12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elia28
Педагог-психолог в ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ
Россия

Игра – важнейшая и эффективнейшая форма

социализации детей в ДОУ

В дошкольном возрасте важнейшим периодом приобщения ребенка к познанию окружающего мира является период начальной социализации. Хорошая восприимчивость дошколят, высокая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, дают отличную возможность для успешного нравственного воспитания и социального развития ребенка. В эти годы малыш приобретает первые знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные взаимоотношение с людьми, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются прекрасные воспитательные возможности игровой деятельности, которую психологи считают ведущей деятельностью в этом возрасте.

Игра - это ведущий вид деятельности, эффективнейшая форма социализации дошкольника. В игре закладываются основы его будущей личности. Взаимодействую в игре, дети начинают строить свои личные взаимоотношения, учатся сообщению, правда, не всегда легко и гладко, но это эффективнейший путь к обучению, другого нет. Помимо этого, в процессе игры с ровесниками, у дошколят формируются необходимые коммуникативные качества, важнейшие в сфере общения и межличностных взаимоотношений.

Считается, что игры, это воображаемые или условные виды деятельности, целенаправленно организуемые среди сверстников для их развлечения, отдыха и обучения. Игры – не развлечения, а необходимые методы вовлечения дошкольников в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Потому обязательно детальное рассмотрение ресурсов игровой деятельности и изучение условий, позволяющих ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию. Детство без игры и вне игры не естественно.

Лишая ребенка игровой деятельности - это лишение его главных источников развития: творческих импульсов, признаков и примет социальной практики, богатств и микроклимата коллективных взаимоотношений, активного процесса познания окружающего мира. Психологи утверждают, что именно в игровой деятельности дошкольник строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения с людьми, развивает свои способности и характер.

Игра — это единственная центральная деятельность дошкольника, которая имеет место везде и всегда, так происходит не пассивная деятельность воображения, благодаря чему имеющиеся знания комбинируются, а реальные представления сочетаются с фантазией.

В игровой деятельности ребята строят свои отношения, учатся сообщению, не всегда мирно и гладко, но таков путь к обучению. Процесс социализации у младших дошкольников должен содержать нижеперечисленные задачи:

1. Научить дошкольников быть «продуктивными членами общества»;

2. Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3. Адаптировать к социуму;

4. Помочь интегрироваться в жизнь общества.

Задача гармоничного развития дошкольников состоит в том, чтобы не только достичь определенного уровеня развития широкого круга знаний, умений и навыков, но и обязательно достаточного уровеня развития его эмоционально-волевой сферы и нравственной позиции, так как это имеет не только педагогическое, психологическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, необходимый для развития их маленькой личности.

Согласно С. А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:

1. Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных и межличностных отношений, усвоения им богатств культуры.

2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональные, общечеловечны».

3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

4. Коммуникативная функция игры - (освоение навыков взаимодействия) ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

5. Диагностическая функция игры - (выявление индивидуально – личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры) предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) . В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

6. Игротерапевтическая функция игры - заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

7. Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

8. Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса, воодушевление.

Основные составляющие игры

Игра включает в себя:

1. игровое состояние (мотив)

2. игровые позиции

3. игровые ситуации

4. игровые роли и действия

5. результат игры.

Детям не всегда важны результаты игры, победы и успехи. Их завлекает сам процесс, те роли, те взаимоотношения, меняющие статус дошкольника в коллективе.

Виды игр

Дворовые игры (уличные)

«Прятки», «Салочки», «Горелки», «Казаки-Разбойники» и др.

Посиделочные игры

Жмурочные, словесные, целовальные. «Я садовником родился. », «Колечко, колечко», «Испорченный телефон» и др.

Хороводные игры

(это народные игры, движение людей по кругу с пением и каким-либо танцем, игрой) Игра «Ручеек»

Игра «Плетень»

«Заря»

Танцевальные игры

(главенствует танец, а игра является украшающей его деталью) «Базар цветов»

«Три круга»

Познавательные игры

«Мудрый ворон»

Викторина — это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой

Лотерея

(розыгрыш любых предметов по билетам) Это может быть: лотерея «Поиск», «Твой стул — твоя удача», «Танцевальная».

Игро — песня

Необходимо пропеть любую песню

Игры – пятиминутки

Любые пальчиковые игры

Коммуникативные игры

Игры такого типа выполняют диагностическую, коррекционную, психотерапевтическую роль. Главное условие этих игр – доброжелательность, игровой диалог.

«Интервью»

«Комплимент»

Игры на знакомство

«Снежный ком»

«Рассказать о себе в трех словах»

«Мяч по кругу»

«Привет! »

Конкурсные игры

это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников

«Узнай песню»

«Золушка»

Эрудит – игры «Морской бой», «Интеллектуальный хоккей», «55», «Взломщик»

Игры – шутки

«Дикая обезьяна»

«Верблюд»

Игра – это деятельность, благодаря которой человек преобразует реальность и меняет мир. Суть игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребности малыша воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологически разрядиться, гармонично войти в мир человеческих взаимоотношений. Игра особенно важна для детей, познающих окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий старших и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания ребенка.

Классификация игр

По области деятельности

интеллектуальные

трудовые

социальные

психологические

физические

По характеру педагогического процесса обучающие

тренинговые

познавательные

развивающие

воспитательные

продуктивные

репродуктивные

творческие

коммуникативные

диагностические

По игровой методике предметные

сюжетно – ролевые

деловые

По игровой среде без предметов

с предметами

настольные

комнатные

уличные (дворовые)

на местности

технические

По предметной области математические

биологические

музыкальные

литературные

театральные

спортивные

трудовые

народные

экономические и другие

Детские игры дошкольников очень разнообразны. Традиционно принято различать подвижные, ролевые, настольные и дидактические игры.

1. Подвижные игры. Самые полезные для здоровья. Растущему детскому организму нельзя долгое время сидеть на одном месте. Деткам нужны движения, освобождение накопившейся энергии. Подвижные игры незаменимы для энергетического и физического развития качеств детишек дошкольного возраста. Помимо физических качеств есть возможность развить так же смелость, выдержку и настойчивость.

2. Ролевые игры. дети наблюдают и Отражают явления и процессы, которые слышат у взрослых. В таких играх каждый дошкольник берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее назначен, события и действия разворачиваются в определенном сюжете.

3. Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Благодаря играм ребенок получает и обобщает знания об окружающем мире, развивает в себе чувство коллективизма, желание и умение помогать сверстникам. Игра является сильнейшим средством включения дошкольника в систему взаимоотношений с обществом, к которому он принадлежит, она позволяет усваивать культурные и духовные богатства. В игре появляется возможность развить интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Регулярное проведение совместных игр обогащает ребят дошкольного возраста новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, необходимый для развития их личности.

Для социального развития детей дошкольного возраста огромное значение имеет не только игры, но и занятия, беседы, упражнения, прослушивание музыки, книг, наблюдение за различными ситуациями, обсуждение их, поощрение помощи, их нравственных поступков и сотрудничества среди ребят,– все это является кирпичиками, из которых складывается личность ребенка.

Дошкольники очень глубоко воспринимают прекрасное, поэтому его необходимо познакомить с лучшими творениями человечества, показавать репродукции картин, посещать выставки, музей, галереи. Дошкольники обязательно будут задавать множество вопросов, на которые взрослым придется отвечать. Социальное развитие чрезвычайно важно, но не менее необходимо интеллектуальное, творческое и физическое развитие способностей.

Современное общество так устроено, что важным условием успеха является способность продуктивно работать в команде, находить способы взаимодействовать с людьми, с которыми ты сотрудничаешь. А душевное спокойствие, эмоциональное удовлетворение вашего малыша напрямую зависит от того, как будут складываться его отношения в социуме и кем он будет себя ощущать. А потому наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Важно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с дошкольниками способствует социально – личностному развитию каждого воспитанника. Так дошкольник станет более раскрепощённым, самостоятельным, целеустремлённым и уверенным в себе, общительным, более внимательным и заботливым по отношению к сверстникам и взрослым; способным к взаимопониманию и сотрудничеству. У ребенка сформируется способность совместно принимать решения и следовать им.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.