Игра-путешествие «Путешествие в страну Экологию» (Окружающий мир, 3 класс)
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация
«Православная Классическая Гимназия «Ковчег»
Московской области
Щелковского района
Внеклассное занятие
по окружающему миру
«Путешествие в страну Экологию»
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Живилова А.А.
Щёлково
2020г.
Форма: игра-путешествие
Тема: путешествие в королевство Экология
Класс: 3
Цель: содействовать формированию экологической культуры младших школьников
Задачи: - привитие любви и бережного отношения к родной природе;
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;
- развитие творческого мышления, устной речи, устойчивого внимания, памяти.
Оборудование: карта на большеформатном листе, две фишки, кубик, раздаточный материал (следы животных, карточки-знаки, изображения животных и растений), аудиоматериал
Задания для детей: придумать название командам, повторить пройденный материал.
План:
1.Команды занимают места. Объяснение правил. Выбор капитанов.
2.Игра.
3. В случае победы одной команды, предложить помочь второй и завершить путешествие вместе.
4. Заключительные слова, поздравление всех с окончанием путешествия.
1.Объяснение правил. Команды по очереди кидают кубик, движутся фишки по карте в соответствии с инструкциями на станциях.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами тоже отправимся в увлекательное путешествие в Страну экологии. Путешествовать будем пешком. Нам предстоит нелёгкий путь до замка. В пути мы узнаем, насколько хорошо вы знаете природу, умеете ли охранять зверей и птиц, деревья и травы.
2.Игра.
1) И вот уже перед нами город птиц. Давайте познакомимся с обитателями, они обязательно подскажут нам дорогу.
1 команда. Послушайте аудиозапись, каких птиц вы услышали? (Кукушка, филин)
2 команда. Послушайте аудиозапись, каких птиц вы услышали? (Соловей, дятел)
2) Не только птицы поют в прекрасной стране Экологии, здесь и звери живут.
1 команда. Отгадайте, чьи следы изображены на картинке (заяц)
2 команда. Отгадайте, чьи следы изображены на картинке (медведь)
3) Послушайте письмо от животных и птиц.
Много лет и мы дружно жили, но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Стал человек тогда вырубать лес. Места для жизни нам не осталось. Помогите вернуть наш дом.
Почему в лесу никто не живет? (Человек уничтожил лес)
Я прочитаю вам загадки, отгадаете – и узнаете название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1 команда:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа)
2 команда:
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябина)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка?
(Тополь)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
-Молодцы! Помогли высадить целый лес. Идем дальше.
4) Путь уже не кажется простым? Наша помощь нужна природе. Ведь главная цель экологии – сохранение природы.
Выберите из утверждений людей те, которые говорят о нарушении экологии:
1 команда:
Школьники вышли на субботник. (Сохранение экологии)
Крупный завод очень важен, но из него отходы спускаются в реку. (Загрязнение воды нарушает экологию)
В городе каждый год увеличивается количество автомобилей, очень удобный и быстрый транспорт. (Выхлопные газы загрязняют воздух)
2 команда.
Использованные батарейки не обязательно сдавать в утилизацию, их можно выкинуть вместе с остальным мусором. (Одна батарейка разлагается больше 100 лет, они очень вредны, и могут загрязнить от 10-15 квадратных метров почвы. А ведь на этой территории может расти два дерева, жить пара кротов, один ёжик)
Необязательно выкидывать в урну фантики, от одного ничего не случится. (Фантик разлагается больше 50 лет. От каждого зависит чистота окружающей среды)
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное
Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
5) Остановимся на пикник.
Напишите правила, которые помогут отдохнуть нам на природе и не навредить ей.
1 команда: Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
Не качаться на деревьях, не ломать их.
Не разорять гнезда и муравейники.
Не рвать большие букеты цветов.
Не разжигать костры, беречь лес от огня.
2 команда: Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
Не качаться на деревьях, не ломать их.
Не разорять гнезда и муравейники.
Не рвать большие букеты цветов.
Не разжигать костры, беречь лес от огня.
(Обсуждение правил и дополнения от учителя)
6) На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу или в городе. Расскажите о значении этого знака.
7) Послушайте истории из жизни детей.
Письмо 1 команде: На День рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Обсуждение ответов
Письмо 2 команде:
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Обсуждение ответов
8) Сколько чудесных цветов перед нами на поляне! А вот на грядках овощи. Назовите как можно больше:
1 команда: культурных растений (выращивает человек)
2 команда; дикорастущих
9) Вы пришли к разрушенному мосту. Но мы в стране волшебной. Мост восстановится, если вы вспомните песни, в которых поётся о животных,
о цветах, растениях, о погоде, воде, воздухе.
10) Ребята, очень морозная была зима в этом году. Тяжко пришлось птицам. Какую помощь можно оказать им?
11) Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга? Почему она красная? Почему животные и растения исчезают?
12)
1 команда: выберите из предложенных животных красной книги (кошка домашняя, амурский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, белка обыкновенная) (Показ изображений на доске)
2 команда: выберите из предложенных растения красной книги (подснежник плосколистный, одуванчик, лотос орехоносный, сосна, береза) (Показ изображений на доске)
13) Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле? Какую посильную работу можете вы, школьники, оказать природе?
4. Подведение итогов, заключительные слова:
Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помогли вам в этом знания об экологии. Думаю, что вы сегодня и узнали что-то новое об экологии, и будете природу беречь и охранять.