12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
iroida65
Россия, Архангельская обл., п. Сельменьга
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок – обобщение по теме «Атмосфера»

(урок – сказка)

 

Цель и задачи:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;

- обобщить  материал,  как систему знаний;

- развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Оборудование: физическая карта мира.

Форма работы: индивидуально-групповая

Ход урока

Класс делится на  команды.

 

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Пусть он всем пойдет вам впрок,

Будем слушать, отвечать,

Работать с текстом и играть.

Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде.

 А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)

И начнем мы наш урок с загадки.

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

 Чтоб его на всех хватало,

Да притом не видно было?

 Ни сложить, ни развернуть,

 Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?! 

О чем идет речь?

Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера).

Мы на протяжении 7 уроков изучали тему «Атмосфера». Какая  цель сегодняшнего нашего урока? Повторить и систематизировать  (закрепить) ваши знания  об атмосфере

Мы проверим, как вы знаете понятия и термины, как применяете полученные знания на практике, вам придется  проявить эрудицию, смекалку, находчивость, культуру общения. Ну что вперед

 читает стихотворение о природе Р. Гамзатова:

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа!

Учитель: И сразу вопрос. Какие элементы стихотворения говорят вам о теме «Атмосфера»? Что такое атмосфера?

Ответы учащихся…

Учитель: Наш урок сегодня состоит из нескольких этапов, на каждом этапе вы будете зарабатывать индивидуальные баллы, и командные. Это поможет нам лучше оценить ваши знания по теме «Атмосфера»

1этап: Разминка «Карточки – Сарбонки» (5 штучек = оценка по пятибалльной системе)

Итак, мы подошли к первому этапу, это «Разминка». Я вам буду показывать карточки, вы в тетради  очень быстро пишите, что означают данные символы, цифры.

Теперь проверяем. Капитан в вашей команде выставляет итоговую оценку карточку индивидуальной оценки.

Молодцы, справились с заданием, теперь у нас следующий  этап, слушаем сказку.

 Посадил дед репку. Выросла она большая - пребольшая. Пошел дед в огород репку тянуть. Тянет он ее, а сам думает: «загадочна и неповторима наша Земля. Она – единственная в Солнечной системе, где есть жизнь. А жизнь и все, происходящие на поверхности Земли явлений, связаны с воздухом. Жаль, что я так давно окончил школу, что почти все забыл. Вот, например, каково строение атмосферы и ее состав не помню».

Ребята поможем деду.

Давайте вспомним,  какие газы входят в состав атмосферного воздуха?

     Каково их соотношение? Вам необходимо заполнить таблицу. Это задание групповое. Выполняем.

 

Газы

Процент содержания в воздухе

 

 

 

 

 

 

 

Газы

Процент содержания в воздухе

азот

78 %

кислород

21%

Другие газы

1%

 

Проверяем. Если всё правильно поставили 3 бала, одна ошибка – два бала, две ошибки – 1 бал, и если всё неправильно – 0 балов.

Ответ:  Воздух это смесь газов, в  которой больше всего азота -78%,

Кислорода - 21%, остальные  газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)

   

 Из кабины самолета только что передали информацию – что они  находятся на высоте 8000 метров. В каком слое атмосферы они летят? ТРОПОСФЕРА.

Везде ли на Земле одинаковая мощность тропосферы? Сравните мощность тропосферы по широтам (экватор, средние широты, полюса).

 

Над  экватором -20км., в средних широтах -10-11 км, в полярных – 8 -9 км.

Ребята, вашему вниманию предлагаются признаки различных слоев атмосферы (стратосферы, тропосферы). Отберите необходимое.  

1.     водяной пар почти отсутствует;

2.     содержит 80% от всей массы воздуха;

3.     наблюдается оптическое явление (радуга)

4.     нижняя граница соответствует 20 км;

5.     состояние данного слоя зависит от территории, над которой формируется;

6.     здесь находится озоновый слой;

7.     это «кухня» погоды.

Ответ

ТРОПОСФЕРА

СТРАТОСФЕРА

2 3  5   7

1   4  6

 

Учитель: Помогли деду, пошёл дед репку тянуть, тянул дед репку, тянул, а вытащить не смог. Пошел он звать бабку. А та ему и говорит: «занята я сейчас, задачу внуку решать помогаю. Сначала ты мне помоги, а потом я тебе».

1.     Ребята решим задачу и поможем бабушке, но прежде вспомним

А) что называется атмосферным давлением (это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади)

Б) какое давление считают нормальным (760)

В) в  каких единицах оно измеряется (мм. Рт. Ст.)

Г) как изменяется с высотой (на каждые 10,5 м. изменения высоты давление изменяется на 1 мм. Рт. Ст.)

 «Решите задачу» На вершине холма высотой 42 метра атмосферное давление 758 мм. Рт. Ст., чему равно атмосферное давление у подножья холма (762 мм. Рт. Ст.)

 

Учитель: выполнили дед и бабка задание, и пошли репку тянуть. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Решили позвать внучку. А внучка сидит у окошка и размышляет, что это такое?

Без рук, без ног,

А дерево гнет?

Правильно – ветер

  Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…  А.С. Пушкин

Внимание вопрос:

1.     Что называется ветром?

(Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении)

2.     Назовите главную причину образования ветра.

(Главная причина образования ветра - это разница  в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с  высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление  ниже)

Задание: «В ритме солнца»

Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:

А)   757 мм                  764 мм

Б)   762 мм                  760 мм

В)   771 мм                  763 мм

Г)   520 мм                  766 мм

  

Ключ для проверки:

 

А)   757 мм                        764 мм

 

Б)   762 мм                          760 мм

 

В)   771 мм                          763 мм

 

 

Г)  520 мм                          766 мм 

 

 

 Пошла внучка деду с бабкой помогать – репку тянут. Тянуть потянуть, а вытянуть не могут. Решили позвать Жучку. А Жучка книгу читала  шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона Хольгерссона по Швеции», где  рассказано о  глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть оно меня греет. Только, что такое? Чем дальше  он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. Ну, думает. Отсюда до Солнца рукой подать! А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, если уж что в голову вобьет – не выбьешь. Решил на горе дом строить – построил. Солнце как будто близко, а холод все – равно  до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз» Почему замерз глупый Тролль? Думает Жучка.

Итак,  вопрос: Почему замёрз глупый Тролль?

Ответ:  Так как температура на каждый 1 км. Понижается на 6

Задание:

Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:

1 час ночи:   +9° С

4 часа утра   + 8° С

7 часов утра  +7° С

10 часов утра:  +11° С

13 часов дня :   +19° С

16 часов дня:  18° С

19 часов вечера  + 12° С

22 часа вечера   +10°  С

( Сумму этих температур делим на число измерений: 94:8=11° С

 

 Следующий этап командный.  Каждая команда   получает карточку, с разными заданиями, вам нужно  закончить фразы.

Не забудем проверить наши ответы, сколько правильных ответов, столько и балов

Ответили на вопрос Жучке, пояснили, почему замерз Тролль, пошли репку тянуть. Тянут – потянуть, а вытянуть не могут. Решили позвать кошку. А кошка  не хочет помогать. Ей бы на солнышке полежать да понежится. Облака рассматривает

 Облака, облака,

Пышные и белые,

Расскажите облака,

Из чего вас делали?

Может, вас, облака,

Делали из молока.

Может быть из мела,

Может быть из ваты?

Может быть, из белой,

Из бумаги мятой?  (И.Мазин)

 Вопрос:  Перечислите  основные  виды облаков.

Ответ: Кучевые облака, слоисто- дождевые, слоисто-кучевые, кучево-дождевое, высококучевые, высокослоистые, перистые облака.

Следующий этап -  «Загадочный»

1.     Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).

2.     Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает.  (ветер)

3.     Белая вата. Поплыла куда-то. (Облако)

4.     С неба падает слезами, по земле бежит ручьями. (Дождь)

5.     Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять. В жару раздеваться, а в холод дрожать, нас заставляет эта микстура, её называем мы….  (температура)

6.     На стене весит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает» (барометр)

7.     С неба – звездой, в ладошку – водой.  (снег)

8.     Серое сукно тянется в окно.  (туман)

9.     Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (Роса)

10.    Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

 Взялись кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянут не могут. Решил позвать мышку. Она и говорит: «я же маленькая, разве смогу помочь? Вдруг, ветер поднимется и унесет меня»? А кошка отвечает мышке: «Не бойся, прогноз погоды передавали сильного ветра не будет. Ты мне лучше скажи, построила ли ты розу ветров? Я тебе уже давно просила об этом». Мышка розу не знала, как это сделать. А вы, ребята, знаете?

Ребята, постройте « Розу ветров» по имеющимся данным

 

Практическая работа

1.     Постройте «Розу ветров»

С=7

Ю=3

З =2

В=2

С-З= 6

Ю-В=4

Ю-З =2

С-В=3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А теперь вы должны оборудовать метеостанцию

  Этап: «Оборудуй метеостанцию»

 Задание индивидуальное, найдите ошибки, задание выполняется в тетрадке

 

 Взялись все за репку, стали тянуть. И вытянули! А, вы ребята, тоже работали и давайте подведем итоги.

Выставление оценок

Ребята, мы живем с вами в уникальном климатическом поясе. А вот в чем его уникальность вы мне сейчас скажите сами:

1.     Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пушное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.

А.С. Пушкин

 

2.     Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли.

H.A. Некpacoв.

 

3.     Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

А.С. Пушкин

4. Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят сено шевеля.

А.М. Майков

В чем же состоит уникальность нашего климатического пояса? В том, что только в нем присутствуют все четыре времени года

Для чего нужно изучать атмосферу Земли?

- Воздушные массы находятся в непрерывном движении. Из-за этого зависит климат Земли.

- От погодных условий зависят условия жизни людей и их хозяйственная деятельность

- Не зная закономерности атмосферы, мы можем сами разрушить нашу планету (разрушить озоновый слой, вызвать парниковый эффект, загрязнить природу)

- Мы должны знать основные направления движения воздушных масс. Они поднимают в атмосферу вредные вещества и разносят их по всему миру. И в первую очередь загрязняют холодные полярные области Земли.

- Знание закономерностей атмосферы необходимо и в быту – во время выходов в лес, на природу, во время сельскохозяйственных работ, даже какую одежду одевать, выходя надолго на улицу.

 

Рефлексия (подведение итогов занятия).

 - Ребята, что для вас было важно на уроке?

- Какие задания вам удалось решить лучше, легче других?

- Что осталось непонятым для вас?

Оценки за урок.

Домашнее задание: Попробовать составить самим задания и предложить их решить на следующем уроке одноклассникам.

 

Использованная литература:

 http://festival.1september.ru/articles/512232/

http://easyen.ru/load/geografija/6_klass/urok_znanij_v_6_klasse_po_teme_atmosfera/96-1-0-3682

http://multiurok.ru/ptg/files/itoghovyi-urok-po-tiemie-atmosfiera-6-klass.html

https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-geografii-po-teme-atmosfera-661823.html

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/01/24/razrabotka-uroka-po-georafii-v-6-klasse-po-teme-atmosfera

http://dok.opredelim.com/docs/index-19202.html

http://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-po-geografii-atmosfera-klass2.html

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/geografija-kraevedenie/11626-urok-obobschenija-znanij-v-6-klasse-po-teme-a.html

http://videouroki.net/filecom.php?

 

 

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.