12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ивлиева Наталия Алексеевна14882
Работаю в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
41

Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха

СОДЕРЖАНИЕ

I   Игры на развитие внимания
1.     Будь внимателен
2.     Зеваки
3.     Буквы алфавита
4.     Пишущая машинка
5.     Слушай хлопки
II  Игры на развитие памяти
1.     Запомни движения
2.     Запомни своё место
3.     Художник
4.     Вот так позы!
III  Развитие произвольных движений и самоконтроля
1.     Запретный номер
2.     Волшебное слово

IV  Развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений, развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

1.     Иголка и нитка
2.     Скучно, скучно так сидеть
3.     Сова

Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и

развитию самоконтроля

1.     Слушай команду
2.     Возьми и передай

VI  Развитие эмоциональной сферы

1.     Я не знаю

VII  Снятие страхов

1.     Нарисуй свой страх
2.     Весёлый цирк

VIII  Развитие мышления и речи

1.     Где мы побывали, что мы повидали?
2.     Лишняя игрушка
3.     Определи игрушку
4.     Картинки-загадки
5.     Ну-ка, отгадай!
6.     Пословицы
7.     Определение
8.     Перечисли предметы

I

« БУДЬ  ВНИМАТЕЛЕН »  

    Цель  -  стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые  сигналы.

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ 

     Условия игры – Дети стоят группой, свободно – на расстоянии  0,5 м друг от друга. В ходе маневрирования, руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт

команды.  Дети реализуют движения в соответствии с командой.

          Команда                                                  Движение

  «З А Й Ч И К И»                                 Дети прыгают как зайчики

 «Л О Ш А Д И»             Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь  бьёт копытом

  «Р А К И»                                                    Дети пятятся, как раки

  «П Т И Ц Ы»                  Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птиц)

  «Ц А П Л Я»                                                Дети стоя на одной ноге.

 «Л Я Г У Ш К А»                                         Дети приседают и скачут вприсядку.

«С О Б АЧ К А»              Дети прижимают руки к груди и лают (собака служит)  

 «К У Р О Ч К И»    Дети ходят, «ищут зёрна» на  полу и кудахчут «ко – ко – ко»

 «К О Р О В К И»   Дети встают на руки и ноги пародируют, пародируют мычание коров   

I

« ЗЕВАКИ »

    Цель  -  развитие волевого (произвольного) внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры – Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180º  и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала, подаваемого руководителем.

 Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

Игра может быть закончена, когда в игре остаются 2 – 3 ребёнка. Они торжественно объявляются победителями и все их поздравляют.

                                                                                I

« БУКВЫ  АЛФАВИТА »

    Цель  -  развитие  внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры –  Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий   называет букву, тот ребёнок, которому присвоена названная буква, делает  один хлопок.                               

  I

« ПИШУЩАЯ  МАШИНКА »

    Цель  -  развитие волевого внимания, закрепление навыков чтения

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры –  Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.

 Ведущий произносит слово или пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в названное слово, хлопают в ладоши (по 1-му разу) в той последовательности,  в какой их буквы стоят в данном слове.  Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Рекомендуемые слова для игры:   ЁЖ,  ДОМ,  ТЫ,  ПАПА, МАМА,  ЦИРК, ШЁЛК, ЧАЩА,  КАША,  РАМА,  РУКА,  ЛОЖКА,  ВОДА,  БЫК,  ГЕРБ, ГЕРОЙ,  ЗАРЯ, СОК,  ЭРА,  Я,  СТУЛ.   

I

« СЛУШАЙ  ХЛОПКИ »

    Цель  -  развитие активного внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры –  Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу.  Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10 – 20 секунд)

Количество хлопков                                          Поза детей

  1                                        Поза «цапли»  (на одной ноге стоять, поджав другую)     

  2    Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и коленки  в стороны, руки – между

                                                                ногами на полу).

  3                                                       Дети возобновляют ходьбу.

Замечание: До начала игры рекомендуется выучить каждую позу и отрепетировать: хлопок – поза.    

   II

« ЗАПОМНИ  ДВИЖЕНИЯ »

   Цель  -  развитие моторно-слуховой памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3 -4 действий.

Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение № 1  -  присесть  - встать  -  поднять руки  -  опустить руки.

Движение № 2  -  поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»)  - повернуть ладони вниз  -  опустить руки вдоль туловища  -  поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение № 3 -  отставить правую ногу вправо -  приставить правую ногу  -  отставить  левую ногу влево  -  приставить левую ногу

Движение № 4  -  присесть  -  встать  -  повернуть голову вправо – повернуть голову прямо.  Повторить упражнение с поворотом головы в левую сторону.

                                                                              II

                                                        « ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО »

 

   Цель  -  развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  В зале каждый ребёнок запоминает «своё место». Например, у одного ребёнка это место – угол, у другого – стул, у третьего – около двери, у четвёртого  -  центр зала  и  т.д.

Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут  команды.  По команде ведущего – «Место!»,  они разбегаются по своим местам.

                                                                          II

                                                           « ХУДОЖНИК »

   Цель  -  развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Из группы детей выбираются 2 ребёнка.  Остальные  - зрители.

Один из выбранных – «художник» (по желанию»),  другой – «заказывает ему портрет».  «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика».  Затем «художник» отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».

Примечание:  Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?»,  «Какие у неё глаза?»,  «Во что она одета?» и  т.д.

II

 « ВОТ  ТАК  ПОЗЫ »

   Цель  -  развитие наблюдательности и памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Из группы детей выбираются 5 человек.  Один - водящий,  другие –  участники, все остальные – зрители.  Четверо из пяти показывают водящему «свои позы».  Он обходит их, запоминает позы.  Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а  водящий повторяет их позы в той  последовательности, в которой он их увидел.  «Зрители» оценивают, правильно повторяются позы или нет.  Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит и повторяет позу.

« ЗАПРЕТНЫЙ   НОМЕР »

   Цель  -  развитие самоконтроля, самодисциплины, а так же закрепление навыков  устного счёта

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Выбирается определённая цифра,  например 4.  Дети встают в круг И по часовой стрелке считают по очереди:  1,  2,  3  …    Когдадоходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

 В качестве «запретных» выбираются цифры:  4,  7,  11,  14,  15, 18,  21,  23,  25.

 III

 « ВОЛШЕБНОЕ  СЛОВО »

    Цель  -  развитие   производительности,  самоконтроля  и  внимания

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры: 

I.    Дети и ведущий становятся в круг.  Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».  Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Замечание:  «пожалуйста» ведущий произносит в случайном порядке, через    2  -  4      движения.

II.  Процедура игры такая же, как в I варианте, но тот, кто ошибается, должен выйти  на середину и исполнить какой–нибудь  «номер»  (спеть песенку, прочитать стишок).

 IV

« ИГОЛКА  И  НИТКА »

   Цель  -  развитие произвольности

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку водящий играет роль иголки,  а все остальные дети  -  роль нитки.

«Иголка» бегает между стульями, а  «нитка» (группа детей «змейкой»)   -  за ней.

 Замечание:  Если в группе есть  «зажатый»  ребёнок, то ведущий предлагает роль «иголки» ему.  В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей,у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

 IV

 « СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ »

   Цель  -  развитие  раскованности, тренировка самоорганизации

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей.  Около противоположной стороны комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны комнаты.  Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

 Не пора ли пробежаться

 И местами поменяться?

Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья.  Проигрывает тот,  кто остался без стула.

 IV

 « СОВА »

   Цель  -  развитие произвольности

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  «День».  Дети сами выбирают водящего  -  «Сову»,  которая садится в гнездо (на стул)  и «спит».  В течение дня дети двигаются. Затем ведущий объявляет: «Ночь».  Дети замирают, а «Сова» открывает глаза и начинает охотиться. Кто из играющих пошевелится или рассмеётся, того «Сова» ловит и он, в свою очередь становится «Совой».

                                                                                V

 « СЛУШАЙ КОМАНДУ »

   Цель  -  развитие способности к сосредоточению

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Дети  маршируют.  Затем ведущий шёпотом произносит команды:  «Сесть на стулья!»,    «Поднять правую руку»,  «Присесть», «Взяться за руки»   и  т.д.  Дети выполняют команды и тренируются способности «слышать».

 V

 « ВОЗЬМИ  И  ПЕРЕДАЙ »

   Цель  -  развитие воображения

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые  предметы, называя их.  Например:  Саша передаёт Свете  «тяжёлый чемодан»,  она  еле – еле  поднимает  его,  демонстрируя,   какой   он  тяжёлый.

 VI

« Я  НЕ  ЗНАЮ »

   Цель  -  развитие выразительных движений ребёнка, его коммуникативных  способностей

ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий  выбирает мальчика  -  «незнайку».  О чём его ни спросят, он ничего не знает.  Дети задают «незнайке» разные вопросы, а он молчит,  разводит  руками (или поднимает брови, опускает уголки губ, поднимает плечи),  т.е. изображает мимикой, что он «ничего не знает».

 VII

« НАРИСУЙ  СВОЙ  СТРАХ »

   Цель  -  снятие страхов

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Дети рассаживаются за столами.  Ведущий предлагает им нарисовать  рисунок под названием  «Мой страх».  После того,  как дети нарисуют рисунки,  необходимо  обсудить чего боится ребёнок.

 VII

« ВЕСЁЛЫЙ  ЦИРК »

   Цель  -  снятие  страха  перед  темнотой

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Каждый  ребёнок получает какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна,  флажок и т.д.).  Все предметы они оставили в комнате и запомнили куда они их положили.  Дети выходят из комнаты,  свет выключается,  «как бы по ошибке». Ведущий сообщает,  что дети должны взять свои цирковые предметы на счёт 1,  2,  3  и тогда  начнётся игра в «Весёлый цирк».  (Дети вбегают в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют цирковые роли в соответствии со своими предметами).

 VIII

« ГДЕ  МЫ  ПОБЫВАЛИ,  ЧТО  МЫ  ПОВИДАЛИ »

   Цель  -  развитие мышления,  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Группа детей делится пополам:  «дедушка и внучата» (те, кто будут   отговаривать)  и  группа детей,  которые будут загадывать загадки.

 «Дедушка и внучата»  отворачиваются, а ведущий вместе с другой группой детей тихо договариваются,  какую «загадку» они будут  загадывать.  Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».  Происходит такой диалог:

 - Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Здравствуйте,  внучата!

 - Здравствуйте, ребята!  - отвечает дедушка. Где вы побывали?

Что вы повидали?

 - Побывали мы в лесу, там увидали лису.  Что мы делали не скажем, Но зато мы вам покажем!

Свою загадку ребята показывают в движениях. Например,  они «собирают в лесу грибы и ягоды».  Дети наклоняются, аукаются  и  т.д.  После показа  1 – 2 загадок,  выбираются новые «дедушка с внучатами».

 VIII

 « ЛИШНЯЯ  ИГРУШКА »

    Цель  -  развитие смысловых операций, анализа, и классификации

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  В комнате различные игрушки.  Дети делятся на две команды.  I команда выходит на 2  -  3  минуты из комнаты.  II команда подбирает 3 игрушки,  при этом 2 игрушки должны быть  «из одного класса»,  а третья – из другого. 

 Например,  с куклой и зайчиком кладут мячик.  Надо убрать лишнюю игрушку.  Игроки  I команды должны в этом случае убрать мячик,  т.к. кукла и зайчик  -  живые,  а мячик  -  нет.

 Число игрушек можно увеличить до  4 – 5.  Игрушки можно заменить картинками из детского лото.  Тогда игра будет называться «лишняя  картинка». 

VIII

« ОПРЕДЕЛИ  ИГРУШКУ »

    Цель  -  развитие  восприятия, наблюдательности  и   мышления

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Разные игрушки стоят на столе или стульях.  Выбирается один водящий,  который выходит из комнаты.  В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку.  Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать,  какую игрушку он задумал.  Например:  Задумана игрушка «зайка».  Ребёнок прыгает, грызёт морковку и т.д.  Водящий должен отгадать название игрушки,  выбрать её,  взять в руки и громко назвать.Остальные дети хором говорят:  «Правильно!»  или «Не правильно!».

VIII

 « КАРТИНКИ  -  ЗАГАДКИ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Из группы детей выбирается один водящий,  остальные - садятся на  стулья,  они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку,  в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать детское лото).  Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок.  Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней.  Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот,  кто первый отгадал картинку.

 VIII

 « НУ-КА,  ОТГАДАЙ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Группа детей делится на две подгруппы.  I подгруппа тайно от второй  загадывает  какой-нибудь предмет.  II подгруппа  должна отгадать этот предмет, задавая вопросы.  На эти вопросы I подгруппа говорит только «да»  или  «нет».  Обе подгруппы встают друг против друга. В подгруппах дети встают друг за другом.  Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из  II подгруппы (например: «Оно живое?»), отвечает первый ребёнок из I  подгруппы («Да»)  и т.д. После угадывания предмета  подгруппы  меняются ролями.

 Замечание.  1.  Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (мёртвое) ?»,   «Оно находится в доме»,  «Это животное», «Это человек»  и  т.д.   2. Если в течение 8 – 10 минут предмет не угадан, надо предметназвать, чтобы дети не заскучали.  3 Рекомендуется загадывать известные всем предметы.

 VIII

 « ПОСЛОВИЦЫ »

   Цель  -  развитие мышления  и  речи.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Условия игры:  Ведущий предлагает простые пословицы.  Дети должны предложить своё объяснение смысла пословицы. Спрашивать надо по очереди.  Например – пословицу  «Тише едешь -  - дальше будешь» дети  объясняют так:  «Надо ехать тихо, тогда без происшествий доедешь быстрее».  Или  «Это значит – нельзя безумно торопиться».

Пословицы:  1.  Дело мастера боится.

2. На все руки мастер.

3.  Без  труда и в саду нет плода.

4.  Каков уход – таков и плод.

5.  Больше дела – меньше слов.

6.  Всякий человек у дела познаётся.

7.   Без дисциплины жить – добру не быть.

8.   Без работы пряников не купишь.

9.   Глаза боятся,  а  руки делают.

10.  Труд  -  лучшее лекарство.

11.  Ученье  и труд вместе живут.

12.  Почитай  учителя  как родителя.

 

VIII

« ОПРЕДЕЛЕНИЯ »

   Цель  -  развитие мыслительных ассоциативных связей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Ведущий показывает одну карточку,  на которой нарисован предмет.   Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двумя задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди.  Ответ должен быть обязательно обоснован.  Например,  даются два слова – «сокол»  и  «дерево». «Переходными мостиками»  могут быть следующие слова:  «лететь» ( сокол взлетел на дерево),  «вырезать» ( из дерева вырезали фигурку сокола),  «спрятаться»  ( сокол спрятался в ветвях дерева ) и  т.д.

 VIII

« ПЕРЕЧИСЛИ  ПРЕДМЕТЫ »

   Цель  -  развитие  восприятия,  наблюдательности  и  смысловой  памяти

 ХОД ЗАНЯТИЯ

 Условия игры:  Из группы детей выбирается один водящий.  Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляетсяситуация:  «Я иду гулять»,  «В магазин идёт мама»,«Я иду в школу»   и  т.д.  На столе должно лежать 7 предметов к данной теме.  Приглашается водящий,  ему говорят тему и он смотрит на стол в течение  5 – 10  секунд.  Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи)  на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит,  какиепредметы он забыл. 

                          

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Юлия Станиславовна, 19.01.16 в 11:58 1 Ответить Пожаловаться
Очень содержательная подборка игр коррекционной направленности.С Вашего разрешения добавлю материал в свою педагогическую копилку.Спасибо за работу.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.01.16 в 17:32 0 Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам пригодится в работе. Пусть методическая копилка расширяется!
Степаненко Валентина Ивановна, 25.01.16 в 21:29 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за представленный материал! Мне знакома работа в коррекционных классах.Но этот материал может использовать все учителя, и начальных классов, и старших. Возьму себе на вооружение для индивидуальной работы с учениками ОВЗ (так называем мы сейчас учащихся с ЗПР). В нашей школе сейчас закрыты такие классы, учащиеся с ОВЗ занимаются в массовых классах.Творческих успехов Вам!!!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 25.01.16 в 21:55 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за пожелание.
Богданова Светлана Валерьевна, 11.02.16 в 08:20 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за добавление полезного материала. Удачи в работе.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.02.16 в 21:27 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за пожелание! И Вам успехов!
Юлия Станиславовна, 11.02.16 в 19:07 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал.Успехов.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.