Игра по теме «Атмосфера» (География, 6 класс)
Технологическая карта урока географии
Автор | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск |
Предмет | География |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок обобщения и коррекции знаний |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Технологии построения урока | Игровая, здоровьесберегающие, ИКТ, группового и проблемного обучения |
Форма урока | Урок-игра с элементами соревнования |
Тема | |
Цель | Систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Атмосфера». |
Задачи | Образовательные: обобщить и скорректировать знания и умения по теме «Атмосфера», развить способность применять знания в решении практических задач. |
Планируемые результаты | |
Предметный результат | Давать определения понятиям по теме «Атмосфера», знать состав атмосферы, описывать свойства и особенности строения атмосферы, трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой, уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки атмосферных явлений, определять значение атмосферы для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь применять географические знания об атмосфере в повседневной жизни. |
Личностный результат | Создать условия для развития познавательных интересов и мотивов, личностного развития обучающихся. Развить эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе, необходимость её сохранения и рационального использования. Уважать других людей, проявлять толерантность. Формировать навыки совместной деятельности и культуры общения, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях. |
Метапредметный результат | Уметь ставить и принимать цель учебной деятельности согласно плану урока, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, проявлять познавательную инициативу, научиться самодиагностике и самокоррекции, уметь обобщать информацию, классифицировать ее, делать выводы, пользоваться источниками географической информации, работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, развить коммуникативно-речевые умения, строить логически обоснованные рассуждения. |
Формы работы | Групповая, индивидуальная |
Оборудование | Проектор, компьютер. Авторская презентация –игра. Учебник География 6 класс. /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. М: Русское слово, 2016. Раздаточный материал (оценочные листы, мишень, смайлики). |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | Слайд №1. –титульный. -Добрый день, ребята. Начинаем наш урок, На нем мы подведем итог. По изученной теме пройдёт повторение, Задания выполним на её закрепление. А для лучшего усвоения - игра на обобщение. -Девиз нашего урока: «От игры к знаниям». | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | 1.Самостоятельная организация учебного места. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов. 3.Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Слайд №2. -Ребята, предлагаю отгадать загадку: У меня нет цвета, я сфера над поверхностью Земли! Чтоб излученья ультрафиолета из космоса проникнуть не смогли. Метеориты чтобы и кометы не нарушали нашей жизни ход. Я воздух, я закон тепла и света, для всех, кто дышит, движется, живет. - Что это? Правильно, атмосфера. -Кто сформулирует тему нашего урока? -А какую цель вы поставите перед собой? -А каким способом можно достичь цели? | Слушаю загадку. Дают ответ на загадку. Формулируют тему урока. Ставят цели учебной деятельности. | 1.Умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов. 3.Умение ставить и принимать цель учебной деятельности, планировать пути достижения. |
3. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся, в ходе которого происходит повторение, систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Атмосфера» | Класс заранее разделен на 4 экипажа, в каждом экипаже выбран капитан. Жеребьевка определила очередность команд для нанесения удара. На столах для команд приготовлен раздаточный материал. Слайды №3. -Ребята, вас ожидает не спокойное путешествие по воздушной оболочке, а самый настоящий воздушный бой. Каждый экипаж будет сражаться за победу. Проигравших не будет, т.к. общими усилиями мы повторим тему, а значит все закрепят знания и умения, которые нам еще пригодятся в 7-8 классах, приобретут опыт работы в командах и, надеюсь, получат удовольствие от игры. Объясняет правила игры. -Задания игры буду разного уровня сложности: базового, повышенного и сложного. Вы сами будете выбирать цель, назвав квадрат для нанесения удара. За выполненные задания вам будут присуждаться баллы, которые вы будете записывать в оценочный лист. На игровом поле есть 3 задания - сюрприза также разного уровня сложности, но вы заранее не знаете, какой уровень им соответствует. Проводит жеребьевку. Слайд №4. Игровое поле. Начало игры. Слайды №5-55. Вопросы и задания на повторение, обобщение и коррекцию знаний и умений по теме «Атмосфера». Примерно в середине игры проводится физкультминутка. -Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклон вперёд, потянулись вверх, наклон назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб продолжить нам играть, И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой влево 3 раза, вправо 3 раза) Вместе быстро повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем, И играть мы продолжаем. (Зарядка для глаз) -Молодцы, получили заряд бодрости и энергии. -А сейчас пройдет конкурс капитанов. За 1 минуту капитанам надо выполнить 2 задания из ВПР за курс 6 класса по теме «Атмосфера». -Пока капитаны заняты, экипажам предлагается за 1 минуту написать на листе как можно больше рекордов атмосферы. -Чей экипаж напишет больше рекордов получает 4 балла, далее – 3, 2, 1 балл, в зависимости от количества рекордов. -Отличная работа, молодцы капитаны и члены экипажей. Все успешно справились с заданиями. -Продолжаем воздушный бой за звание победителя игры. Завершение игрового повторения. Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто в сраженье отличился? -Экипажам приступить к подсчету баллов в оценочных листах. -Капитанам экипажей огласить сумму баллов и назвать самого(ых) активного(ых) члена(ов) экипажа. Ему (им) будут вручены сертификаты «+1 балл к положительному ответу». Подводит итоги, награждение, выдает сертификаты, выставляет оценки. | Включаются в игровую деятельность Знакомятся с правилами игры. Участвуют в жеребьевке, которая определит очередность экипажей в выборе заданий. Осуществляют работу в группах (экипажах) по выполнению теоретических и практических заданий. Выполняют физкультминутку вместе с учителем. Капитаны экипажей участвуют в конкурсе капитанов. В это же время остальные члены команды выполняют другое задание. Продолжают участвовать в игровой деятельности. Посчитывают заработанные баллы за свои ответы. Озвучивают общее количество заработанных очков. Самые активные участники игры получают сертификаты. | 1.Оценивание достигнутых результатов, их коррекция. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся. 3.Умение сотрудничать с учителем, с участниками команды, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. 4.Умение применять ранее полученные знания. 5.Умение интерпретировать и обобщать информацию, делать выводы. 6.Умение работать с климатограммами, контурной картой и физической картой Африки. 7.Формирование навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свой ответ, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
4. Рефлексия | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. -Экипажи, внимание! На доске размещена мишень, вам необходимо сделать последний выстрел - с помощью смайликов высказать свое мнение по уроку и оценить свою деятельность во время игры. | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока. Оценивают личную и командную работу на уроке. | 1. Умение давать оценку и анализ успешности достижения цели, своих действий и своего вклада в достижение поставленных целей и задач. |
5. Домашнее задание | Творческое задание на выбор по атмосфере: игра, интеллект-карта, проект «У природы нет плохой погоды», «Беспокойная атмосфера», «Это в городе – тепло и сыро, а за городом – зима, зима, зима». | Определяются с выбором вида домашнего задания. Могут предложить свой вариант творческой работы. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, обобщать и творчески представлять материал по заданию. 2. Самоконтроль. 3. Формирование качеств самообразования. 4. Саморегуляция. 5. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы. |
Источники информации:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география 6 класс. /М: Русское слово, 2016.
Н.В. Болотникова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. / М: Русское слово, 2014.
Н.А. Никитина Поурочные разработки по физической географии 6 класс. /М: Вако, 2007.
Г.А. Понурова Проблемный подход в обучении географии в средней школе. /М: Просвещение, 1991.
В.В. Барабанов География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор 5-6 классы. /М: Просвещение, 2017.
ВПР География 6 класс, 1, 11 варианты. /М: Рособрнадзор, 2018.
В.А. Блаженов Методика географического познания и познавательные компетенции. /презентация/ https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-uchiteley-geografii-pereshedshih-na-fgos-1198019.html
https://znanio.ru/media/tehnika_refleksivnaya_mishen-243293
https://studopedia.ru/19_204761_vopros--atmosfera-kak-element-biosferi.html
https://idrawing.ru/risunki/samolety/43-instruktsiya-kak-narisovat-voennyj-samolet-f-15
https://ru.depositphotos.com/vector-images/fighter-jet.html
http://xn--18-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/pravila-povedeniya
http://sixsigmaonline.ru/blog/2010-10-10-60
https://hi-news.ru/eto-interesno/predstavte-zemlya-bez-gravitacii.html
http://www.borovskiy-adm.ru/content/groza-opasnoe-prirodnoe-yavlenie
https://geografiyazemli.ru/atmosfera/temperatura-vozducha.html
https://greenpeace.ru/blogs/2019/06/14/klimat-vlijaet-na-pozhary-ili-pozhary-vlijajut-na-klimat/
https://www.gismeteo.ru/weather-novosibirsk-4690/10-days/
http://www.geonature.ru/geoslov/041.htm
https://geo7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=254
https://www.pinterest.ru/pin/729864683333065259/
http://www.visit-petersburg.ru/ru/news/4050/
https://zen.yandex.ru/media/kinomanyak/top10luchshie-filmy-pro-djungli-5d0094a4b5c03900ad01ac66
https://geographyofrussia.com/cirkulyaciya-atmosfery-atmosfernye-osadki/
https://obrazovaka.ru/geografiya/poverhnostnye-techeniya-mirovogo-okeana.html
https://otvet.mail.ru/question/171408994
https://www.chitalnya.ru/work/468476/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0
https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8030/data/chapter39.xhtml
http://e-derslik.edu.az/books/298/units/unit-1/page43.xhtml
https://geographyofrussia.com/atmosfernoe-davlenie-i-veter/
https://anime-net.ru/urok-izmenenie-temperatury-vozduha-s-vysotoi-kak/
https://geo7-vpr.sdamgia.ru/problem?id=689
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7190/train/280121/
https://www.kakprosto.ru/kak-84963-kak-sostavit-rozu-vetrov
http://www.borovskiy-adm.ru/content/groza-opasnoe-prirodnoe-yavlenie
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7190/train/280130/
https://ucthat-v-skole.ru/entsiklopediya/pro-vozdukh/641-plakat-beregite-vozdukh-3-klass-okruzhayushchij-mir
https://bezotxodov.ru/atmrsfera/zagrjaznenie-atmosfery
https://infourok.ru/itogoviy-test-po-geografii-na-temu-atmosfera-variant-klass-3583223.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/502906/
https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/zvuki-dozhdya-grozy-dlya-detey/