещё надо сделать? (— вернуть буквы в домик.)
— Ну что, отправляемся в обратный путь?
«Паровозиком» возвращаемся в группу. В группе дети вставляют карточки с буквами обратно на свои места в домике, объясняя, почему выбрали то или иное окошко.
—Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)
—У нас получилось? (Ответы детей.)
—Даем оценку деятельности детей, обязательно отмечая положительные стороны.
—Что понравилось больше всего и почему? (Ответы детей.)
—Что было трудно? (Ответы детей.)
Литература:
Бардышева,Т.Ю., Моносова,Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР/ Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова. — М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 280 с.,
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С, З, ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет / З.Т. Бобылёва. — М.: Издательство ГНОМ, 2015. — 36с.: ил.
Коваленко,В.В. Различаем парные твёрдые – мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет: пособие для логопедов / В.В.Коваленко, С.В.Коваленко, М.И.Кременецкая. — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. — 144с.
Автор четверостиший и фотографий – я, Ханькова Н.Д.
Уважаемые коллеги! Обязательно попробуйте применить такую форму работы, как квест. Интерес, внимание и «отдача» со стороны ребят гарантированы)))
Спасибо за внимание!
Комментарии (14)
сменить сортировкуВ ответ Кияйкина Наталья Федоровна