Урок – обобщение по теме «Атмосфера»
(урок – сказка)
Цель и задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
- обобщить материал, как систему знаний;
- развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Оборудование: физическая карта мира.
Форма работы: индивидуально-групповая
Ход урока
Класс делится на команды.
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
Пусть он всем пойдет вам впрок,
Будем слушать, отвечать,
Работать с текстом и играть.
Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде.
А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)
И начнем мы наш урок с загадки.
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь?
Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера).
Мы на протяжении 7 уроков изучали тему «Атмосфера». Какая цель сегодняшнего нашего урока? Повторить и систематизировать (закрепить) ваши знания об атмосфере
Мы проверим, как вы знаете понятия и термины, как применяете полученные знания на практике, вам придется проявить эрудицию, смекалку, находчивость, культуру общения. Ну что вперед
читает стихотворение о природе Р. Гамзатова:
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа!
Учитель: И сразу вопрос. Какие элементы стихотворения говорят вам о теме «Атмосфера»? Что такое атмосфера?
Ответы учащихся…
Учитель: Наш урок сегодня состоит из нескольких этапов, на каждом этапе вы будете зарабатывать индивидуальные баллы, и командные. Это поможет нам лучше оценить ваши знания по теме «Атмосфера»
1этап: Разминка «Карточки – Сарбонки» (5 штучек = оценка по пятибалльной системе)
Итак, мы подошли к первому этапу, это «Разминка». Я вам буду показывать карточки, вы в тетради очень быстро пишите, что означают данные символы, цифры.
Теперь проверяем. Капитан в вашей команде выставляет итоговую оценку карточку индивидуальной оценки.
Молодцы, справились с заданием, теперь у нас следующий этап, слушаем сказку.
Посадил дед репку. Выросла она большая - пребольшая. Пошел дед в огород репку тянуть. Тянет он ее, а сам думает: «загадочна и неповторима наша Земля. Она – единственная в Солнечной системе, где есть жизнь. А жизнь и все, происходящие на поверхности Земли явлений, связаны с воздухом. Жаль, что я так давно окончил школу, что почти все забыл. Вот, например, каково строение атмосферы и ее состав не помню».
Ребята поможем деду.
Давайте вспомним, какие газы входят в состав атмосферного воздуха?
Каково их соотношение? Вам необходимо заполнить таблицу. Это задание групповое. Выполняем.
Газы |
Процент содержания в воздухе |
|
|
|
|
|
|
Газы |
Процент содержания в воздухе |
азот |
78 % |
кислород |
21% |
Другие газы |
1% |
Проверяем. Если всё правильно поставили 3 бала, одна ошибка – два бала, две ошибки – 1 бал, и если всё неправильно – 0 балов.
Ответ: Воздух это смесь газов, в которой больше всего азота -78%,
Кислорода - 21%, остальные газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)
Из кабины самолета только что передали информацию – что они находятся на высоте 8000 метров. В каком слое атмосферы они летят? ТРОПОСФЕРА.
Везде ли на Земле одинаковая мощность тропосферы? Сравните мощность тропосферы по широтам (экватор, средние широты, полюса).
Над экватором -20км., в средних широтах -10-11 км, в полярных – 8 -9 км.
Ребята, вашему вниманию предлагаются признаки различных слоев атмосферы (стратосферы, тропосферы). Отберите необходимое.
1. водяной пар почти отсутствует;
2. содержит 80% от всей массы воздуха;
3. наблюдается оптическое явление (радуга)
4. нижняя граница соответствует 20 км;
5. состояние данного слоя зависит от территории, над которой формируется;
6. здесь находится озоновый слой;
7. это «кухня» погоды.
Ответ
ТРОПОСФЕРА |
СТРАТОСФЕРА |
2 3 5 7 |
1 4 6 |
Учитель: Помогли деду, пошёл дед репку тянуть, тянул дед репку, тянул, а вытащить не смог. Пошел он звать бабку. А та ему и говорит: «занята я сейчас, задачу внуку решать помогаю. Сначала ты мне помоги, а потом я тебе».
1. Ребята решим задачу и поможем бабушке, но прежде вспомним
А) что называется атмосферным давлением (это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади)
Б) какое давление считают нормальным (760)
В) в каких единицах оно измеряется (мм. Рт. Ст.)
Г) как изменяется с высотой (на каждые 10,5 м. изменения высоты давление изменяется на 1 мм. Рт. Ст.)
«Решите задачу» На вершине холма высотой 42 метра атмосферное давление 758 мм. Рт. Ст., чему равно атмосферное давление у подножья холма (762 мм. Рт. Ст.)
Учитель: выполнили дед и бабка задание, и пошли репку тянуть. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Решили позвать внучку. А внучка сидит у окошка и размышляет, что это такое?
Без рук, без ног,
А дерево гнет?
Правильно – ветер
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе… А.С. Пушкин
Внимание вопрос:
1. Что называется ветром?
(Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении)
2. Назовите главную причину образования ветра.
(Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже)
Задание: «В ритме солнца»
Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:
А) 757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм 766 мм
Ключ для проверки:
А) 757 мм 764 мм
Б) 762 мм 760 мм
В) 771 мм 763 мм
Г) 520 мм 766 мм
Пошла внучка деду с бабкой помогать – репку тянут. Тянуть потянуть, а вытянуть не могут. Решили позвать Жучку. А Жучка книгу читала шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона Хольгерссона по Швеции», где рассказано о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть оно меня греет. Только, что такое? Чем дальше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. Ну, думает. Отсюда до Солнца рукой подать! А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, если уж что в голову вобьет – не выбьешь. Решил на горе дом строить – построил. Солнце как будто близко, а холод все – равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз» Почему замерз глупый Тролль? Думает Жучка.
Итак, вопрос: Почему замёрз глупый Тролль?
Ответ: Так как температура на каждый 1 км. Понижается на 6
Задание:
Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным:
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: 18° С
19 часов вечера + 12° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 94:8=11° С
Следующий этап командный. Каждая команда получает карточку, с разными заданиями, вам нужно закончить фразы.
Не забудем проверить наши ответы, сколько правильных ответов, столько и балов
Ответили на вопрос Жучке, пояснили, почему замерз Тролль, пошли репку тянуть. Тянут – потянуть, а вытянуть не могут. Решили позвать кошку. А кошка не хочет помогать. Ей бы на солнышке полежать да понежится. Облака рассматривает
Облака, облака,
Пышные и белые,
Расскажите облака,
Из чего вас делали?
Может, вас, облака,
Делали из молока.
Может быть из мела,
Может быть из ваты?
Может быть, из белой,
Из бумаги мятой? (И.Мазин)
Вопрос: Перечислите основные виды облаков.
Ответ: Кучевые облака, слоисто- дождевые, слоисто-кучевые, кучево-дождевое, высококучевые, высокослоистые, перистые облака.
Следующий этап - «Загадочный»
1. Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
2. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (ветер)
3. Белая вата. Поплыла куда-то. (Облако)
4. С неба падает слезами, по земле бежит ручьями. (Дождь)
5. Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять. В жару раздеваться, а в холод дрожать, нас заставляет эта микстура, её называем мы…. (температура)
6. На стене весит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает» (барометр)
7. С неба – звездой, в ладошку – водой. (снег)
8. Серое сукно тянется в окно. (туман)
9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем - не найдём. (Роса)
10. Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Взялись кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянут не могут. Решил позвать мышку. Она и говорит: «я же маленькая, разве смогу помочь? Вдруг, ветер поднимется и унесет меня»? А кошка отвечает мышке: «Не бойся, прогноз погоды передавали сильного ветра не будет. Ты мне лучше скажи, построила ли ты розу ветров? Я тебе уже давно просила об этом». Мышка розу не знала, как это сделать. А вы, ребята, знаете?
Ребята, постройте « Розу ветров» по имеющимся данным
Практическая работа
1. Постройте «Розу ветров»
С=7 |
Ю=3 |
З =2 |
В=2 |
С-З= 6 |
Ю-В=4 |
Ю-З =2 |
С-В=3 |
А теперь вы должны оборудовать метеостанцию
Этап: «Оборудуй метеостанцию»
Задание индивидуальное, найдите ошибки, задание выполняется в тетрадке
Взялись все за репку, стали тянуть. И вытянули! А, вы ребята, тоже работали и давайте подведем итоги.
Выставление оценок
Ребята, мы живем с вами в уникальном климатическом поясе. А вот в чем его уникальность вы мне сейчас скажите сами:
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пушное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса.
А.С. Пушкин
2. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
H.A. Некpacoв.
3. Гонимы вешними лучами.
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
А.С. Пушкин
4. Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят сено шевеля.
А.М. Майков
В чем же состоит уникальность нашего климатического пояса? В том, что только в нем присутствуют все четыре времени года
Для чего нужно изучать атмосферу Земли?
- Воздушные массы находятся в непрерывном движении. Из-за этого зависит климат Земли.
- От погодных условий зависят условия жизни людей и их хозяйственная деятельность
- Не зная закономерности атмосферы, мы можем сами разрушить нашу планету (разрушить озоновый слой, вызвать парниковый эффект, загрязнить природу)
- Мы должны знать основные направления движения воздушных масс. Они поднимают в атмосферу вредные вещества и разносят их по всему миру. И в первую очередь загрязняют холодные полярные области Земли.
- Знание закономерностей атмосферы необходимо и в быту – во время выходов в лес, на природу, во время сельскохозяйственных работ, даже какую одежду одевать, выходя надолго на улицу.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ребята, что для вас было важно на уроке?
- Какие задания вам удалось решить лучше, легче других?
- Что осталось непонятым для вас?
Оценки за урок.
Домашнее задание: Попробовать составить самим задания и предложить их решить на следующем уроке одноклассникам.
Использованная литература:
http://festival.1september.ru/articles/512232/
http://easyen.ru/load/geografija/6_klass/urok_znanij_v_6_klasse_po_teme_atmosfera/96-1-0-3682
http://multiurok.ru/ptg/files/itoghovyi-urok-po-tiemie-atmosfiera-6-klass.html
https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-geografii-po-teme-atmosfera-661823.html
http://dok.opredelim.com/docs/index-19202.html
http://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-po-geografii-atmosfera-klass2.html
http://videouroki.net/filecom.php?