Методическая разработка «Игры на уроках краеведения»

3
0
Материал опубликован 12 October 2021 в группе

«Игры на уроках краеведения»

Абрамова Н.М., учитель географии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8

Великий Новгород


Игра один из многих видов деятельности на уроке. Участники игры всегда принимают определенные правила.

Какова роль игры в учебном процессе на уроках краеведения? Так была определена цель при подготовке и разработке игр, которые можно использовать в учебном процессе.

Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному статусу, не способствует более успешному усвоению материала.

Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную и удобную форму обучения

Условия, обеспечивающие реализацию целей и задач игры на уроках краеведения:

Наличие у учащихся достаточного объема знаний из предшествующих разделов школьного курса

Понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности

Психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре

Формирование игровых микрогрупп с учетом уровня способностей и направленности интересов у учащихся

Формирование игровых групп с учетом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса

Наличие предварительной заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности

Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащихся.

Соотнесение шкалы игровых оценок со шкалой школьных отметок

Постепенный переход к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии ребенка

Эмоции в ходе игровой деятельности не должны опережать личную самооценку учащегося

Метод изучения действий «соперника»

Анализ итогов учебной игры и адекватность полученной оценки на уроке.

Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом:

Стремление к результату

Стремление к самой деятельности, независимо от результата

Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата

Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет)

Игры развивающего обучения:

«Игра без слов»

«Ассоциации»

«Умник и умницы»

«Своя игра»

«Великие люди земли Новгородской»

«Ярославово дворище»

«Улицы города»

«Знатоки»

«В. Бианки и Новгородский край» и другие

Игра – это:

Деятельность

Мотивированность

Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

Увлеченность

Развитие речи

Формирование определенных навыков

Общение

Познание

Усвоение учебного материала


На данный момент разработано 21 игра по различным темам предмете краеведение. При разработке игр используются, как свои, так и готовые шаблоны игр.

Один из вариантов игры на уроке – интерактивная игра.


Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»


Данная игра может применяться как на уроке краеведения, так и во внеклассных мероприятиях. Игра дает возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить знания, а с другой – приобрести новые.

Игра относится к играм индивидуальной формы или возможен вариант участия малых групп, по принципу «Своя игра». Правила этой игры заключаются в том, что игрокам предлагаются темы, состоящие из 5-6 вопросов. Каждый выбирает тему и номер вопроса, а затем предлагает ответ на выбранный вопрос. Интерактивный вариант игры дает возможность сразу проверить ответ.


Интерактивная игра «Знатоки Новгородчины»

Раздел «Земляки»

Вопрос №1.

Этот знаменитый художник родился в селе Карпово Грузинского погоста Новгородского уезда в семье крепостного. В Новгороде жил в доме графа Миниха. Обучался в Народном училище, где и стал рисовать. О ком идет речь?

Ответ: Тропинин В.А

Вопрос №2.

Родился в селе Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Кто этот ученый?

Ответ: Н.Н. Миклухо-Маклай

Вопрос №3.

Он родился в Новгороде, учился в Новгородском духовном училище, Славяно-греко-латинской академии, в гимназии Академии наук изучал физику, математику, историю. В 1731 г. издал «Правила русской орфографии», «Правила русской грамматики» и «Латино-немецко-русский лексикон». Обучал русскому языку императрицу Екатерину II. О ком идет речь?

Ответ: Ададуров В. Е

Вопрос №4.

Композитор, пианист, дирижер он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Кто это?

Ответ: Рахманинов С.В.

Вопрос №5.

Родился в усадьбе Полыновка, близ Боровичей. Русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Он написал оркестровые миниатюры «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Кто это?

Ответ: Лядов А.К.

Вопрос №6.

Родился 30 августа в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородской земской семинарии, мать – учительницей музыки. Печататься начал с 1924 г. В этом же году выпустил сборник морских повестей "Злое море".

Ответ: Житков Б.С.

Раздел «Литературное путешествие»

Вопрос №1

Неоднократно бывал в Новгородском крае, путешествуя из Петербурга в Москву. Проезжая по нашему краю, писатель видел удручающие картины крестьянского рабства, нищеты и горя. Отразил в своих сочинениях многие стороны жизни Новгорода и губернии. 10 глав из «Путешествия» получили названия станций, расположенных на территории Новгородской губернии: «Чудово», «Спасская Полисть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестцы», «Яжелбицы», «Валдай», «Едрово». О ком идет речь?

Ответ: Радищев А.Н.

Вопрос №2

Хорошо знал Новгород, людей и быт Новгородского края, изучал древненовгородскую историю. На темы и сюжеты из истории Новгорода им написаны баллады "Ушкуйник", "Садко", историческая драма "Посадник". Кто это?

Ответ: Толстой А.К.

Вопрос №3

"Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?...Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!...
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!...
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит»

стихотворение «Новгород»

Ответ: Лермонтов М.Ю

Вопрос №4

Он был сослан в Новгород и назначен на должность советника губернского правления. Положение политического ссыльного, казенная служба, оторванность от друзей, единомышленников - все это наложило отпечаток на его восприятие Новгорода. О ком идет речь?

Ответ: Герцен А.И.

Вопрос №5

Новгородчина с ее неброской красотой и лиричными пейзажами, многообразием животного мира легла в основу множества произведений писателя, в том числе и научных статей, таких, как: «О птицах Новгородской губернии” (1910), “Птицы Мошенского района» «То ли дело милая Новгородчина. Край этот для меня настоящая Страна Див...», - говорил писатель о Новгородской земле.

Ответ: Бианки В.В.

Вопрос №6

Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом. Кто это?

Ответ: Балашов Д.М.

Раздел «Улицы»

Вопрос №1

Улица имеет интересное архитектурно-пространственное решение — в перспективе улицы видны купола Софийского собора. Что это за улица?

Ответ: Улица Большая Санкт-Петербургская

Вопрос №2

По улице расположены многие памятники архитектуры, в том числе и архитектурно-художественный заповедник — Ярославово дворище. О какой улице идет речь?

Ответ: Большая Московская

Вопрос №3

Как называется улица? (фотография)

Ответ: Газон

Вопрос №4

На какой улице построено это здание? (фото гостиницы «Садко»)

Ответ: Федоровский ручей

Вопрос №5

Как называется улица? (фотография)

Ответ: Ильина улица

Вопрос №6

На какой улице построено это здание? (фото Главпочтамта)

Ответ: Большая Дворцовая

Раздел «Градостроители»

Вопрос №1

Окончив Петроградский Институт гражданских инженеров. Занимался вопросами проектирования вокзалов. Им был предложен проект Новгородского вокзала. Кто это?

Ответ: Явейн И. Г.

Вопрос №2

В первые годы правления в Новгородской губернии воплощал судебную и земскую реформы. Способствовал созданию земских школ. При нем открывается мужская и женская гимназии. Открывает приют для детей и пристанище для престарелых. В Новгороде сформировал «Пожарный капитал». При нем открыт музей, проведены археологические раскопки кургана в Волотове.

Ответ: Лерхе Э.В.

Вопрос №3

Родился в Кишиневе. Окончив гимназию поступает в Петербургскую Академию художеств в мастерскую Бенуа. Является автором проектов мавзолея Ленина, Казанского вокзала, гостиницы «Москва» и др. объектов. Занимается историей древнерусской архитектуры. В 1945 году под его руководством разработан план восстановления Новгорода. О ком идет речь?

Ответ: Щусев А. В.

Вопрос №4

Екатерина II назначает его новгородским губернатором. Объездив губернию, он оставил подробную записку о состоянии дел. Валдай, Боровичи и Крестцы возвел в ранг городов. В 1778 г. осуществил перепланировку Новгорода с реконструкцией Гостиного двора и Митрополичьей палатой. Построил Губернаторский дом и Путевой дворец. Издал указ о создании в городе дорог. Задумал построить канал между Волховом и Мстой. Кто это?

Ответ: Сиверс Я.Е.

Вопрос №5

В 12 лет начал княжить в Новгороде. Заложил на Городище обетный храм Благовещения, Никольский собор на Ярославовом дворище и церковь Николы на Липне. В 1116 году после победы над эстами расширил границы Детинца на юг. С 1117 года правил в Киеве, но в Новгороде повелел основать Юрьев монастырь. Кто это?

Ответ: Мстислав Великий

Вопрос №6

В 1045 году закладывает Софийский собор в Новгороде. Считается родоначальником образования на Руси. Собрал огромную библиотеку. Кто это?

Ответ: Ярослав Мудрый

Раздел «Архитектура»

Вопрос №1

Как называется храм? (фотография)

Ответ: Новгородский Софийский собор

Вопрос №2

С давних пор эта часть города известна под именем Княжого двора (фотография).

Ответ: Ярославово дворище

Вопрос №3

Несмотря на многочисленные разновременные перестройки, церковь сохранилась одноглавым зданием кубического типа (фотография).

Ответ: Церковь Параскевы-Пятницы

Вопрос №4

Пятиглавие собора, не повторяющееся в новгородском зодчестве ХII - ХV веков, было вызвано явным подражанием пятиглавию Софии.

Ответ: Никольский собор

Вопрос №5

Памятник сооружен по проекту художника М.О.Микешина. Торжественное открытие памятника

состоялось 8 сентября 1862 года (фотография).

Ответ: Памятник «Тысячелетие России»

Вопрос №6

Возможно, название связано с тем, что постройки возводились на княжеской земле - «десятине».

Ответ: Десятинный монастырь


Задача на текущий момент найти и объединить педагогов, заинтересованных в развитии учащихся через интеллектуальные игры. Данная статья станет отправной точкой для этого.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.