Конспект НОД для детей с ОВЗ (ЗПР) «Осенний калейдоскоп»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новоуральского городского округа –
детский сад комбинированного вида «Гармония»
(МАДОУ детский сад «Гармония»),
обособленное структурное подразделение детский сад № 46 «Золотой ключик»
ул. Ленина, 97, г. Новоуральск, Свердловская область, 624130
Конспект НОД
для детей с ОВЗ (ЗПР)
6 – 7 лет
Тема: «Осенний калейдоскоп»
Шолохова Наталья Юрьевна
Воспитатель I категории
д/с № 46 «Золотой ключик»
Занятие - игра «Осенний калейдоскоп», для детей с ОВЗ (ЗПР) 6 – 7 лет.
Цель: Создание условий для формирования социально – личностных качеств, эмоционального комфорта посредством включения воспитанников различные виды деятельности: познавательной, игровой, музыкальной, двигательной.
Задачи: Коррекционно – образовательные:
Продолжать расширять знания детей о времени года осень, явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать взрослым, при уборке урожая, эстетическое восприятие явлений окружающего мира.
Коррекционно – развивающие:
Развивать восприятие, внимание, память, координацию движений, мелкую моторику, активизировать словарь. Закреплять представления о приметах осени средствами развивающих и двигательных игр, музыки, поэзии.
Материал: интерактивная доска, картинки овощей и фруктов, осенний букет, магнитофон, мешочек, муляжи и настоящие овощи, фрукты, шпажки с нанизанными овощами, фруктами, 2 разрезных картинки, ободки с птицами, листья изготовленные детьми, кубы по количеству детей, полоски на полу. (зеленого и оранжевого цвета).
Методы и приёмы: Вопросы к детям, дидактическая игра, двигательная игра сопровождающие слайды, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент, использование стихов, загадок, музыки. Совместное выполнение, помощь, индивидуальная сопровождение, показ, поощрение, дозировка.
Ход занятия:
ЩВ группе звучит музыка П.И Чайковского времена года (Осень).
Воспитатель: Осень подойдёт не слышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорожку упадёт.
Это – первая примета, что у нас уходит лето.
А вторая - куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень, станет пасмурней река –
Третья верная примета: осень бродит близко где – то.
Ранним утром на поляне лягут влажные туманы.
А потом уж жди не жди – моросящие дожди
Пеленой затянут просинь, значит, наступила осень
На экране появляется Осень, воспитатель обращает внимание,
- Посмотрите, какая красавица пришла к нам в гости, вы узнали её? (ответы детей). Правильно это Осень пришла к вам в гости, ей очень интересно, что вы про неё знаете. И она для вас приготовила много интересных игр и заданий. Вы готовы порадовать и удивить нашу гостью? (ответы детей).
Игра «Осенний букет». Дети предают букет друг другу у кого букет, тот называет примету осени (дожди, ветер, перелёт птиц, сбор урожая, листопад и т.д.).
Воспитатель: Примета осени - листопад. Дети читают стихи про листопад.
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно, кистью расписные.
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила!
Красивые листья падают –
Красные листья, жёлтые.
Почему, почему они падают?
Разве они тяжёлые?
Пальчиковая игра:
Летом деревья росли, зеленели
(руки поднять вверх, покачивать)
Осенью листья на них пожелтели
(кисти рук падают)
Стали деревья листья терять
(соединить пальцы на обеих руках, поочерёдно, начиная с мизинцев)
Плавно ложится листок на листок
(поглаживание ладоней поочерёдно левую, правую)
Скоро накроет листья снежок.
(одна ладонь накрывает другую).
Воспитатель: Ещё одна примета. Осень нас радует богатым урожаем. Вы помогает взрослым убирать урожай? (ответы детей).
Игра «Собери урожай». На столе лежат картинки с изображением фруктов и овощей, дети выбирают любую картинку. Под музыку самостоятельно выполняют движения с завершением музыки, «овощи» строятся на зелёной полоске. «фрукты» - на оранжевой.
Игра повторяется 3 – 4раза ( соответственно меняются картинки).
Игра «Чудесный мешочек». В двух мешочках перемешаны грибы, ягоды, овощи, фрукты. По очереди дети достают предмет из мешочка, называют его (на обобщение).
Игра «Угадай на вкус». Воспитатель подходит к детям (дети закрывают глаза к кому подходят) кладёт в рот овощ или фрукт, ребёнок съедает, подходит к столу и выбирает тот предмет, который он съел.
Воспитатель: Ещё одна примета осени. Для этого нужно отгадать загадки, которые придумала для нас наша гостья.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю намочило.
(варианты детей).
Носит, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит –
Листик дрожит
Где пронесётся –
Дерево гнётся.
(варианты детей).
Воспитатель: Молодцы! Конечно, это приметы осени частые дожди и ветер.
Дыхательное упражнение: Дети готовят себе листья (сделанные своими руками). Делают глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом (упражнение повторяется
5 – 6 раз).
Игра «Собери картинку». Дети делятся на команды. Каждой команде выдаётся картинка
«Осенние дожди». По сигналу, дети начинают собирать картину. Когда картинки собраны, совместно рассматривают.
Воспитатель: Молодцы, замечательно справились с заданием!
Воспитатель:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетели, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетели, улетел.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетаю, улетели, улетели и грачи.
Воспитатель: Следующая примета осени улетают птицы в тёплые края.
Игра «Узнай и назови перелётных птиц».
На столе разложены ободки с зимующими и перелётными птицами. Дети выбирают «птиц». С началом музыки двигаются, по окончании, перелётные птицы встаю на куб (на одной ноге), зимующие на скамейку. Затем меняются.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да – Нет» и вспомнить ещё несколько примет осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» - хлипайте в ладоши, если «нет» - топайте ногами, (показ воспитателя)
Осенью цветы цветут?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Воспитатель: Молодцы! Устали? Предлагаю отдохнуть!
Психогимнастика. «Старый гриб».
Старый гриб вот – вот упадёт. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.
В ы р а з и т е л ь н ы е д в и ж е н и я. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Воспитатель обращает внимание на экран.
Дети вы очень порадовали Осень, она вам напоминает своими картинками о себе (слайды с приметами осени) и дарит вам подарок.
Найдите жёлтый платок и увидите сюрприз. Дети совместно с воспитателем расходятся по группе под музыку, находят корзинку с яблоками.
Воспитатель хвалит детей, все прощаются с Осенью.