Статья «Спешите стать терпимей и добрей…»
«Спешите стать терпимей и добрей…»
(Воспитание на уроках внеклассного чтения гуманного отношения к животным)
Автор: Филиппова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ № 63
Проблема жестокого обращения с животными существует, и она, действительно, актуальна. Люди не чувствуют ответственности за тех, кто живет рядом, боятся их. Вчера еще они были домашними любимыми питомцами, их мыли, наряжали, кормили вкусной едой. Собаки из домашних превращаются в бездомных и становятся предметом ненависти прохожих. Ребенка нужно научить любить животное, относиться к нему бережно. Дети вряд ли могут повлиять на современные бездомные собачьи колонии, но они могут предотвратить их появление в будущем. Если из этих человечков вырастут гуманные взрослые, будут ли они способны на то, чтобы выбросить своих четвероногих друзей на улицу? Надо постараться помочь детям найти свою дорожку — дорожку к добру. Научить их заботиться о живом. Большую роль в этом призван сыграть учитель – словесник. Как же это сделать? Как помочь маленькому человеку стать терпимей и добрей к тем, кто живет рядом: к животным, в частности – к собакам.
Часто, к сожалению, бывает так, что виновниками такой жестокости являются взрослые, уже состоявшиеся в жизни люди. Чтобы повлиять на ситуацию, нужно работать над детским сердцем и душой. В этом нам помогают художественные произведения, которые включены в программу. Согласитесь, что решение этой серьезной задачи предполагает не только добротное во всех смыслах преподавание литературы как предмета в рамках классных занятий по обязательной программе, но и расширение кругозора детей, ориентирование их в сегодняшнем мире книг, далеко не однозначных по качеству и духовному потенциалу. Вот почему в школе рекомендуется проводить уроки внеклассного чтения и по темам и произведениям, названным в программе. При этом за учителем остается право на выбор художественных произведений для обсуждения с обучающимися и за пределами этого списка. Многие современные авторы пишут о животных, о необходимости гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Очень правдиво это делает Петр Краснов. Он в нашу литературу пришёл как интересный, самобытный писатель, бесконечно преданный деревне и её людям. Одно из его лучших произведений о жестокой судьбе бездомных собак – рассказ «Шатохи». Анализ этого произведения не оставит равнодушными ребят. Конечно, успех урока внеклассного чтения во многом зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько учителю удастся сделать эти уроки яркими, дающими простор искренности суждений. Успех этих уроков зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут уроки в композиционном и логическом отношении. Большую роль играет то, какие приемы, методы, формы работы выберет учитель на данных уроках. Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На уроках внеклассного чтения можно использовать приемы ТРКМЧП: мозговая атака, проблемные вопросы, кластеры, схемы, ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, организация различных видов дискуссий, диалогов, кластер, синквейн, таблица ЗХУ, тонкие и толстые вопросы, веришь – не веришь, корзина идей. Можно использовать технологию проектов, мастерские.
К сожалению, сложно повлиять на взрослых людей, но можно поменять отношение детей к данной проблеме. Большую роль в этом играет учитель- словесник. Именно он имеет возможность воздействовать на душу ребенка, используя художественные произведения.
ЛИТЕРАТУРА:
Картавцева М.И. «Уроки внеклассного чтения». Воронеж. Учитель.-2003 г.
Словарь литературоведческих терминов. / Под ред. Л. И. Тимофеева/ – М. – 1974. – 215 с.