Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Весна»
Цель:
Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно - развиваюцие задачи:
Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши. Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.
Ход занятия. I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце») Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Дети: Солнышко. Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту. (Логопед читает загадку)
Светает рано по утрам.
Звенят под крышами капели, (Весна). (дети договаривают хором: весна). Догадались, о каком времени года мы будем говорить? Дети: о весне Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики). II. Основная часть. Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова. Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. 1. (Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко — поглаживание и ласкает нам лицо. 2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка» Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку», — куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме. 3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне. Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко. (Логопед просит объяснить слово капель) Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать. (логопед обращает внимание детей на су-джок) 4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика» В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони. Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. Катать шарик по ладони вперед- назад. Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против. Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого. А там поляна — большая, круглая, красивая! Круговые движения шариком по ладони. На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка. Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу! Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого. Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика! Катать шарик по ладони вперед- назад. А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке. 5. Упражнение "Что перепутал художник?" Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник? 6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением) За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе) Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх. Наклоны туловища вправо- влево) Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно Клен тугие кулачки. разжимают кулачки) Прислонился он к окошку. (4 прыжка) А, едва растает снег, (Наклоны) Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки —рукопожатие) Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают). Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово! III. Итог занятия Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы) |
Иванова Анна Юрьевна