Игра-путешествие в старшей группе «Жук-олень»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности( игра- путешествие)
« Жук- олень» в старшей группе.
Выполнила : Айметдинова Н. П
Ульяновск
1.Программное содержание:
1.учить детей выделять жука-оленя, среди других насекомых (жуков) по характерным признакам (размером с ладонь, ветвистые рога-челюсти и т.д.)
2.развивать умение работать с пластилином; развивать художественные навыки при выборе цветового решения, умения использовать зрительный анализ посредством объединения элементов в целостный образ.
3.закрепить знания детей о насекомых, жуке-олене.
2.Предшествующая работа:
-рассматривание иллюстраций с изображением жуков-оленей..
-разучивание стихотворения «Жук-олень».
-конструирование из каштанов «Жук-олень».
-конструирование из яичных контейнеров «Жук-олень».
-чтение произведений о жуке-олене, насекомых.
3.Дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал:
-иллюстрации: животного – оленя, жука.
-слайды о жуке-олене.
-листок – подсказка.
-картинки с изображением различных деревьев.
-пень.
-звуки природы, макет поляны, макет дуба.
Раздаточный материал:
-пластилин на каждого ребёнка (12 цветов)
-стеки
-дощечки для пластилина
-салфетки
-полоски бумаги 8 см.
4.Литература:
Светлана Зеленеева «Живая природа Ульяновской области; Ул; Областная типография «Печатный двор» 2014.
З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» М. Просвещение, 1990 года.
Э. Гульему , И. Базик «Что можно сделать из природного материала» М. Просвещение, 1991год.
5.Образовательные области:
«Подготовительное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
6.Ход НОД:
В:Ребята,сегодня мы с вами отправимся в лес, в путешествие. Давайте закроем глаза и представим на миг, как - будто мы очутились в лесу (звуки природы).
Кого мы можем встретить в лесу?
Д: Зверей, птиц, животных.
В:Но звери чаще всего боятся человека. Заяц – трусливый, олень – осторожный, волк - обойдёт человека стороной.
А птицы?
Д: Птицы тоже улетят, они очень осторожные
В: Правильно! А насекомые?
Д: (варианты детей) Тоже испугаются.
В: А вот насекомые, это такие жители, которые нас не испугаются, а будут сидеть рядышком. Их очень и очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и воздухе.
В: «Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг:
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Вот сегодня, мы с вами пойдём искать жука, но необычного. Этот жук совместил в своём названии и животное и насекомое. Подойдите, и отберите 2-е картинки, которые бы могли нам подсказать название этого «героя» (дети находят картинку оленя и жука)
Д: Мы отобрали 2 картинки, где изображены олень и жук.
В: А почему вы сделали так?
Д: Потому что в Ульяновской области есть жук – олень.
В старом пне детей растит
Днём на солнышко глядит»
Чтобы найти нам жука оленя, необходимо его описать, а то, как же мы его найдём. (Садятся на стулья)
В: Посмотрите на экран, изображён жук – олень, расскажите о нём.
Д: Жук – олень большого размера.
В: Правильно. Длина его достигает целых 8 см. Возьмите полосочки бумаги, прикрепите сзади стула и давайте посмотрим какой длины наш жук – олень. Покажите, какого размера жук. Хорошо! Что ещё отличительного есть у жука – оленя?
Д: У жука 2 пары крыльев: одни- жесткие, другие- летательные.
В: Хорошо! А что ещё?
Д: У жука есть большие рога- это его челюсти.
В: Правильно, молодцы! А где же нам искать такого красавца? ( варианты детей)
Д: На цветах, деревьях и т.д.
В: Посмотрите-ка ребята, какой-то лист лежит (поднимает, читает) :
«Жук – жучок, рога большие,
Сел на лист дубовый
Увидал жука другого
Прожужжал ему: «Здорово!» (Г. Шестер)
Так, это же – подсказка. Теперь понятно, где его искать.
Д: На дубовом дереве.
В: Посмотрите, везде развешаны картинки с изображением деревьев, вреди них, нужно отыскать – дуб. (д/и «Найди дерево») (Дети находят картинку , с изображением дуба и отдают воспитателю).
В: Хорошо! Объясните, почему вы решили, что это дуб?
Д: Огромный ствол, листья похожи на листья дуба, есть плоды – жёлуди.
В: Ну, верно! А почему жук – олень может быть возле дуба?
Д: Он очень любит дубовый сок. Он им питается.
В: Хорошо, давайте посмотрим на дубе (макет дуба).
Д: Нет. Но здесь есть ещё записка.
В: Ну, давайте, посмотрим, что же в ней написано? ( читает)
«Жук – олень, взлетел на пень.
От рогов урана тень,
А на цветной приморский луг
Опустился друг – паук»
Ребята, где же мы будем искать жука – оленя? Почему?
Д: Искать жука – оленя нужно в старом гнилом пне, потому что он там живёт со своими детёнышами, которые питаются древесиной (гнилым пнём).
В: Ну, молодцы! Давайте поищем пенёк, может он там на самом деле спрятался? ( Дети находят пенёк, но жука там не находят)
В: Что же нам теперь делать? А давайте сейчас сделаем зарядку и вернемся в д/с.
«Мы по лесу
И немного отдохнём
Руки в стороны, вперёд
(Развести руки в стороны, вперёд)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
(Присесть)
А потом, все дружно встали,
Великанами мы стали
(Встать)
Дружно хлопаем
(Хлопки)
Ногами топаем (топают ногами)
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали
(Шагают на месте)»
В: Ну, вот и пришли мы в д/c. Посмотрите, что у вас на столе лежит?
Д: Пластилин, доски, стеки.
В: Я поделю пластилин пополам. А из одной половины я вылеплю туловище. Какой формы?
Д: Овальной.
Воспитатель выполняет.
Теперь возьму вторую половину пластилина и поделю её на 3 части. Из одной вылеплю голову. Какой формы?
Д: Круглой.
В: Правильно! Из 2-ой части слеплю рога (лепит) , если кто-то будет лепить самку, то у неё рога маленькие. И из 3-ей части слеплю лапки. Вы их слепите самостоятельно. Сколько лап у жука?
Д: 6 лап ( 3 пары).
В: На сколько частей необходимо поделить пластилин?
Д: Сначала на 2, а потом одну часть поделить ещё на 3 части.
В: Посмотрите, какой у вас должен получиться жук – олень ( показ образца). А теперь, давайте ещё раз вспомним этапы лепки (дети называют по схеме).
В: Можете приступать к работе (по ходу выполнения работы воспитатель оказывает необходимую помощь-совет, объяснение, показ схемы). По окончанию работы, дети сажают своих жуков на полянку ( макет поляны).
Подвести итог работы.
В: Дети, найдите жука – оленя , у которого самые большие и красивые рога. (дети называют, чья это работа)
В: «Жук – олень залез на пень,
Красотой своей гордится
Звери, птицы- приходите
На оленя посмотрите»
В: Ребята, вы все молодцы, очень старались, поэтому работы у вас получились очень красивыми.
А теперь, скажите, почему мы не нашли жуков – оленей?
Д: -их осталось очень мало, так как у них много врагов.
-жуков едят вороны, совы, филины.
-люди обрабатывают деревья ядами, которые отравляют древесный сок, который пьют рогами.
В: А ещё жук – олень – мечта любого коллекционера, потому что на них ведётся настоящая охота. На государство взяло их под охрану и занесло в «Красную книгу».
А ещё «скорабей» , так называли его древние люди, приносит удачу. И я верю, что ваши жуки – олени тоже вам принесут удачу.