12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колышкина Елена Владимировна11481 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Игра по теме "Атмосфера" 6 класс
Технологическая карта урока географии
Автор | Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ №179, г. Новосибирск |
Предмет | География |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок обобщения и коррекции знаний |
Методы обучения | Словесные, наглядные, практические |
Технологии построения урока | Игровая, здоровьесберегающие, ИКТ, группового и проблемного обучения |
Форма урока | Урок-игра с элементами соревнования |
Тема | |
Цель | Систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Атмосфера». |
Задачи | Образовательные: обобщить и скорректировать знания и умения по теме «Атмосфера», развить способность применять знания в решении практических задач. |
Планируемые результаты | |
Предметный результат | Давать определения понятиям по теме «Атмосфера», знать состав атмосферы, описывать свойства и особенности строения атмосферы, трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой, уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки атмосферных явлений, определять значение атмосферы для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь применять географические знания об атмосфере в повседневной жизни. |
Личностный результат | Создать условия для развития познавательных интересов и мотивов, личностного развития обучающихся. Развить эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе, необходимость её сохранения и рационального использования. Уважать других людей, проявлять толерантность. Формировать навыки совместной деятельности и культуры общения, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях. |
Метапредметный результат | Уметь ставить и принимать цель учебной деятельности согласно плану урока, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, проявлять познавательную инициативу, научиться самодиагностике и самокоррекции, уметь обобщать информацию, классифицировать ее, делать выводы, пользоваться источниками географической информации, работать в сотрудничестве с учителем и сверстниками, развить коммуникативно-речевые умения, строить логически обоснованные рассуждения. |
Формы работы | Групповая, индивидуальная |
Оборудование | Проектор, компьютер. Авторская презентация –игра. Учебник География 6 класс. /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. М: Русское слово, 2016. Раздаточный материал (оценочные листы, мишень, смайлики). |
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | Слайд №1. –титульный. -Добрый день, ребята. Начинаем наш урок, На нем мы подведем итог. По изученной теме пройдёт повторение, Задания выполним на её закрепление. А для лучшего усвоения - игра на обобщение. -Девиз нашего урока: «От игры к знаниям». | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | 1.Самостоятельная организация учебного места. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов. 3.Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Слайд №2. -Ребята, предлагаю отгадать загадку: У меня нет цвета, я сфера над поверхностью Земли! Чтоб излученья ультрафиолета из космоса проникнуть не смогли. Метеориты чтобы и кометы не нарушали нашей жизни ход. Я воздух, я закон тепла и света, для всех, кто дышит, движется, живет. - Что это? Правильно, атмосфера. -Кто сформулирует тему нашего урока? -А какую цель вы поставите перед собой? -А каким способом можно достичь цели? | Слушаю загадку. Дают ответ на загадку. Формулируют тему урока. Ставят цели учебной деятельности. | 1.Умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов. 3.Умение ставить и принимать цель учебной деятельности, планировать пути достижения. |
3. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся, в ходе которого происходит повторение, систематизация, обобщение и коррекция знаний и умений по теме «Атмосфера» | Класс заранее разделен на 4 экипажа, в каждом экипаже выбран капитан. Жеребьевка определила очередность команд для нанесения удара. На столах для команд приготовлен раздаточный материал. Слайды №3. -Ребята, вас ожидает не спокойное путешествие по воздушной оболочке, а самый настоящий воздушный бой. Каждый экипаж будет сражаться за победу. Проигравших не будет, т.к. общими усилиями мы повторим тему, а значит все закрепят знания и умения, которые нам еще пригодятся в 7-8 классах, приобретут опыт работы в командах и, надеюсь, получат удовольствие от игры. Объясняет правила игры. -Задания игры буду разного уровня сложности: базового, повышенного и сложного. Вы сами будете выбирать цель, назвав квадрат для нанесения удара. За выполненные задания вам будут присуждаться баллы, которые вы будете записывать в оценочный лист. На игровом поле есть 3 задания - сюрприза также разного уровня сложности, но вы заранее не знаете, какой уровень им соответствует. Проводит жеребьевку. Слайд №4. Игровое поле. Начало игры. Слайды №5-55. Вопросы и задания на повторение, обобщение и коррекцию знаний и умений по теме «Атмосфера». Примерно в середине игры проводится физкультминутка. -Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклон вперёд, потянулись вверх, наклон назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб продолжить нам играть, И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой влево 3 раза, вправо 3 раза) Вместе быстро повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем, И играть мы продолжаем. (Зарядка для глаз) -Молодцы, получили заряд бодрости и энергии. -А сейчас пройдет конкурс капитанов. За 1 минуту капитанам надо выполнить 2 задания из ВПР за курс 6 класса по теме «Атмосфера». -Пока капитаны заняты, экипажам предлагается за 1 минуту написать на листе как можно больше рекордов атмосферы. -Чей экипаж напишет больше рекордов получает 4 балла, далее – 3, 2, 1 балл, в зависимости от количества рекордов. -Отличная работа, молодцы капитаны и члены экипажей. Все успешно справились с заданиями. -Продолжаем воздушный бой за звание победителя игры. Завершение игрового повторения. Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто в сраженье отличился? -Экипажам приступить к подсчету баллов в оценочных листах. -Капитанам экипажей огласить сумму баллов и назвать самого(ых) активного(ых) члена(ов) экипажа. Ему (им) будут вручены сертификаты «+1 балл к положительному ответу». Подводит итоги, награждение, выдает сертификаты, выставляет оценки. | Включаются в игровую деятельность Знакомятся с правилами игры. Участвуют в жеребьевке, которая определит очередность экипажей в выборе заданий. Осуществляют работу в группах (экипажах) по выполнению теоретических и практических заданий. Выполняют физкультминутку вместе с учителем. Капитаны экипажей участвуют в конкурсе капитанов. В это же время остальные члены команды выполняют другое задание. Продолжают участвовать в игровой деятельности. Посчитывают заработанные баллы за свои ответы. Озвучивают общее количество заработанных очков. Самые активные участники игры получают сертификаты. | 1.Оценивание достигнутых результатов, их коррекция. 2.Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся. 3.Умение сотрудничать с учителем, с участниками команды, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. 4.Умение применять ранее полученные знания. 5.Умение интерпретировать и обобщать информацию, делать выводы. 6.Умение работать с климатограммами, контурной картой и физической картой Африки. 7.Формирование навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свой ответ, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
4. Рефлексия | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. -Экипажи, внимание! На доске размещена мишень, вам необходимо сделать последний выстрел - с помощью смайликов высказать свое мнение по уроку и оценить свою деятельность во время игры. | Определяют степень соответствия цели и результатов деятельности. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока. Оценивают личную и командную работу на уроке. | 1. Умение давать оценку и анализ успешности достижения цели, своих действий и своего вклада в достижение поставленных целей и задач. |
5. Домашнее задание | Творческое задание на выбор по атмосфере: игра, интеллект-карта, проект «У природы нет плохой погоды», «Беспокойная атмосфера», «Это в городе – тепло и сыро, а за городом – зима, зима, зима». | Определяются с выбором вида домашнего задания. Могут предложить свой вариант творческой работы. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации, выделять главное, обобщать и творчески представлять материал по заданию. 2. Самоконтроль. 3. Формирование качеств самообразования. 4. Саморегуляция. 5. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы. |
Источники информации:
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география 6 класс. /М: Русское слово, 2016.
Н.В. Болотникова Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. / М: Русское слово, 2014.
Н.А. Никитина Поурочные разработки по физической географии 6 класс. /М: Вако, 2007.
Г.А. Понурова Проблемный подход в обучении географии в средней школе. /М: Просвещение, 1991.
В.В. Барабанов География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор 5-6 классы. /М: Просвещение, 2017.
ВПР География 6 класс, 1, 11 варианты. /М: Рособрнадзор, 2018.
В.А. Блаженов Методика географического познания и познавательные компетенции. /презентация/