Конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Тканевая совместимость и переливание крови»

2
0
Материал опубликован 3 July 2021

Тема «Тканевая совместимость и переливание крови»

Тип урока: Урок – «открытия» нового знания.

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного обучения.

Методы: проблемно - поисковый, групповой.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, ноутбук на каждую группу (5 групп), раздаточный материал.

Цель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативные:

Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

Предметные:

Усвоение учащимися понятий: группы крови, агглютинация, донор, реципиент.

Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Коммуникативные:

Через организацию работы в микрогруппах, развития умения самоорганизации;

Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.

Метапредметные:

Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительных источников;

Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа ;

Личностные:

Формирование мировоззренческих представлений учащихся;

Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности

ХОД УРОКА:

1.Мотивационный этап.

Приветствие. Отмечает отсутствующих. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

2. Актуализация опорных знаний.

Кровь — вид соединительной ткани, или, образно говоря, „жидкая ткань“. Она составляет около 7 процентов от массы тела. У взрослого мужчины объём крови равен приблизительно 5,9 литра, у женщины — 3,9 литра. Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии человека.

Из каких компонентов состоит кровь?

-Определите, какие клетки крови изображены на фотографиях, дайте им характеристику? (слайды 1,2,3,4)

-Какие функции выполняет кровь? (Слайд 5)

(питательная —за счет транспорта растворенных питательных веществ от пищеварительного тракта к тканям, местам резервных запасов и от них;

дыхательная — путем транспорта газов (кислорода и углекислого газа) от дыхательных органов к тканям и в обратном направлении;

транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения;

терморегуляторная — перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу;

гомеостатическая — поддержание постоянства внутренней среды организма, пригодной для клеток в отношении ионного состава, концентрации водородных ионов и др.

защитная — обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови)

3. Целеполагание.

Проблемный вопрос:

Учитель: - Какое значение имеют группы крови? (слайд 20)

Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах;

б) определение отцовства;

в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!);

г) при переливании крови

Во время вооруженного нападения на инкассаторскую машину, одному из преступников было причинено огнестрельное повреждение, его кровь была обнаружена на месте преступления, изъята и сохранена в надлежащих условиях. Спустя несколько месяцев за попытку вооруженного ограбления были задержаны ранее судимые граждане В. и К.. На основе оперативных данных было выдвинуто предположение, что В. и К. причастны к нападению на инкассаторскую машину. Проведенными генотипоскопическими исследованиями было установлено, что кровь на месте нападения на инкассаторскую машину происходит от гражданина К., вероятность ошибки - один на восемьдесят миллиардов.

б) определение отцовства (слайд 22)

Один из наиболее распространенных поводов для сомнений в биологическом отцовстве - несовпадение групп крови. (Я ли отец этого ребенка? У него группа крови отличается и от моей и от группы крови матери. Тут что-то не так.). Насколько оправданы эти сомнения? Иногда оправданы, но чаще всего - нет. Вообще, использование системы группы крови для установления родства является неэффективным, так как вероятность случайного совпадения очень высока. В Таблице показаны возможные группы крови ребенка при различных сочетаниях групп крови родителей. Однако в ряде случаев и понимание наследования групп крови помогает разрешить проблемы - часто просто снять необоснованные подозрения.

в)Rh-значение при беременности (резус конфликт) (слайд 23)

Причины возникновения резус – конфликта между беременной и её плодом.

Осложнения возникают том случае, если женщина с кровью Rh_ вынашивает плод, который унаследовал от отца кровь группы Rh+. В этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины (антитела), вызывающие агглютинацию эритроцитов. Чудесным достижением медицины теперь уже прошлого столетия стал способ профилактики этого конфликта. Он состоит в том, что сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус-антитела и быстро разрушающий попавшие в её организм резус-положительные эритроциты плода. Тем самым предотвращается выработка антирезус-антител у матери, что спасает жизнь и здоровье её будущих детей

Цель нашего урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значение переливания крови как важного достижения современной медицины

4. Изучение нового материала:

4.1 Выявление затруднения.

Тканевая совместимость.

У каждого человека ткани имеют свои особенности, поэтому пересадка органов – кожи, почек, сердца – возможна лишь в том случае, если ткани людей совместимы. Несовместимая ткань организмом больного будет отторгнута, т.к. содержащиеся в ней чужеродные вещества вызовут иммунную реакцию, и антитела больного эту ткань уничтожат. Кровь – это тоже ткань (жидкая соединительная). Проблемный вопрос: Как определить совместимость крови? Какие существуют правила переливания крови? Какие факторы учитывают при этом? На эти вопросы мы должны сегодня ответить.

Сообщение ученика:

Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового «хозяина» и спасает ему жизнь, а в других разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? На эти вопросы в начале XX в. дали ответ немецкий ученый П.Эрлих и его ученик- австриец К. Ландштейнер, открыв три группы крови, а затем чешский ученый Я. Янский открыл еще и IV группу крови. Таким образом, все население земного шара имеет 4 разные группы крови.( Рассказ по таблице «Группы крови человека): Существование групп крови связано с тем, что в эритроцитах встречаются вещества белковой природы — агглютиногены (антигены) — двух типов: A и B, а в плазме — агглютинины α и β. В крови человека не может быть одноимённых агглютининов и агглютиногенов. При их встрече происходит склеивание (агглютинация) эритроцитов и их разрушение. Если в эритроцитах нет агглютиногенов, то в плазме находятся агглютинины α и β — это первая группа крови — 0(I). Если в эритроците есть агглютиногены A, то в плазме есть агглютинины β — это вторая группа A(II). Если в эритроците есть агглютиногены B, то в плазме есть агглютинины α — третья группа B(III). И наконец, если в эритроцитах находятся оба агглютиногена, то в плазме нет агглютининов — это соответственно четвёртая группа крови — AB(IV).
Полные обозначения групп крови следующие:
• I группа - 0(I) α β
• II группа - А(II)β
• III группа - B(III)α
• IV группа - АВ(IV)0

t1625307268aa.jpg

4.2. Виртуальная лабораторная работа «Определение групп крови человека» (Работа по микрогруппам )

Оборудование: ноутбук, программа Media Player Classic, флеш-анимация «Определение групп крови человека»

Цель: Изучить методы определения групп крови человека.

Закрепление теоретических знаний по групповой принадлежности крови, по правилам совместимости при переливании донорской крови.

Оборудование: Тарелочка с зонами, скарификаторы, вата, бутылочка со спиртом, палочки стеклянные, набор флакончиков с сыворотками для определения групп крови (на первом написано — αβ, на втором — β, на третьем — α) , рука человека, пипетки

Ход работы:

1. Приготовить тарелочку с зонами: αβ, β, α

2. Взять ватку

3. Смочить спиртом

4. Тщательно обработать средний палец руки

5. Скарификатором сделать прокол на подушечке пальца

6. Первую каплю стереть ваткой, смоченной спиртом

7. Выдавить кровь из прокола в пальце и набрать кровь в пипетку

8. Прижать место прокола на пальце ваткой

9. На 1, 2, 3 зоны тарелочки рядом с кровью нанести по 3-4 капли сывороток соответствующих групп (каждый реактив наносится отдельной пипеткой)

10. Стеклянными палочками (отдельными для каждой группы смешать кровь и сыворотку)

Чтение результатов (комментарий: на предметном стекле, где кровь равномерно распределена с сывороткой — подписана ее группа; там где кровь собрана в отдельные комочки — произошло склеивание эритроцитов. Это явление носит название агглютинации. При переливании крови человеку несоответствующей группы в кровеносных сосудах может произойти подобное явление, что может привести к шоковому состоянию, в результате которого человек может погибнуть)

Дополнительный материал: При агглютинации, которая сопровождается аллергическим шоком, происходит разрушение эритроцитов. Освободившийся гемоглобин выходит в кровь и в кислой среде образует солянокислый гематин, кристаллы которого блокируют почечные канальцы. Возникает острая почечная недостаточность.

t1625307268ab.jpg

Обсуждение результатов работы, проверка правильности выполнения задания.

4.3.Переливание крови. Донорство

Учитель: Кровь есть у всех. Это такая же ткань как и кожа, мышцы и т.д.. Переливания крови от одного организма -другому (гемотрансфузия), это тоже именно что и трансплантация - пересадка тканей, только процесс пересадки происходит намного проще.Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь.

Рассмотрим схему совместимости групп крови. (Рассказ ученика по схеме)

I группа крови .К I (0) группе относится кровь, эритроциты которой не склеиваются в плазме или сыворотке других групп. Поэтому кровь I группы можно переливать всем людям.

II группа крови. Ко II (А) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и III групп. Кровь этой группы совместима с кровью II и IV групп, ее можно переливать только людям с этими группами крови.

III группа крови. К III (В) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются и разрушаются в плазме или сыворотке крови I и II групп, но совместимы с эритроцитами III и IV групп. Кровь этой группы можно переливать людям с кровью III и IV групп

IV группа крови. К IV (АВ) группе относится кровь, эритроциты которой склеиваются в плазме или сыворотке всех других групп. Кровь этой группы можно переливать только людям, имеющим ту же, IV, группу крови.

t1625307268ac.jpg





















Физкультминутка.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели

.Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри

.Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз

.Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открыват



4.4. Исследовательский проект « Группы крови и здоровье человека»

Свою группу крови должен знать каждый человек. Ведь в нашей крови на молекулярном уровне заложена та программа, которой мы должны придерживаться, чтобы жить благополучно и полностью реализоваться в жизни. Чаще всего одной из причин нездоровья населения считают экологические проблемы. Связь же здоровья человека с группой крови прослеживается мало. Меня, заинтересовала проблема: действительно ли группа крови влияет на здоровье человека. И возможно ли по ней определить предрасположенность к тому или иному заболеванию? В своей исследовательской работе я использовал материал, полученный на базе нашей школы, а также станции переливания крови г.Сергача.

История человечества – это непрерывная борьба за выживание. И все это отражалось в изменениях формулы нашей крови.

1 группа крови: «Охотник»; ею обладают от 40 до 50% всех людей. Иммунная система сильная и стойкая.

2 группа крови: «Земледелец»; ею обладают 30 - 40%. Она появилась тогда, когда возникла необходимость переключиться на питание продуктами земледелия и соответственно изменить образ жизни.

3 группа крови: «Кочевник»; ею обладают 10 - 20%. Появилась вследствие слияния популяций и адаптации к новым климатическим условиям.

4 группа крови: «Загадка»; ею обладают только 5% людей. Появилась неожиданно примерно тысячу лет назад не в результате приспособления к меняющимся условиям обитания, как остальные группы крови, а в результате смешения индоевропейцев и монголоидов. Люди этого типа могут похвастаться тем, что такая группа крови была у Иисуса Христа.

Среди старшеклассников нашей школы преобладают ученики со II группой крови – 38%, I группу крови имеют 22%, III – 16%, а «носителем» IV группы крови являются - 8 % учащихся. Представители I группы крови наиболее предрасположены к заболеваниям пищеварительной системы, к сердечно-сосудистым заболеваниям и аллергии. II группа крови показала высокий процент склонности к аллергии и нарушениям нервной системы. III группа также склонна к аллергии и более подвержена заболеваниям пищеварительной системы. IV группа оказалась самой малочисленной; ее представители назвали заболевания нервной системы и пищеварительного тракта. При посещении Сергачской станции переливания крови, в беседе со специалистами, мы выявили, что частота встречаемости людей с первой группой крови наибольшая (35%), на втором месте –вторая группа крови (39%), затем идет третья группа крови (23%). Меньше всего людей с четвертой группой крови - всего 3%. Таким образом, гипотеза исследования о взаимосвязи между группами крови и заболеваниями подтвердилась.

4.5. Задание по тексту. Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

Rh – понятие о резус-факторе

За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки - резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась Нобелевская премия.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови.

Задание 1. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли Екатерина быть донором крови для своего отца. (по условию у Екатерины III группа, а у отца- I)

t1625307268ad.png

Пояснение.

Кровь третьей группы нельзя переливать людям с первой группой крови. Ответ: нет ( не может).

Задание 2. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли отец с IV (AB) группой крови быть донором своим детям, если у них II (A) группа крови?

t1625307268ae.png

Пояснение. Кровь четвертой группы нельзя переливать никому кроме людей с четвертой группой крови. Они является универсальными реципиентами, так как в их крови нет агглютининов, которые при взаимодействие с агглютиногенами могут вызвать свёртывание крови.

Ответ: нет (не может).

Задание 3. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, для людей с какой группой крови может быть донором Артём, который имеет четвертую группу крови?

t1625307268af.png

Пояснение. Кровь четвёртой группы можно переливать только людям с такой же группой крови, следовательно, Артём может быть донором только для людей с четвёртой группой крови.

Ответ: IV(AB).

Задание 4. Руководствуясь правилами переливания крови, определите, могут ли сестры с B (III) Rh- быть донором пострадавшему с четвертой группой крови Rh- ?

Пояснение. Люди с четвёртой группой крови универсальные реципиенты. Резус фактор также совпадает. Ответ: да (может).

Задание 5.Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли его сестра с 0 (I) Rh+ быть донором пострадавшему с положительным резусом?

t1625307268ad.png

Пояснение. Люди с первой группой крови - универсальные доноры. Резус-фактор совпадает. Ответ: да (может).

4.6. Виртуальная лабораторная работа «Интерпретация общего анализа крови».

Цель: Закрепление знаний по составу крови, научить учащихся читать результаты общего анализа крови.

Оборудование: заранее распечатанные листы с заполненными бланками «Анализ крови» и инструкцией, ПК с интерактивным пособием для выполнения лабораторной работы.

Пояснительная записка.

Ресурс предназначен для учащихся с углубленным изучением анатомии человека. Для проведения лабораторной работы по анализу крови человека необходимы бланки «Анализ крови» с различными отклонениями в содержании компонентов крови. (Бланки готовятся преподавателем, но несколько примеров даны в работе). Получая бланк «Анализ крови» учащийся работает с интерактивной моделью, сравнивая данные в норме и в данном бланке. Обнаруженные отклонения ученик заносит в соответствующую графу.

Пользуясь интерактивным пособием, ученик пытается выяснить возможные причины отклонений от нормы. По итогам исследования учащийся делает вывод о состоянии здоровья человека и свои предположения заносит во вторую графу.

Оборудование : ноутбук, интерактивное пособие «Общий анализ крови человека», задание на группу.

1. Определите отклонения от нормы в предложенном общем анализе крови. Обнаруженные отклонения запишите в графе «Отклонения». Например: Снижено содержание гемоглобина, снижено количество эритроцитов, повышено количество лейкоцитов, повышено процентное содержание лимфоцитов, ускорено СОЭ и т.п..

2. Пользуясь интерактивным пособием постарайтесь установить возможные причины обнаруженных отклонений от нормы и запишите их графе «Выводы». Например: Снижение уровня гемоглобина и низкое содержание эритроцитов говорит об анемии, которая могла возникнуть в результате кровопотери либо нарушениях эритропоэза – дефицит железа или витаминов (В-12, фолиевой кислоты); снижение общего количества лейкоцитов говорит о снижении клеточного иммунитета, что характерно для ОРВИ или гриппа; и т.п..

Помните, что общий анализ не всегда позволяет установить диагноз и является вспомогательным методом исследования, дополняющим прочие данные клинических исследований.

V. Рефлексия:

1) Что нового вы сегодня узнали?

2) Что вам было непонятно на уроке?

3) Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

VI. Выводы:

1) т.к. кровь является жидкой соединительной тканью, то групповая совместимость зависит от тканевой совместимости

2)тканевая совместимость зависит от наследственного сочетания определенных белков крови/

3) В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.



10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.