Статья на тему «Играем, изучаем, знания приобретаем»
Играем, изучаем, знания приобретаем!
Все мы очень любили и любим играть.!
Вспомните наше детство, когда мы с друзьями часами играли во дворе: в лапту, города, классики, «колечко». А шахматы, шашки, пятнашки!
Иногда мы инсценировали и представляли разные роли. Сами того не зная, мы все время что-то узнавали, мыслили, вспоминали , иногда придумывали, мы познавали мир, открывали для себя полезное, новое, интересное. Да и что говорить, играя в детстве ,как сейчас бы сказали, в ролевые игры мы определялись с выбором будущей профессии.
А свои первые социальные роли, особенно будущих мам представляет каждая девочка в игре. Мы были продавцами, рыцарями, космонавтами ,врачами.
Как забавно наблюдать за малышами, когда они увлеченно разбирают игрушку и обязательно показывают взрослым, что же из этого вышло .В детском саду дети самым активным образом, все время играя, в процессе игровой деятельности соприкасаются с миром. В школе дети на уроках и во внеклассной работе учатся самостоятельно решать игровые задачи, расширяют свой кругозор, общаются, приобретают опыт, познают окружающий мир.
Так что же такое игра? Обратимся к словарю. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение накопленного опыта. В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.(1)
Игры изучаются в психологии, этнографии ,истории культуры, в теории управления, педагогике. Мы сегодня поговорим о теории и практике игрового обучения и воспитания детей в школе.
Игра - это только один из методов обучения и воспитания школьников. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. Игра – это их самостоятельная деятельность. Игры систематизированы и изучены в трудах многих зарубежных и отечественных теоретиков и практиков: 19 век - немецкий ученый К.Гросс считал, что в игре происходит предупражнение инстинктов применительно в борьбе за существование. Немецкий психолог К. Бюллер определил игру как деятельность. Плеханов Г.В .указывал на возникновение игры из труда. Игру, как управление поведением, охарактеризовал Д.Б.Эльконин. В игре просматривается общая цель, совместные усилия к ее достижению.(1)
Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора детей, для решения образовательных и воспитательных функций.
Я хочу остановиться на играх на уроках истории и обществознания. Игра на уроке - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируются ситуации прошлого или настоящего, «оживают и действуют люди»- участники исторических эпох.(2) Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре становятся личностно- значимыми, помогают школьникам лучше разобраться с изучаемым материалом и темами параграфа. Хочу сразу оговориться, ни в коем случае не навязывайте роли ученикам, очень осторожно подбирайте формулировки. Важно, чтобы ученик сам выбрал для себя роль. Иногда я просто тщательно анализирую материал и стараюсь представить его в занимательной форме.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Семенов В.Г. выделил интерактивные игры - ребусы, кроссворды ,неинтерактивные- индивидуальные игровые задания. Селевко Г.К. выделяет - сюжетные, ролевые, деловые игры. В ходе игры эмоционально ученики вовлекаются в игровое действие. Учитель непосредственно координирует игровые действия, регулирует ход занятия. Выделяют деловые игры обсуждения - диспуты, круглые столы ,телемосты, игры-КВН, игры- соревнования. Игры – исследования основывается на исторических фактах - газетная статья, научный доклад, фрагмент книги. На своих уроках использую ретроспективные игры-театрализованные представления, проблемно- дискуссионные игры. Учащимся нравятся игры – тренинги: историческое лото, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки. Учительская практика показывает, что игра на уроке- дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Во многих играх принимаются коллективные решения, что развивает мышление учащихся , коммуникативные способности. Особенно удобно использовать игры на обобщающих уроках, как закрепление знаний, на интегрированных уроках нетрадиционного типа. В свои уроки стараюсь включать элементы игр на определенных этапах: обобщение, закрепление, в процессе изучения новой темы. Чаще всего игры хороши во внеклассной работе по истории, при проведении предметных недель, как подготовка к выступлению на научно- практической конференции, выполнении исследовательской работы, проектов, конкурсам. Уроки-КВН очень нравятся учащимся всех классов, я только меняю материал и классифицирую задания, а сама структура ,в основном остается неизменной.(3) Например, элементом проверки хронологии здесь может статьсовременный компьютерный тренажер. Конкурс для болельщиков «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» вызывает столько фантазии, что порой перед нами представляются орудия труда всех эпох сразу. А конкурс художников не перестает удивлять шедеврами детской фантазии кораблей верфи Петра Великого и произведения портретов исторических деятелей. А сколько эмоций в играх- викторинах например, «Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства?-(Вена) . Очень серьезно школьники относятся к играм - олимпиадам. Дети с удовольствием решают задания повышенной сложности, представленные в игровом содержании.
Игры на уроках истории и обществознаниях способствуют огромному формированию интереса к изучаемым предметам, развитию творчества учителя и учащихся, подготовке к различным формам итоговой аттестации учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика «Современная энциклопедия» - Минск «Современная школа», 2010. - 720с.
2.Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок Аникеева Н. П. . –
ТЦ «Учитель», 2001.- 176с.
3.Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка», Преподавание истории и обществознания в школе,2001 № 9 с.31.
4 Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии, Ярославль, Академия развития,1997,200с
5 Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе, М.Просвещение,1992.160с.
6 Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории, Преподавание истории в школе 2000 №3,с.46
7 Обществознание и права человека Методический конструктор М. Книгодел, 2016,550с.
Подготовила:Павлова И.М.