Игра-путешествие «По дороге в страну Безопасность»
ГОУ «Горловская санаторная
школа-интернат № 9»
Родичева Елена Анатольевна
воспитатель
Игра-путешествие
«По дороге в страну Безопасность»
Описание материала: Научить детей безопасному поведению в критических ситуациях – серьёзная задача, как для родителей, так и для школы. Обучение правилам безопасного поведения должно быть непрерывным и в учебном, и в воспитательном процессе. Чем бы ребенок не занимался, ему обязательно, ненавязчиво, надо напоминать о личной безопасности.
Предлагаемая разработка игры-путешествия рассчитана на детей среднего школьного звена, и охватывает такие темы безопасности жизнедеятельности, как безопасность в домашних условиях, во дворе, в лесу, охрана здоровья, работа с пословицами. Данный материал будет полезен классным руководителям и воспитателям школ-интернатов. В нашей школе-интернате, ребята 6-го класса успешно справились со всеми заданиями, участием в игре остались очень довольны.
Цель: расширять и систематизировать у воспитанников навыки обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
развивать логическое мышление, умение решать поставленные задачи и работать в команде, согласовывая свои действия;
формировать представления воспитанников об основных источниках опасности, умения предвидеть возможные экстремальные ситуации;
обеспечивать сохранность здоровья и жизни детей путем приобретения ими элементарных навыков поведения в ЧС;
воспитывать у шестиклассников потребность в формировании ЗОЖ.
Оборудование:
чистые листы бумаги;
ручки и фломастеры;
ватно-марлевые повязки;
противогаз;
карточки с заданиями.
Воспитатель: Ребята, известно, что дети и подростки — самые незащищенные люди: у них нет опыта противостояния опасности; они бесхитростны и доверчивы, чем нередко пользуются люди с дурными намерениями; наконец, у них еще слишком мало сил для сопротивления.
Но именно дети и подростки должны максимально сделать все, чтобы суметь себя защитить, уберечь от неприятностей, не впадать в панику, не растеряться в критической, экстремальной ситуации: будь то катастрофы, нападения, травмы или что-то другое.
Сегодня мы постараемся обыграть некоторые ситуации, выслушаем мнения и советы друг друга. Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в страну под названием «Безопасность». На пути вам будут встречаться разные преграды, опасные ситуации, мелкие и крупные неприятности. Известно, что в одиночку с ними справиться труднее, поэтому вы сейчас разобьетесь на 4 экипажа, и мы отправимся в путь.
(Класс разбивается на команды-экипажи, все занимают свои места)
Воспитатель: Ребята, мы будем путешествовать и по земле, и по воде, и по воздуху, чтобы добраться до страны «Безопасность». Но для начала мы должны определиться, а что же такое «ОПАСНОСТЬ»?
Итак, задание №1: закончить предложение: «Опасность — это...»
(Команды совещаются, затем каждая команда дает свое определение и записывает на доске)
Воспитатель: Опасность — это события, ситуации, явления, объекты, которые могут причинить человеку вред: физические и психологические травмы, заболевания и даже смерть. Все опасности делятся на 4 группы:
природные опасности, т.е. связанные с природой;
техногенные опасности, т.е. связанные с техникой (для людей и природы);
социальные опасности (сам человек): войны, конфликты, голод, нищета, алкоголизм, низкая культура поведения и т.д.;
потенциальные (возможные) опасности: скрытая сила, угроза (переход улицы, электроток, кипяток для чая и др., вплоть до предметов личной гигиены).
К каким мы отнесем все те, что перечислены вами?
(Ответы команд)
Воспитатель: Теперь мы знаем, что такое опасность и попытаемся ее избежать. Но, чтобы пойти в поход, надо сначала выйти из дома. И вот тут-то - задание №2. Каждая команда получает карточку с условной ситуацией, обыгрывает ее (пантомимой), по итогам показа другие команды отвечают на вопросы:
Что было показано?
Как справиться с этой ситуацией?
Ваш вариант выхода из ситуации (от команды)?
Ситуации на карточках:
«Утечка газа: чайник при кипении залил огонь»;
«Вы застряли в лифте»;
«Возгорание телевизора»;
«Возгорание сковороды: избыток жира на сковороде».
(Дети показывают, объясняют, отвечают на вопросы)
Воспитатель: Итак, вы достойно справились и с этой ситуацией. Впереди вас ожидает новая опасность: дорожно-транспортная. И надо найти возможность ее избежать. Сейчас, по очереди, от каждой команды выйдет один человек — командир экипажа. Он встанет спиной к доске, лицом — к классу. А я на доске напишу одно слово, связанное с дорогой или транспортом. Командир экипажа должен догадаться, что это за слово, задавая вопросы и получая на них ответы, которые звучат только «ДА» или «НЕТ». Это и будет заданием № 3.
Слова на доске: «пешеход», «троллейбус», «светофор», «авария», «перекресток», «водитель», «шлагбаум».
(Капитаны участвуют в конкурсе)
Воспитатель: Наши капитаны были на высоте – отлично справились с заданием! А мы продолжаем наше путешествие и впереди следующее задание №4. Теперь мы с вами добрались до леса. Тропинок много, и все экипажи идут по своей тропиночке, встречаясь с опасностью.
Ситуации на карточках:
На лесной тропе вы встретили греющуюся на солнце гадюку. Что будете делать?
Вас укусила пчела. Как уменьшить боль?
В пасмурную погоду вы зашли в незнакомый лесной массив. Как по местным природным признакам найти направление обратного движения?
Во время лыжной прогулки у товарища на щеке появилось белое пятно. Прикосновения пальцев он не ощущает. Что произошло? Какая первая помощь должна быть оказана пострадавшему?
(Экипажи советуются, зачитывают предложенные им ситуации, объясняют свои действия; другие команды могут комментировать, задавать вопросы)
Воспитатель: Лес остался позади. Мы продолжаем путешествие на... воздушном шаре. Все бы хорошо, но он начал терять высоту. Он падает! Ваша задача и задание № 5: Определить и решить, что и в какой последовательности следует выбрасывать из корзины, чтобы максимально продержаться в воздухе.
Список предметов выдан каждой команде:
1. | Канат | 50 м | |
2. | Аптечка с медикаментами | 5 кг | |
3. | Компас гидравлический | 6 кг | |
4. | Консервы мясные и рыбные | 20 кг | |
5. | Винтовка с запасом патронов | 25 кг | |
6. | Секстант для определения местонахождения по звездам | 5 кг | |
7. | Конфеты (разные) | 20 кг | |
8. | Спальные мешки | 15 кг | |
9. | Ракетница с сигнальными ракетами | 8 кг | |
10. Палатка 10-местная | 20 кг | ||
11. | Баллон с кислородом | 50 кг | |
12. | Комплект географических карт | 25 кг | |
13. | Канистра с питьевой водой | 20 л | |
14. | Транзисторный радиоприемник | 3 кг | |
15. | Резиновая надувная лодка | 25 кг |
(Команды объясняют избранную последовательность выброса предметов)
Воспитатель: Вы приземлились довольно удачно: все целы, все живы-здоровы. Оглянулись... Боже мой! Вы - в пустыне, надвигается песчаная буря. Ваше спасение -ватно-марлевая повязка и задание №6! Даю 15 секунд на то, чтобы надеть повязку. Кто не успел, считается погибшим.
(Засекается время, ребята выполняют задание)
Воспитатель: Сняли повязки! Все обошлось. Впереди - производственная зона. Для страховки, каждый должен уметь пользоваться противогазом, знать свой размер. Для этого необходимо провести измерения. Это и будет вашим заданием № 7.
Измерения, см | до 92 | 92 - 95,5 | 95,5-99 | 99- 102,5 | > 102,5 |
Размер | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
(Каждая команда проводит измерения:
ОВАЛ ЛИЦА (подбородок — макушка головы — подбородок) + РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ УШАМИ (ухо — лоб — ухо) = ИЗМЕРЕНИЕ)
Воспитатель: Определили размер противогаза для себя - с заданием справились. Вот, наконец-то, и город. Но город, двор, даже подъезд может стать местом, где вас поджидает опасность. Каждая команда получает одну карточку с обозначенной условной ситуацией, обыгрываает сценку, комментируя ее. Это и будет задание № 8. Ситуации на карточках:
Возвращаясь из школы домой, у дверей вашей квартиры вы увидели двух незнакомых мужчин. Что будете делать?
Вечером вы возвращаетесь с дачи с тяжелой сумкой, наполненной овощами. По дороге на электричку вас догнала незнакомая машина «Жигули». Водитель остановил машину и предложил подвезти до железнодорожной станции. Как вы поступите?
На улице к вам подошел мужчина и, назвав ваше имя, сказал: «Эту коробку передал твой папа. Ее надо отнести домой». Ваши действия.
Вы услышали, что кто-то пытается ключом открыть входную дверь. На ваш вопрос: «Кто там?», — последовал ответ: «Сантехники. Проверяем отопительную систему». Как вы поступите?
(Команды выполняют задания)
Воспитатель: Молодцы, все команды справились с заданием. Следующее задание №9: как вы понимаете пословицы:
«Береженого Бог бережет».
«Мой дом — моя крепость».
«Кто предупрежден, тот вооружен».
«Как аукнется, так и откликнется».
(Команды объясняют смысл пословиц)
Воспитатель: Вот мы и добрались до страны «Безопасность». Но чтобы здесь жить, надо... А вот что надо для этого, попробуйте закончить фразу на карточках, которые вы сейчас получите. Это задание № 10:
Надо уметь...
Надо знать...
Надо действовать...
Надо желать...
(После того, как ребята закончат, проводится сравнение вариантов ответов)
Ответы:
Надо уметь предвидеть и распознавать опасности и, по возможности, избегать их.
Надо знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
Надо действовать грамотно.
Надо стремиться совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасностям.
Воспитатель: А теперь - рефлексия. Я попрошу каждого из вас на листе бумаги нарисовать выражение своего лица, а на обороте написать одну фразу - отношение к сегодняшнему нашему интересному путешествию.
(Зачитываются фразы участников путешествия. Затем рисунки прикрепляются на классную доску)
Список использованных источников:
Березин А.И., Усачев А.А. «Школа безопасности», М.: «Издательство АСТ», 1999.
Дим Н.Ф. «Классные часы в среднем звене школы», Ростов на Дону: Феникс, 2005.
Боровикова Е.Н. «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным» - http://festival.1september.ru/authors
5