Игра-путешествие «Земля и космос» (Окружающий мир, 1 класс)
Игра-путешествие в 1 классе. Тема: Земля и Космос
Цели: формировать представление детей о Солнце и звездах, о планетах Солнечной системы, их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес учащихся.
Задачи занятия:
формировать стремление ребёнка к воображению, поиску нестандартных решений;
развивать навыки работы в парах, группах;
развивать навыки контроля и самоконтроля;
развивать у ребят уверенность в своих силах.
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей познавательных интересов, возникновение интереса к учёбе.
Оборудование: слайды с изображением планет и Солнца; карта звездного неба; рисунок или бумажный макет космического корабля, дидактический материал, костюмы для героев, витамины.
Ход занятия
I. Введение.
Сообщение темы и задач занятия. Слайд 1
- Сегодня - игра-путешествие на космическом корабле. Но корабль не простой, а волшебный. И полетит с нами вместе к звездам наш замечательный волшебник Звездочет.
II. Основная часть. Начало путешествия. Слайд 2
- Сейчас мы прочитаем волшебные слова, которые и помогут нам отправиться в путешествие на межпланетном корабле.
Звездочет.
Говорят, что колдовство –
Ерунда и баловство.
Хоть не верю в ерунду я –
Потихонечку колдую:
«Цамба-Драмба-Гребешок,
Жаб зажаренных мешок,
Кроли-Троли-Профитроли,
Без горчицы и без соли.
Поколдую, пошепчу,
Посолю да поперчу,
Я подую, поколдую:
Сделай всё, что захочу! –
Сделай так, чтобы мне
Очутиться на Луне!»
- Ну что, готовы отправиться в космическое путешествие? Но для этого нам надо построить космический корабль. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Давайте пофантазируем и придумаем проект нового летательного аппарата.
ЗАДАНИЕ 1. (Работа в группах). Слайд 3
Перед вами лежат геометрические фигуры разной формы. Включите свою фантазию и постройте из них космический корабль. Дайте ему название.
- Корабли готовы. В путь. Наденьте свои космические шлемы. Застегните скафандры. Не двигайтесь. Начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПОЕХАЛИ!
- Мы летим с огромной скоростью.
Гаснет свет, «включаются» звездочки. Слайд 4
Звёздочка Слайд 5
На Луну - Ура! Ура –
Мчит космический корабль!
Подлетаем... Всё в порядке!
Выбрал место для посадки.
Трах! Бах! - Ну и ну! –
Прилунились на Луну!
«Космический корабль» прилуняется.
Луна - спутник Земли. Слайд 6
Что такое Луна? (Естественный спутник Земли) Луна находится от Земли на расстоянии 384 км. Поверхность (показ слайдов) в основном гористая, покрыта многочисленными кратерами ударного (метеоритного) происхождения. Лунный грунт - реголит. Первый человек ступил на поверхность Луны 21 июня 1969 года (Н. Армстронг, США).
Путешествие продолжается. Слайд 7
- Нам нужно подкрепиться. Так как в космосе невесомость, у космонавтов необычная пища. Звёздочка, раздай, пожалуйста, нашим космонавтам еду. ( Можно взять таблеточки – аскорбинки - витамин С)
Звёздочка раздаёт угощение.
- А мы приближаемся к яркой звезде.
Солнце - звезда. Слайд 8
Как вы думаете, какая самая близкая к Земле звезда? (Солнце)
- Солнце - круг или шар? Земля - это... (шар). Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму... (шара).
- Как вы думаете, далеко ли до Солнца?
Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500 лет. На автомобиле понадобится около 200 лет, на самолете - почти 20 лет, на ракете - несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.
- Что может Солнце?
- А что было бы без Солнца? Подумайте и расскажите.
ЗАДАНИЕ 2. (Работа в группах).
-Наш полёт продолжается. Ой, ребята, бортовые компьютеры показывают недостаток топлива. Нам нужно пополнить запасы. Для этого вашей команде нужно написать как можно больше космических слов.
Дети пишут на листе и зачитывают свои слова.
-Молодцы, теперь мы сможем продолжить наше путешествие! Вы готовы? Посмотрите, нас окружает множество звёзд!
4. Звезды и созвездия. Слайд 9
Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметен слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.
Представьте, что наступила ночь. Что вы можете увидеть на небе?
Загадка:
Поле не меряно... (небо),
Овцы не считаны... (звезды),
А пастух рогат... (месяц).
Звезды, как и Солнце, - раскаленные шары. Они находятся дальше, чем Солнце, разного размера (есть даже больше Солнца), и поэтому нам кажутся такими маленькими. Есть парные звезды, они расположены близко друг к другу. Звезд очень много, но человек без помощи специального прибора - телескопа может видеть только маленькую их часть.
Во время рассказа показать детям иллюстрацию звездного неба (или слайды), дети рассматривают, делятся впечатлениями.
- Чтобы людям было легче сосчитать звезды, их объединили в созвездия и дали имена.
Игра «На кого похожа?».
Детям раздать картинки с изображением различных созвездий. Одни, не показывая картинки, должны рассказать, какое у них созвездие (на кого похоже), а другие отгадывают. Звездочет сообщает правильное название созвездия, дети повторяют и запоминают.
Путешествие продолжается. Слайд 10
- Мимо нас пролетают метеориты. Нам грозит опасность. Давайте их, преобразуем в безопасные предметы.
ЗАДАНИЕ 3. (Работа в группах).
-Из набора букв вам нужно составить слово. ( РАКЕТА, СПУТНИК, ПЛАНЕТА)
- Ура! Мы в безопасности. Слайд 11
- Наш космический корабль бороздит просторы Вселенной. Как красиво вокруг. Что мы видим? Планеты выстроились в ряд. Такое не часто можно увидеть. Помогите сделать перекличку Планет.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - … (Меркурий),
Два - … (Венера),
Три - … (Земля),
Четыре - … (Марс).
Пять - … (Юпитер),
Шесть - … (Сатурн),
Семь - … (Уран),
За ним - … (Нептун).
- Как называется это явление? (Парад планет).
5. Планеты.
Учитель обращает внимание детей на небесные тела, которые светятся, но не блестят, не мерцают.
Представьте себе, что Солнце - это большой арбуз (выставляется картинка с изображением арбуза), то планета Юпитер будет выглядеть крупным яблоком. Сатурн - яблоко поменьше. Уран и Нептун напоминают вишню. Земля и Венера - это горошины. Марс, Меркурий, Плутон выглядят просто зернышками по сравнению с другими планетами.
Беседа «Зачем летают в космос?». Слайд 12
- Кто был первым космонавтом? (Ю.Гагарин) Кто был главным конструктором? (С.Королёв)
Звездочет показывает фотографии.
- Сейчас космонавты долго живут и работают на космических станциях. Здесь они проводят научные исследования. Космос изучают при помощи автоматических приборов. Результаты наблюдений передают по радио и телевидению на Землю. Они дают информацию о погоде, циклонах, полезных ископаемых и др. Люди запускают в космос искусственные спутники.
- Для чего они это делают? (Приборы на них рассказывают о верхних слоях атмосферы)
Дети рассматривают иллюстрации.
-Пора возвращаться домой. Как гласит поговорка: «В гостях хорошо, а дома лучше». Слайд 13
-Для возвращения домой нам надо построить обратный путь.
- Перед выполнением работы разомнем ладоши:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в ладушки играть.
А теперь давай-ка бей
С каждым разом все быстрей. (Игра в паре).
Рисование «Спутник Земли».
ЗАДАНИЕ 4. (Работа индивидуальная).
-Нарисуйте свои искусственные спутники Земли для обратного пути, попробовав себя в роли художников-конструкторов.
- Молодцы, всем есть на чём вернуться домой. Слайд 14
- Какая красивая наша планета из космоса, такая маленькая и хрупкая, удивительная и неповторимая, очаровательная и восхитительная. Так давайте же будем беречь нашу Землю, приумножать ее богатства, чтоб нам и нашим правнукам никогда не пришлось бы покинуть планету под названием ЗЕМЛЯ!!!
- Чтобы нам вернуться домой, отгадайте загадки. ( Выходят ребята) Слайд 15
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…( Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)
А теперь пора прощаться
И на землю возвращаться.
Космонавты, по местам
Старт давайте кораблям.
- Начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, … 1, ПОЕХАЛИ!
III.Заключение. (Самооценка работы на уроке) Слайд 16.
- А теперь, оцените каждый свою работу на занятии.
– Кто доволен сегодня своей работой? Возьмите красную звездочку.
– Кто хотел бы что-то исправить? Возьмите зеленую звездочку.
– А кто считает, что он поработал сегодня не в полную силу? Возьмите жёлтую звездочку.
- Все звездочки прикрепите на доске.
- Молодцы!!! Сегодня на небе появилось новое созвездие, созвездие 1А класса.
Карине Рафаеловна
Нигириш Светлана Владимировна