Программа индивидуальной работы педагога-психолога ДОУ на развитие внимания и восприятия
Цель: развитие внимания и восприятия.
Задачи: развивать восприятие форму предметов, цвета, величины, развивать структурность восприятия; развивать внимание, умение наблюдать, сосредотачиваться на выполнении действий; развивать такие свойства внимания как: объём, распределение, переключение, устойчивость.
Занятие 1.
«Поза покоя»
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
«Узнай предмет»
Ребёнку предлагается определить на ощупь, что находится в «волшебном мешочке» и нарисовать узнаваемую вещь на листе бумаги.
«Сделай так»
Ребёнка просят по образцу построить из кубиков такое же строение; нарисовать такой же узор.
«Загораем»
Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряженные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. . . Держим. . . Напрягаем. . .
Загораем! Опускаем.
Ноги не напряжены,
А расслаблены.
Занятие 2.
«Кулачки»
Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.
Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
«Найди игрушку»
Несколько игрушек может быть расположено по комнате так, чтобы не бросаться в глаза. Взрослый начинает рассказывать какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Ребёнок может задавать вопросы, а затем отправляется на поиски этой игрушки.
«Составь картинку»
Ребёнку даётся две картинку. Одна целая, а другая такая же, но разрезанная на части. Ребёнку предлагается собрать картинку , опираясь на образец.
«Кораблик»
Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Занятие 3.
«Штанга»
Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу. Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!
Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем
Крепко держим. . .
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
2. «Круг, треугольник, квадрат»
Ребёнка просят выполнить следующие команды:
а) дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат; положи квадрат на окно; положи круг на стул; покажи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник;
б) собери все круги, отдельно положи сини круги, зелёные круги, красные круги.
в) покажи маленькие круги;
г) собери большие круги;
д) покажи зелёные большие квадраты, маленькие сини круги, красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.
3. «Зашиваем ковёр»
На коврике оказались дырки. У нас есть несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрывать дырки.
4. «Олени»
Представляем себе, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твёрдыми! Трудно и неудобно держать так руки. Быстро опусти руки, урони их на колени. Расслабь руки. Вдох-выдох.
Посмотрите, мы – олени,
Рвётся ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Занятие 4.
«Поза покоя»
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
«Цвета»
Ребёнку предлагается за одну минуту назвать пять предметов одного цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и др.). Повторять предметы не разрешается.
«Кто наблюдательнее»
Ребёнку предлагается за одну минуту назвать пять предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.
«Загораем»
Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряженные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. . . Держим. . . Напрягаем. . .
Загораем! Опускаем.
Ноги не напряжены,
А расслаблены.
Занятие 5.
«Кораблик»
Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
2. «Расскажи о животных»
В течение пяти секунд ребёнку показывается лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова. Попросить ребёнка назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.
3. «Сравни предметы»
Ребенку предлагается сравнить предметы, что позволит усваивать ему такие понятия как: больше, меньше, короче, длиннее; шире, уже; ниже, выше.
4.«Любопытная Варвара»
Поверни голову влево, постарайся это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогай шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!
Любопытная Варвара
Смотрит влево. . .
Смотрит вправо. . .
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена, а расслаблена.
Занятие 6.
«Кулачки»
Сожми пальчики в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Сильно напряглись руки. Неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабь руки. Отдохни. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение повторяется три раза).
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением пальчики прижаты
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем. Разжимаем.
Легко приподнимаем и роняем расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
«Найди одинаковые предметы»
Среди нескольких предметов или игрушек ребёнку предлагается отыскать два одинаковых.
«Что это?»
Взрослый размещает вокруг ребёнка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив ребёнку только её месторасположение (перед тобой, позади, справа или слева).
«Шарик»
Представь, что мы надуваем воздушный шар. Положи руку на живот. Надуем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы руки почувствовали небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Дышится легко. . . ровно. . . глубоко. . .
Занятие 7.
«Поза покоя»
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
«Найди игрушку»
Взрослый описывает ребёнку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задать вопросы. Затем ребёнка просят найти предмет, о котором шла речь.
«Что появилось?»
Ребёнку предлагается найти отличие в двух картинках.
«Любопытная Варвара»
Поверни голову влево, постарайся это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогай шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!
Любопытная Варвара
Смотрит влево. . .
Смотрит вправо. . .
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена, а расслаблена.
Занятие 8.
«Олени»
Представляем себе, что мы – олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твёрдыми! Трудно и неудобно держать так руки. Быстро опусти руки, урони их на колени. Расслабь руки. Вдох-выдох.
Посмотрите, мы – олени,
Рвётся ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
«Что потерялось?»
Ребёнку показывается ряд картинок. Даётся установка на запоминания. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из картинок. Ребёнок открывает глаза. Он должен определить чего не стало.
«Найди отличия»
Ребёнку даётся две картинки на сравнение.
«Кораблик»
Представь себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставь ноги пошире и прижми их к полу. Руки сцепи за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Занятие 9.
«Загораем»
Ребёнку предлагается представить, что его ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Напряженные ноги стали твёрдыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим. . . Держим. . . Напрягаем. . .
Загораем! Опускаем.
Ноги не напряжены,
А расслаблены.
2. «Добавь слово»
Взрослый называет какую-нибудь игрушку, ребёнок повторяет это слово и добавляет какое-либо своё и т.д..
3.«Что лишнее?»
Ребёнку предлагаются карточки, на которых изображены различные предметы. Он должен определить, какой предмет лишний и обосновать свой выбор.
4.«Штанга»
Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми её. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу. Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!
Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем
Крепко держим. . .
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.