Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»
Я работаю педагогом-психологом в ГБУЗ «Специализированный дом ребенка».В нашем учреждении проживают 46 детишек в возрасте от 5 месяцев до 5 лет. Основной контингент это дети с целым «букетом» заболеваний:
-Поражение нервной системы-91%
-Психические расстройства и расстройства поведения-49%
-Болезни глаз-47%
-Врожденные аномалии развития-13%
Жизнь воспитанников домов ребёнка очень сильно отличается от жизни ребенка в обычной семье. Главное отличие в том, что у ребенка нет устойчивого контакта с одним взрослым. В нормальной семье когда малыш общается с мамой, то у него формируется привязанность, благодаря этому малыш развивается – эмоционально, психически, физически. В условиях дома ребенка привязанность к взрослому просто не может сформироваться. Это приводит к тому, что дети развиваются медленнее, не гармонично. Чтобы сгладить и минимизировать последствия ведется большая работа. Для каждого ребенка разработан индивидуально- образовательный маршрут ,в котором отражены основные развивающие, коррекционные, воспитательные и образовательные задачи исходя из уровня нервно-психического развития ребенка.
В 2015 году (в рамках года литературы) мной был разработан цикл развивающих занятий «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русских и башкирских народных сказок. Занятия проходили в игровой форме, так как «игра является универсальной формой и средством коррекционно - развивающей работы».
Тема «Волк и козлята .»
Подготовительная работа:
-Чтение детям сказки «Волк и семеро козлят». Показ настольного театра по данной сказке. Просмотр мультфильма.
Задачи
Образовательные:
-учить детей вспоминать сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, прививать любовь к сказке, желание воспроизводить сюжет;
-вовлекать детей в игровую ситуацию, учить следить за сюжетом, использовать воображаемые действия и предметы, входить в образ;
- закреплять знания детей о животных;
-учить интонационно, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе инсценировки;
Развивающие:
-развивать восприятие , мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, эмоциональную сферу;
-развивать сенсомоторную сферу;
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность;
-побуждать откликаться на предложенную роль, выражая эмоции через движения и мимику;
-создать атмосферу радости и удовольствия;
-закреплять культурно - гигиенические навыки и предпосылки трудовой деятельности.
-подвести детей к пониманию соблюдений элементарных правил безопасности.
Оборудование:
-маски козлят для детей(7 штук.)
-дидактические наборы «Овощи», «Фрукты», «Посуда».
-маски козы и волка .
-нарезка из овощей и фруктов.
-емкости с водой.
-наборы для рисования.
-сенсорная тропа.
Ход занятия
Психолог:
-Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке . А пройдем мы в сказку по волшебной тропке (дети по одному проходят по сенсорной дорожке под музыку в кабинет и садятся на стульчики.)
-Давайте встанем и поздороваемся с нашими гостями, пусть они посмотрят какие вы нарядные и красивые( дети встают в круг)
-Вот пришли к вам малыши, (ходьба на месте)
-До чего же хороши ! (крутимся на месте)
-Будем в сказку мы играть (прыжки на месте)
-И друг другу помогать (взяли друг друга за руки)
-Вот какие молодцы (хлопки в ладоши)
-Наши девочки (девочки кланяются и садятся на стульчики)
-Наши мальчики (мальчики кланяются и садятся на стульчики).
Психолог:
-Чтобы попасть в сказку , отгадайте сначала загадку:
- Семь рогатых малышат.
-Маму слушать не спешат,
-Голос волка не узнали,
-И, за это пострадали. ( дети отгадывают, гости помогают).
Психолог:
-Правильно . «Волк и семеро козлят .»Давайте вспомним эту сказку и покажем ее гостям.
Психолог одевает маску козы и шаль.
Жила - была коза рогатая. И были у нее маленькие козлятки.
-Вот Максим удалой (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Сереженька большой (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Рената маленькая (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Настя улыбается (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Паша стесняется (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Галя хохотушка (Ребенок встает и на него надевают маску)
- Вот Марина шалунишка (Ребенок встает и на него надевают маску)
-Вот они козлята,
-Дружные ребята.
- Вместе маме помогают
- А мама коза день - деньской занята.
Ей - травы нащипать,ей - на речку бежать.
Ей - козляток стеречь,малых деток беречь.
А по дому работы много, скорее козлята торопись на подмогу!
Коза предлагает поиграть в пальчиковую игру «Козлик ниточки мотает»
-Козлик ниточки мотает, на клубочек навивает (наматываем ниточки на кулачок)
-Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращаем кулачки)
-Колотушки колочу (кулачками хлопаем об колени)
-Приколачиваю! (кулачки друг о друга)
- Заколачиваю! ладошки стучат по полу
Психолог:
-Смотрите козлятки что я собрала в огороде(показывает ведро с овощами и фруктами). Нам надо приготовить суп из овощей и компот из фруктов. Помогите мне разделить овощи и фрукты.(ребенок называет продукт и что из него готовят, кладет его в соответствующую корзину.)
Какие вы молодцы! А теперь наши овощи и фрукты надо помыть .Кто мне поможет? (Дети моют овощи и фрукты)
-Надо стол помыть да и посуду расставить. (дети вытирают стол и проводится игра с посудой «Подбери по цвету.»)В соответствии с возрастом ребенка даются задания:
-Найди такую же чашку. (соотнесение по цвету)
-А где у нас красная чашка? (соотнесение по названию цвета.)
-Какого цвета эта тарелка? (самостоятельное называние цвета)
Психолог:
-На стол то накрыли, а про молоко то забыли. Козлятушки, ребятушки мне идти пора
за молоком, до соседнего двора А, вы дверь никому не открывайте И никого не пускайте. Чтобы волк вас не украл, чтоб медведь вас не забрал. чтобы лисонька - лиса, вас с собой не унесла.(Коза поет песню из мультфильма «Надо сидеть ,слышите вы, тише воды, ниже травы.»)Козлятки повторяют припев и показывают движения вместе с козой.)Психолог уходит. Раздается стук в дверь и голос волка басом:
-Козлятушки, ребятушки. Отопритесь, отворитесь. Ваша мать пришла. Молока принесла.
Старший козленок : Твой голос на мамин совсем не похож. У мамы тоненький голосок.
(Волк снова повторяет , тоненьким голоском. Козлята открывают ему дверь .)
-Волк: Как вы весело живете! Заберу я вас к себе. Будете мне помогать еду готовить, да посуду мыть. Проводится игра «Волк и козлята»)
Вот козлята - скок да скок Поскакали на лужок,
Зарезвились, заигрались,
Свежей травки пощипали...
Вдруг выходит серый волк.
Он зубами щелк да щелк.
Ну, козлята, разбегайтесь,
Волку в лапы не давайтесь!(Волк уводит козлят в соседний кабинет.)
Приходит коза:
-Где же вы козлятушки , где теперь мои ребятушки?(Гости отвечают что приходил волк, украл козлят.)
Психолог:
-Серый волк выходи
-Козляток ты моих верни. (Выходит волк, за ним стоят козлята).
Психолог:
- Волк - волчище, что с тобой?
- Отчего, ты злой такой?
Волк:
Как же волку добрым быть,
Если волку негде жить,
Если волка день и ночь.
Отовсюду гонят прочь.
Психолог:
Ты, детей моих верни.
Тогда будешь с нами жить.
Будешь, ты мне помогать.
Моих деток защищать.
(Волк отдает козлят, просит прощение).
Психолог:
-Ну что козлятки , простим волка? Сейчас мы будем рисовать подарки нашим гостям , а волк нам поможет.(На приготовленных картинках с изображениями козлят дети рисуют пальчиками цветы.)
Волк:
-Какие красивые работы у вас получились! Вы заслужили подарок. (заносит блюдо с нарезанными овощами и фруктами. Дети берут кусочки и отгадывают , какой фрукт или овощ они едят.)
Психолог:
Вот и сказке конец. И стали они жить - поживать Да друг друга не обижать. На этом сказка наша кончается. Козлятки с вами прощаются, и друг с другом обнимаются. (Дети кланяются и под музыку танцуют и обнимаются.)
Литература:
- Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов », «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».
- Гербова «Занятия по развитию речи».
- Галанов А.С. «Игры, которые лечат».
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 1983