12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.
Материал размещён в группе «Наши дети и внуки»
4

Игры на развитие мыслительных процессов для подготовишек

Игра «Что не подходит?»

Задача: научить детей выделять среди несколь­ких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картин­ками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картин­ка) не подходит к остальным по какому-либо при­знаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картин­ками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить j почему он так думает.

Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы - к мебели».

Игра «Мои первые цифры»

Задача: отработать навыки прямого и обратного та в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.

Оборудование: карточки-пазлы, на одной поло­винке которых цифры от 1 до 10, на другой - живот­ные, соответствующие им по количеству.

Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом по­следующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.

Затем вместе с ребенком с помощью замка и под­ходящего цвета к животным подбирают соответству­ющие цифры.

По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их по­мощью в прямом и обратном порядке. 

Игра «Подбери по форме»

Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треуголь­ник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: геометрические формы, предмет­ные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной формы.

Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну из них.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пи­рамиду - к треугольным, огурец - к овальным, дверь - к прямоугольным и т. д. Затем ребенок рас­кладывает картинки самостоятельно.

Игра «Разложи по цвету»

Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеле­ный, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оран­жевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: карточки - образцы цветов, кар­тинки с изображением предметов разного цвета.

Описание. Взрослый показывает ребенку картин­ки и называет изображенные на них предметы. За­тем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу. 

Игра «Назови всех одним словом»

Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщаю­щим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, пред­метов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картин­ки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сю­да положили мебель и т. д. 

Игра «Подбери картинку»

Задача: закрепить в речи детей обобщающие по­нятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посу­да, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и до­машние животные, игрушки; развить умение клас­сифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование. I вариант: большие карты, разде­ленные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной груп­пе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

II вариант: лото, состоящее из картинок с изоб­ражением знакомых ребенку предметов, относя­щихся к разным обобщающим группам.

Описание.

I вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они разда­ются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы по­суды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

II вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщаю­щим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель. 

Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.

Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет -на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет -на 6 частей (картинка из б кубиков).

Описание. Ребенок старается сложить целую кар­тинку из частей, следуя образцу или своей фан­тазии. На начальном этапе, если ребенок затрудня­ется в выполнении задания, можно класть разрезан­ные части картинки на образец, чтобы научить ре­бенка видеть эти части на целой картинке. 

Игра «Что перепутано?»

Задача: научить детей рассуждать и сопостав­лять возможное и невозможное, находить на кар­тинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.

Оборудование: сюжетные картины с изображени­ем несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.

Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».

Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.

Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не ле­тать в небе». За каждую исправленную ошибку ребе­нок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Машины разные нужны»

Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, со­поставлять, анализировать.

Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (ко­рабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.

Описание.

I вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди не­скольких других.

II вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо - для воз­душного вида транспорта, море или река - для вод­ного, дорога - для наземного). Отдельно лежат кар­точки с изображением машин. Например, лодка - к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?

Если ребенок сделал правильный выбор, то зам­ки на пазлах совпадут и все карточки образуют еди­ную цепочку. После этого можно задать ребенку до­полнительные вопросы.

Например, что объединяет машины в каждой це­почке? Все они относятся к водному виду транспор­та. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта).

Игра «Расставим картинки по порядку»

Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимос­ти от их признаков.

Оборудование: сюжетные картины с изображени­ем времен года, картинки с изображением членов се­мьи, серии картин, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку:

I вариант. Разложить времена года друг за дру­гом по порядку.

II вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.

III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).

Игра «Чего не хватает у предмета?»

Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь де­тей, тренировать их в образовании форм родительно­го падежа существительных.

Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные иг­рушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив су­ществительное с правильным окончанием.

Например: «У машины не хватает колеса»; «У кук­лы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».

Игра «Разложи по размеру»

Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.

Оборудование: картинки с изображением предме­тов крупного, среднего и маленького размера.

Описание. Взрослый показывает ребенку картин­ки, называет их и начинает формировать из них куч­ки по размеру, а ребенок должен разложить по об­разцу взрослого все предметы.

Игра «Лото геометрических фигур»

Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.

Оборудование: большие карты с геометриче­скими фигурами разных цветов, карточки с изобра­жением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.

Описание. Ребенок раскладывает карточки с пред­метами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.

Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представле­ния детей, научить их узнавать предметы по внеш­ним очертаниям.

Оборудование: карточки с вырезанными предме­тами посередине.

Описание. Перед ребенком раскладываются кар­точки с вырезанными посередине контурами пред­метов. Предметы предлагается вложить в соответст­вующие контуры.

Опубликовано в группе «Наши дети и внуки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.