Игра-путешествие по станциям «Выбираем профессию» (7 класс)
Игра - путешествие по станциям «Выбираем профессию».
Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Тема воспитательного мероприятия: игра по станциям «Выбираем профессию».
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 7 классов (13-14 лет)
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: данная игра является продолжением цикла мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение учащихся. Она связана со многими изучаемыми школьными предметами и показывает взаимосвязь будущей профессии и важность учебных предметов для самореализации в профессии.
Цель: формирование профессиональной ориентации обучающихся, помощь в профессиональном самоопределении учащихся-подростков.
Задачи. Образовательные:
- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;
- активизировать познавательный интерес.
Развивающие:
- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;
- развитие навыка взаимодействия друг с другом и с взрослыми для решения проблемного вопроса;
- расширение кругозора в области профессий;
- обучение работе в команде.
Воспитательные:
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- формирование устойчивого интереса к выбору будущей профессии;
- формирование реалистичного отношения к действительности.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия: повышение познавательного интереса учащихся к миру профессий, формирование отношения к будущему роду занятий, воспитание уважительного отношения к труду окружающих и родителей. Дети узнают много нового и интересного, что достижимо благодаря большой практической части игры - путешествия по станциям. Интересная практическая направленность дает положительный результат мероприятия.
Форма проведения воспитательного мероприятия: игра-путешествие по станциям по маршрутным листам. Такая форма позволяет проявить личные качества учащихся в малых группах в команде.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая (малые группы из 7-8 человек)
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; игровые технологии.
Методы:
- словесно - проблемный;
- наглядный;
- практический.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
- помещение, листы с заданиями, распечатанные маршрутные листы и названия станций на дверях, поддельные деньги для выдачи на станциях, сладкие призы с указанием цен.
Этапы подготовки. Для успешного проведения воспитательного мероприятия необходимо проделать ряд этапов подготовки.
Подобрать помещения для станций
Подготовить задания для каждой станции и подобрать кураторов станций среди учеников
Разделить учащихся на малые группы по 7-8 человек, образуя команды детей из разных параллельных классов.
Ход игры:
Начало. Сбор всех учащихся 7ых классов в актовом зале.
Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня мы очень весело и с пользой проведем наше время. Вы являетесь участниками великой игры - «Выбираем профессию». А вы знали, что в мире существует более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации, - свыше 40 тысяч. Какую же профессию выбрать себе? Что становится решающим фактором при выборе? Мы попробуем найти ответы, путешествуя по станциям.
Для начала определимся, что же такое профессия? Слово профессия произошло от латинского «profiteer», что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.
Как вы думаете, что поможет вам выбрать будущую профессию?
Возможные ответы детей:
- надо обязательно тщательно изучить все существующие профессии;
- ориентируемся на оплату, востребованность и наши способности, расположенности к профессии.
- дни открытых дверей в учебных заведениях
- центры занятости населения
- специальные профориентанионные пункты дают советы и рекомендации;
- справочная литература, классные часы в школе,
- посещение дополнительных занятия, танцевальных кружков
- советы, беседы, дискуссии с родителями и т.д.
Каждый из вас при входе в зал получили листочки разных цветов. Они понадобятся для разделения на команды. Пожалуйста, объединитесь по цветам. (дети собираются по группам, какие листочки на руках)
Представьте, что вам необходимо заработать много денег. Для этого надо устроиться на работу. Каждая станция будет символизировать ваше новое место работы. Примерьте на себе разные профессии и тем самым заработаете на приз. (Каждая команда получает свой маршрутный лист с названиями станций, которые надо пройти).
Чтобы начать игру мы познакомимся с правилами: работа на станции не более 5 минут; после сигнала ведущего осуществляется переход на следующую станцию; работать дружно, командой; вопросы по выполнению заданий можно задать новому работодателю.
Станция № 1 «Царица наук - математика»
Куратор:
- Я приветствую всех. Вижу, вы нацелены на результат получить много денег. Для этого вам потребуется решить несколько задач.
Задача. Футбол
Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская – «Реал», российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:
а) Зенит не тренируется у Джона и Антонио.
б) Милан обещал никогда не брать Джона главным тренером
Решение.
Решая задачу, мы заведомо знаем, что у каждой команды только один тренер.
Чтобы решить задачу табличным способом, нужно знать следующие правила:
1.В каждой строке и в каждом столбце таблицы может стоять только один знак соответствия (например «+»).
2.Если в строке (или столбце) все «места», кроме одного, заняты элементарным запретом (знак несоответствия, например «-»), то на свободное место нужно поставить знак «+»; если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то все остальные места должны быть заняты знаком «-».
Таким образом, решение будет доведено до конца, когда мы сумеем разместить по одному плюсу в каждом ряду и колонке, обозначив таким образом, тренеров всех четырех команд.
А теперь приступаем к решению задачи.
Нам известно, что ни у одной из команд национальность тренера и команды не совпадали, а также, что «Зенит» не тренируется у Джона и Антонио, значит у этой команды тренер не Джон и не Антонио; а «Милан» обещал никогда не брать Джона тренером, значит у команды «Милан» тренер не Джон. Если проставить соответствующие минусы, то таблица будет выглядеть так:
| Италия / «Милан» | Испания / «Реал» | Россия/– «Зенит» | Англия / «Челси» |
Итальянец Антонио | - | | - | |
Испанец Родриго | | - | | |
Русский Николай | | | - | |
Англичанин Джон | - | | - | - |
Таким образом, становится ясно, что у «Зенита» тренер Родриго (методом исключения). Поставим «+» напротив Родриго в колонке «Зенит» и заполним свободные клетки в его ряду минусами:
| Италия / «Милан» | Испания / «Реал» | Россия/– «Зенит» | Англия / «Челси» |
Итальянец Антонио | - | | - | |
Испанец Родриго | _ | - | + | _ |
Русский Николай | | | - | |
Англичанин Джон | - | | - | - |
Теперь можно сделать вывод, что тренер «Милана» – Николай. Поставим «+» напротив Николая и заполним свободные клетки в его ряду минусами. Теперь видно, что «Челси» тренирует Антонио, а «Реал» - Джон.
Ответ. Российская команда «Зенит» тренируется у испанца Родриго; итальянская команда «Милан» тренируется у русского Николая; английская команда «Челси» тренируется у итальянца Антонио; испанская команда «Реал» тренируется у англичанина Марка.
- Вы заработали ваши деньги! Но прежде необходимо перечислить все профессии, которые находятся в тесной связи с математикой.
- Бухгалтер, продавец, экономист, кассир, банкир, менеджер и т.д.
Станция №2 «Великий и могучий русский язык»
Куратор: - Я приветствую вас, господа! Вижу, вы нацелены на результат неплохо заработать. Для этого вам потребуется использовать все ваши способности в красноречии. Попробуйте продать этот телефон, используя для рекламы максимальное количество эпитетов.
- Вы заработали ваши деньги! Но прежде необходимо перечислить все профессии, которые тесно связаны с русским языком, литературой.
- Филолог, библиотекарь, продавец, учитель, депутат и т.д.
Станция № 3 «Быстрее, выше, сильнее»
Куратор:
- Представьте, что вы сегодня подменяете брата в армии. Выполняйте все поручения командира и не задавайте лишних вопросов! (физические команды)
- Вы заработали ваши деньги! Но прежде необходимо перечислить все профессии, которые имеют связь с физкультурой и физической подготовкой человека.
- Военные, спортсмены, рабочие, пожарные и т.д.
Станция № 4, «Мир вокруг меня»
Куратор:
- Сейчас вы получите листы с задачами по биологии. Решите их, пожалуйста.
Задачи:
С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?
( Папоротник не цветет).
2. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный, - последовал ответ.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- По вине самой природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…
Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?
(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).
- Вы заработали ваши деньги! Но прежде необходимо перечислить все профессии, которые тесно связаны с биологией.
- медицинские работники, биологи, зоологи, фермеры и т.д.
Станция № 5 «Как вкусно пахнет!»
Куратор:
- У Вас на столе рассыпанные листы с ингредиентами. Составьте из них блюдо, описав ход приготовления.
Примеры ингредиентов: свекла, рыба, молоко, картофель, яйца, вода, соль, подсолнечное масло, мука, лук, помидор, рис, мясо, и т.д.
Предполагаемый ответ: Можно приготовить борщ или плов, или блины и т.д.
- Вы заработали ваши деньги! Но прежде необходимо перечислить все профессии, которые тесно связаны с уроками технологии.
- повар, швея, плотник, сварщик, кондитер, официант, рабочие и т.д.
По желанию организаторов можно увеличить количество станций и предметов.
Учитель: - Игра окончена. Все молодцы. Все команды заработали достаточно много, чтобы обменять деньги на призы.
Я желаю каждому из вас найти свою профессию и благодарю всех за активное участие, за доброе отношение друг к другу.