Статья «Развития мыслительных способностей дошкольников посредством игрового подхода»
Педагог-психолог Щенникова С.К.
МБОУ «ДС «Брусничка» г. Тарко-Сале
Развития мыслительных способностей дошкольников
посредством игрового подхода
Разработкой игрового подхода к развитию способностей детей занимался выдающийся венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики" (психо-математики) Золтан Дьенеш.
Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Заинтересовать малыша, развлечь, научить выполнению самых разных арифметических действий, развить творческое мышление и логику, дать представление о мире, освоить самые сложные языковые конструкции – все это вполне реально, если пользоваться методикой Дьенеша. Он убедительно доказал: абсолютно все науки можно связать между собой и сделать удобными для изучения с помощью математики.
Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. В наборе нет 2-х одинаковых фигур.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Все эти символы позволяют организовать игру. Мы можем воспользоваться играми с готовыми правилами, а можем придумать правила сами. Все карточки символы делятся на 2 части: одни из них указывают, какое свойство нужно найти, а другие – какого свойства не должно быть.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.
При этом выявляет и абстрагирует свойства; сравнивает, классифицирует, обобщает; получает первые представления о замещении свойств знаками-символами, развивает умение строго следовать правилам при выполнении действий. Также развиваются другие логические действия и операции: умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, умение производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
На сегодняшний день существует множество альбомов для игр с блоками разработанных в соответствии с возрастом.
|
|
Примеры игр.
Игра 1. «Мишка и обезьянка поссорились»: Почтальон принес посылку, а в коробке было любимое печенье мишки и обезьянки! Мишка всегда ел печенье только квадратной формы (вот такое), а обезьянка – только круглой(вот такое) Пока посылка шла все печенье перемешалось и зверята стали ссориться: мишка ревел: там печенье квадратненькое, как я люблю – значит это моя посылка; обезьянка крепко держала посылку всеми четырьмя лапками и не хотела отдавать Мишке, потому что там Как же нам их помирить?
*облегченный вариант: фигурки одного цвета и 2-х форм (квадратные и круглые)
*вариант средней сложности: фигурки всех цветов и 2-х форм (квадратные и круглые)
*усложнённый вариант:фигурки всех цветов и всех форм.
На толщину и размер не обращаем внимание.
Игра 2. «Муравьишки»: Под берёзой стоял красный домик и в нём жили красные и круглыемуравьишки, а под ёлкой стоял жёлтый домик и в нём жили муравьишкижёлтые и квадратные.
*облегченный вариант: фигурки 2-х цветов (красные и жёлтые)и 2-х форм (квадратные и круглые)
*вариант средней сложности:фигурки 2-х цветов (красные и жёлтые) и 3-х форм (квадратные и круглые + треугольные)
*усложнённый вариант: фигурки всех цветов и всех форм.
Игра 3. «Найди клад»: Мы с вами будем кладоискателями. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков с помощью карточек-символов. Тот, кто находит клад, забирает его себе. Игра повторяется.
*облегченный вариант: фигурки одной формы(прямоугольные), 2-х цветов (красные и синие) и какой-то одной толщины или размера. Всего 4 блока.
*вариант средней сложности:фигурки одной формы (прямоугольные), 2-х цветов (красные и синие), разной толщины и размера.Всего 8 блоков
*усложнённый вариант: найти клад по карточке или добавить одно свойство – цвет (прямоугольные жёлтые: большой и маленький + толстый и тонкий).
Всего 12 блоков.
Игра 4. «Доставка грузов»: Каждый водитель получает схему своего маршрута с инструкцией о доставке груза на разные склады, а затем начинается игра-соревнование (кто быстрее и правильнее выполнит свое задание). Игра ролевая: также участвуют приемщики на складах и контролеры.
*облегченный вариант: за счёт индивидуальной помощи
*усложнённый вариант: выбрать нужные блоки по схеме из всех имеющихся блоков.