12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудрина Екатерина Михайловна440
Россия

Игра, посвященная международному Дню Земли

Цель мероприятия: формирование убеждения в необходимости охраны природы.

Задачи мероприятия:

1. Выявить основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

2. Продолжить формирование у детей положительного отношения к природе.

3. Развитие познавательного интереса к природе и ее охране.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты: создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний о бережном отношении к природе.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, ребусы, пазлы с изображениями животных.

Возрастная категория: 5-6 класс (участники).

Условия игры: изготавливается модель ромашки (жёлтый кружок-сердцевина и белые лепестки по количеству конкурсов). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.
Дети делятся на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами вместе с познавательной информацией по тематике карточки. К каждой команде прикреплен куратор (обучающийся более старшей параллели). Команды приступают к выполнению задания. По истечении отведённого времени (10 минут) команды согласно жеребьевке представляют выполненную работу.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН, празднуется День Земли (англ. EarthDay). Причем в календаре международных праздников существует два Дня Земли – сегодняшний отмечается в День весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую.
День Земли – всемирное движение в защиту планеты как общего глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности.

Карточка №1 «Экологические акции»

Задание: отгадайте 3 ребуса (Приложение 1).

Ответ: в этих ребусах зашифрованы следующие слова – час Земли, субботник, экотуризм.

После решения ребусов ребята должны подготовить информацию о международной акции «Час Земли».

Познавательная информация:

1) Всех приглашайте на субботник! Ежегодно на протяжении многих десятилетий с каждую весну и осень в стране проводятся месячники благоустройства, в рамках которых каждые выходные устраивают субботники. Убрать мусор, помочь обрезать кусты в парках и скверах, почистить берега водоемов, посадить цветы, что-то помыть или почистить — вместе это быстро и весело. Сделайте субботники хорошей веселой традицией и для своей семьи!

2) На выходные можно посетить экофестиваль! Каждый год в России проходят самые разные экологические фестивали. Часть из них — разовые акции, другие, как например, Межрегиональный экологический фестиваль «Живая планета» в соседней Тюменской области, проводятся на протяжении уже многих лет. Участие в таком мероприятии — отличный способ провести свободное время для человека, интересующегося защитой окружающей среды. Можно побывать на природе, больше узнать об экологичном образе жизни и пообщаться с единомышленниками. На фестивалях, как правило, бывают всякого рода мастер-классы, лекции, круглые столы, кинопоказы, ярмарка, в общем, масса интересного!

3) Присоединитесь к ежегодной всемирной акции «Час Земли», она как раз проходит в конце марта. В рамках акции на один час люди всей Земли выключают электроприборы, без которых могут обойтись, а также освещение. Администрации городов выключают подсветку на общественных зданиях. Люди проводят этот час со своими близкими и единомышленниками, устраивают экологические акции, собирают пожертвования на природоохранные цели. Смысл акции не в экономии электричества, а в ее символизме — Час Земли призван привлечь внимание к истощению ресурсов и объединить всех жителей планеты, заставить задуматься, как можно помочь нашему общему дому.

Карточка № 2 «Сортировка»

Дан список вещей (журнал, стеклянная бутылка, газеты, упаковка из под сока, стеклянная банка, емкости от моющих средств, салфетки, трубочки для питья, черновик, бутылка пластиковая, картон) и 3 нарисованных контейнера.

Задание: распределить мусор по контейнерам и дать название каждому из них. После изучения познавательной информации назвать адреса самых ближайших к школе пунктов приема мусора по данным категориям.

Ответы:

Бумага: журнал, упаковка от сока, салфетки, черновик, картон, газеты.

Пластик: трубочки для питья, бутылка пластиковая, емкости от моющих средств.

Стекло: стеклянная бутылка, стеклянная банка.

Познавательная информация:

Самое время начать сортировать и сдавать в переработку (если вы этого ещё не делаете). В нашем регионе уже имеются специализированные пункты по определенным категориям мусора (пункты приема можно узнать на сайте https://recyclemap.ru/omsk), и во дворе появляются разноцветные контейнеры для разных фракций мусора. Но даже если ещё нет, узнайте, где находятся ближайшие к вашему дому пункты приема вторсырья или где проходят волонтерские акции по приему. Зная, куда относить пластик, бумагу и стекло, можно смело заводить дополнительные ёмкости для сортировки. Если не готовы разделять сразу все фракции, попробуйте начать с чего-то одного, например, кидать в отдельную мусорку только пластик. Также не забывайте о полезной привычке – сминать мусор перед тем как отправить его в ведро. Кажется, что это ерунда. Но смятые коробки и бутылки занимают в три раза меньше места. Меньше объём мусора в вашем мусорном ведре. Реже нужно выносить это самое ведро и используется меньше пакетов. Контейнер для мусора заполняется не так быстро и помещается в него больше. Нужно в три раза меньше машин для вывоза мусора.

Карточка № 3 «Животные Омской области»

Задание: соберите 3 пазла (Приложение 2) и отгадайте животных. Что объединяет эти животных?

Команда должна составить краткий рассказ о представленных животных и ответить на вопрос «Что объединяет эти животных?» (они из Красной книги Омской области).

_____________________ крупный представитель подсемейства куньих. Вес варьируется в диапазоне 11-19 кг. Длина до 86 см, длина хвоста до 23 см. Внешне напоминает медведя или барсука: тело у неё приземистое, неуклюжее; ноги короткие, задние длиннее передних, из-за чего спина росомахи дугообразно изогнута кверху. Голова большая, морда удлинённая, затупленная спереди; хвост недлинный, очень пушистый. Когти большие, крючковатые. Это стопоходящий зверь, то есть при движении ставит лапу на всю стопу, чем и обусловлена характерная для него косолапость при движении. Большую часть жизни проводит в одиночестве, активно защищая границы своей территории от особей своего пола. Логово устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах; кормиться выходит в сумерки. Постоянно кочует в поисках добычи по своему охотничьему участку. Легко лазает по деревьям. Обладает острым зрением, слухом и чутьём. Издаёт звуки, похожие на лисье тявканье (ответ: росомаха).

_____________________ насекомоядное млекопитающее. Длина тела самцов до 19,5 см, самок до 17 см; масса тела самцов 75-225 г, самок 70-145 г. Длина хвоста не превышает 3,5 см. Глаза открыты и снабжены подвижными веками, хотя почти не различимы в густом меху. Мех довольно длинный и пушистый, с выраженным шелковистым блеском. Окраска однотонная, от свинцово-серой до чёрной с тёмно-бурыми или коричневыми оттенками; брюхо с матовым отливом. У этого млекопитающего массивное, округлое тело на относительно коротких ногах. Передние конечности приспособлены к роющей деятельности: кисти широкие, с оторочкой из щетинистых волос, вывернутые ладонями наружу. Пальцы соединены кожей до когтей. Мордочка суженная, заканчивается хоботком. Ушные раковины отсутствуют (ответ: крот сибирский).

_____________________ – млекопитающее, длина тела которого составляет 80-130 см, значительно крупнее и коренастее лисицы. Масса взрослых самцов от 18 до 25 кг, очень редко может достигать и 35 кг; самки весят в среднем 20 кг. Туловище короткое и плотное. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий (20-40 см). Удлинённые волосы по бокам морды образуют «бакенбарды». Мех очень густой, высокий и шелковистый. Лапы крупные, зимой хорошо опушённые, что позволяет ей ходить не проваливаясь по снегу. Существует множество вариантов окраса, зависящих от географического района, – от рыжевато-бурого до палево-дымчатого, с более или менее выраженной пятнистостью на спине, боках и лапах. Это млекопитающее – самый северный вид из семейства кошачьих. Они считаются вредными хищниками, но в природе играют роль «санитаров леса»: они губят среди таёжных животных главным образом больных, слабых, неполноценных особей (ответ: рысь обыкновенная).

Познавательная информация:

1) Станьте эковолонтером! В большинстве заповедников и национальных парков есть программы для добровольцев. Можно участвовать в уборке природных территорий, благоустройстве, ремонте туристической инфраструктуры, строительстве экотроп и учёте животных. Живут в рамках таких программ обычно в деревенских домиках или в палатках, а в свободное время организаторы проводят для волонтеров экскурсии, мастер-классы, игры и другие активности.

2) Сделайте кормушку для птиц! Это будет им большим подспорьем с наступлением холодов. Повесьте кормушку в доступном для птиц месте и регулярно пополняйте. При этом еда должна быть правильной. Птиц ни в коем случае нельзя кормить ржаным и свежим белым хлебом, сдобой, пшеном, испортившейся пищей, солеными, копчеными и сладкими продуктами. Бонус, которому особенно обрадуются малыши — возможность близко наблюдать за поведением пернатых. Кормушку можно разместить в ближайшем парке или во дворе.

Карточка № 4 «Экоцитаты»

Задание: собрать предложенные части цитаты А. Сладкова в единое целое.

Ответ: «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить».

После того, как цитата восстановлена, ребята с использованием интернета ищут еще 5-7 экологических цитат, поясняя их значение.

Познавательная информация:

1) Проведите отпуск в национальном парке. Вместо allinclusive и привычного пляжного отдыха окунитесь в потрясающее ощущение единения с природой. В России столько невероятных, впечатляющих и разных национальных парков! Холодное море Балтики или теплое в Крыму, уютные солнечные леса Центральной России или феерические вулканы и гейзеры Камчатки, горы Урала или Кавказа, целительный хвойный аромат Куршской косы или кисловодские нарзаны… Выбор на любой вкус! И кстати, средства, которые вы потратите на услуги парка, в том числе пойдут на охрану природы.

Карточка № 5 «Эколайфхаки»

Задание: ознакомьтесь с понятием лайфхак. Перечислите, какие лайфхаки для сохранения природы вы знаете/используете.

Лайфхак – это набор методик и приёмов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков.

Познавательная информация (выдает куратор после предложенных детьми лайфхаков, возможны совпадения с детскими вариантами):

Эколайфхаки на каждый день

1. Используйте с двух сторон. При любой возможности пишите, рисуйте, печатайте или заказывайте печать с двух сторон бумажного листа. Казалось бы, мелочь, но только представьте, сколько бумаги ежегодно выкидывается в мусорку. Миллионы тонн. А откуда бумага берется, еще помните? Берегите деревья.

 2. Тратьте ток с толком. Не устраивайте ненужное освещение, одновременно работающее во всех комнатах на постоянной основе, смартфоны, чаще реальной необходимости находящиеся на зарядке, телевизор и компьютер, работающие в режиме нон-стоп – это блажь с высокой ценой для природы. По этой же причине выкрутите все лампы накаливания и замените их светодиодными лампочками. В квартире сразу станет светлее, счет за электричество – меньше, а планете – легче.

3. Из барабана – на верёвку. Сушите постиранную одежду на веревке, а не в барабане стиральной машины на режиме сушки. Такой дополнительный расход энергии чаще всего не обоснован. Теплоэлектростанции, известно, перерабатывают нефть, газ и уголь, то есть ресурсы невозобновляемые. А еще – загрязняют атмосферу углекислым газом. Именно поэтому электричество нужно тратить бережно.

4. Многоразовая посуда. Одноразовая посуда, пакеты, упаковка, бутылки и различные ёмкости — самые распространённые виды пластикового мусора, который мы производим каждый день. Лишь малая его часть подвергается переработке и используется повторно. Год от года меры борьбы с пластиковым загрязнением будут становиться всё жёстче. В рамках национального проекта «Экология» выделены такие направления, как «Чистая страна» (проект нацелен на избавление от незаконных свалок), «Чистая вода» (одна из задач — очистка замусоренных берегов наших водоёмов), а также «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (за пять лет планируется построить 37,1 млн. тонн мощностей по обработке мусора, довести уровень переработки вторсырья минимум до 36%, научить граждан раздельно собирать отходы и уменьшать образование лишних отходов). Но это государственный уровень. А что может сделать обычный гражданин?

5. Прокалывайте пластиковые бутылки перед тем как выбросить, чтобы их было легче спрессовывать.

6. Отказывайтесь от пластиковых пакетов на кассе: заведите любимую тряпочную сумку для покупок.

7. Не злитесь на отключение горячей воды: используйте это время, чтобы привыкнуть к холодному душу. Это экономично и полезно для здоровья.

8. Когда чистите зубы, наберите воду в стакан и полощите рот из него: не только природа, но и ваш смеситель проживет дольше.

9. Принимая душ, отключайте воду, пока вы намыливаетесь. Это обеспечит вам новые ощущения и сэкономит воду.

10. Покупайте самую дешевую туалетную бумагу – ее делают из макулатуры, а на производство дорогой уходит древесина.

Задание для всех команд «Письмо планете»

Задание: напишите письмо планете Земля (до 10 предложений), сообщая о своих успехах, радостях, событиях в жизни, о своих наблюдениях за планетой. Затем зачитайте письма перед всеми участниками игры.

Пример письма одной из команд (20 марта 2020 года)

«Здравствуй, планета Земля! Как твои дела? Наверное, ты возмущена отношением людей к тебе. Нас слишком много, и не все к тебе относятся бережно. Сейчас о тебе мало кто думает, так как мир захватила эпидемия. Мы с ней справимся. Несмотря на это мы обещаем, что будем продолжать участвовать в сборе макулатуры, а дома стараться сортировать мусор».


Друзья! Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что классный час поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. Спасибо за внимание!





Приложение 1

t1604678984aa.jpg



Приложение 2

t1604678984ab.jpg



t1604678984ac.jpg



t1604678984ad.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сафина Гузалия Минахматовна, 08.11.20 в 18:27 1Ответить Пожаловаться
Очень интересное мероприятие! Обязательно добавлю себе в архив.
Кудрина Екатерина Михайловна, 23.11.20 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
Гузалия Минахматовна, благодарю за обратную связь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.