Статья «Играем гаммы»
В русских трудах вплоть до начала 19 века фигурирует название гаммы как "лестница тонов". Гаммы, арпеджио - материал, необходимый для ежедневной работы и тренировки как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю. "Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним" - замечает К.Черни. Пользу от изучения гамм обычно видят в том, что оно позволяет во первых, овладеть основными формулами фортепианной техники, во вторых - на практике познакомиться с ладо - тональной системой, освоить квартово-квинтовый круг тональностей, в тртьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами, в четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность и беглость. Начинать прохождение гамм следует с первых лет обучения. Важно научиться свободно исполнять гаммы от любого звука, в любой тональности.Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывает одним дыханием, одной "мыслью". Полезно гаммы играть быстрыми, стремительными перебежками с остановками на первых нотах каждой октавы. На остановках с лёгким акцентом рука должна мгновенно освобождаться, как бы взлетая вверх и чуть придерживая клавишу пальцем, спокойно опускаться в исходное положение. при освоении гамм играющий допускает ошибки, хорошо известные педагогам. Общая и главная причина подавляющего большинства недостатков - слабый слуховой контроль. Именно неумение услышать свою игру ведёт к таким общераспространённым ошибкам, как придерживание пальцев на клавишах, звуковая неровность. Погрешности в звуковом отношении встречаются в разных формах. Прежде всего это - неумение вести мелодическую линию от звука к звуку. Гамма как будто состоит тогда из отдельных звуков, внутренне ничем не связанных между собой, даже если играющий формально соблюдает легатное звучание. при этом он нередко трясёт на каждой ноте рукой, делая ныряющие движения запястьем. Чтобы преодолеть такую разорванность в исполнении, надо услышать гамму внутренним слухом как единую, цельную мелодическую линию, ощутить её направленность к какой - либо точке, например , к верхней тонике. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепианной технике и таким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, не может надеяться на успех без основательной и серьёзной их проработки.