12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мартиросян Ольга Геннадьевна60
Мой стаж педагогической деятельности в данном образовательном учреждении составляет 28 лет. В работе применяю инновационные технологии обучения. Являюсь руководителем детских творческих объединений клуба "Краевед"и "Правовед"
Россия, Ивановская обл., Пучеж

Тема урока: «Пучеж – мой городок».

Цели:

Образовательные

  • углубление и расширение знаний, обогащение их новыми;
  • представлениями и понятиями, отражающие различные стороны жизни Пучежа в разные исторические эпохи. 

Коррекционно-развивающие

  • развитие умственных способностей и практических;
  • умений, развивать навыки наблюдения, учить делать;
  • обобщение, развивать умение работать с картой, л/времени.
  • Воспитательные: 
  • воспитывать любовь к своей малой Родине, своему городу,
  • интересным людям, интерес к предмету – краеведение.

Занятия с учащимися 9 класса клуба «Краевед» проводятся на базе Пучежского краеведческого музея в форме экскурсий с элементами школьных уроков, викторин, уроков-путешествий, уроков-встреч по изученным темам. В ходе изучения «Истории нашего края» учащиеся знакомятся с экспонатами музея, свидетельствующими о духовной и материальной культуре Пучежа и Пучежского района с периода первого упоминания слободки в документах XVI  века и до XX века, когда город был основан на новом месте после переноса его в связи со строительством Горьковской ГЭС. Экспозиция музея, построенная тематическими блоками, наглядно раскрывает яркие страницы города в контексте исторических событий, происходивших в мировой и отечественной истории. Теоретический материал иллюстрируется предметами прошлого, что позволяет более ярко представить атмосферу того или иного периода в развитии Пучежа.

Данный урок был проведен с целью повторить и обобщить знания учащиеся по изученной теме, полученных в музее. Отмечаются трудности проведения повторительно-обобщающих уроков в специальной (коррекционной) школе, связанные с ограниченными познавательными возможностями учащихся с нарушением интеллекта (слабая память, неумение выделять главное, следить за развитием явления, делать выводы). На повторительно-обобщающий урок выносятся самые главные вопросы пройденной темы. Урок был проведен в виде устного журнала в форме презентации старого и нового Пучежа, с целью активизировать познавательную деятельность учащихся. На уроке применяла разнообразные виды наглядности. Использование мультимедийного проектора, DVD, музыкальное прослушивание (песня о Пучеже), помогло учащимся образно представить знания об истории Пучежа, что позволило более точно воспроизвести изученный материал. Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий (выставки книг, рисунков, изделий изо льна).

Работа с картой, атласом, контурной картой, составление герба, л/времени – схематические наглядные пособия, использовала для формирования пространственных представлений, что обеспечивает прочное запоминание хронологических дат, лучшей ориентировки во времени и пространстве. Сочетание коллективной, групповой, индивидуальной работы позволило ребятам переживать друг за друга, за свою группу, совместное решение помогало им не только мобилизировать собственные силы, но и ощутить помощь и поддержку своих товарищей. Встреча с интересными людьми (Е.А. Рыжова – пучежский поэт, С.В. Смирнов – научный сотрудник Пучежского краеведческого музея). Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников коррекционной школы. Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий способствовали поддержанию внимания учащихся на уроке. Для развития таких качеств произвольного внимания, как устойчивость, распределение, переключение, старалась разнообразить источники знаний и приемы учебной работы (презентация, работа в мини группах, в больших группах, индивидуальное сообщение, просмотр слайдов, работа по карточкам, коллективно-творческая работа). Развитие и коррекция воображения, восприятия путешествие в глубь веков (старый Пучеж, современный город, сохранившиеся знания, увиденные учащимися во время экскурсий, слайды. Развитие и коррекционное мышление с этой целью старалась ставить познавательные задачи, для этого чтобы понимать происшедшие изменения в городе, объяснить причины перемен. Предлагались ребятам и такие задания. Как вставить в текст пропущенные слова, найти выборочно и подчеркнуть описание герба, заполнить таблицу, вычислить год основания старого и нового Пучежа, вычислить сколько лет старому и новому городу, штурм версий (это не только развивало мышление, но и прослеживалась связь с математикой). Ребятам коррекционной школы трудно бывает выразить свою мысль, связно передать содержание какого-либо текста, для этого использовала внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (опорные слова, таблицу, схему). При развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы, дети старались проявить желание узнать больше. При изучении деятельности П.А.Зарубина, дети проявили свое отношение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине, городу, это они показали, выразив свои чувства с помощью цветовой гаммы. Эстетическое воспитание – это воспитание видеть красивое, выражать свои чувства, при помощи цветов дети украсили свой город и выразили свои пожелания городу.

При подведении итогов оценивала самостоятельность, активность, интерес учащихся к предмету, умение высказывать свои мысли, суждение. При планировании урока учитывались психологические особенности учащихся.

Этапы урока

Коррекционная работа

Содержание урока/деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Орг. момент

II Сообщении темы и целей урока

III Повторение и обобщение пройденного материала

Коррекция зрительного и слухового восприятия эмоционально-волевой сферы.

Встреча с интересными людьми способствует развитию кругозора, познавательных интересов учащихся

Коррекция мышления, воспитание коллективизма, активизация

1 слайд «Устный журнал

2 слайд «Современный «Пучеж»

3 слайд «План проекта»

Поисково-исследовательный метод, способствует развитию самостоятельности, творческих способностей, активизации, коррекции мышления

Коррекция пространственной ориентировки, мышления, творческих способностей.

Коррекция речи, мышления, развитие познавательной активности

Воспитание любви к родному краю, коррекция речи, памяти, эстетическое воспитание.

4 слайд «Старый Пучеж»

5 слайд «Основание города»

Коррекция мышления, активизация познавательной деятельности

Ориентировка во времени и пространстве, формирование пространственных представлений.

Коррекция мыслительных операций, активизация.

Коррекция образного восприятия

6 слайд. Развитие кругозора памяти, речи, активизации.

7 слайд. Встреча с интересными людьми формирует интерес к изучаемому предмету

8 слайд.

9 слайд

Коррекция мыслительной деятельности, памяти, творческих способностей

Коррекция эмоционально-волевой сферы, эстетическое воспитание, личностные ориентировки.

10 слайд

Урок наш необычный. И начнем его необычно.

Звучит песня Е. Рыжовой «Пучеж – мой городок»

Приложение 1.

Какая картина возникла в вашем воображении?

Эту песню Е. Рыжова посвятила нашему городу Пучежу. Ее слова написаны простым искренним языком. Елизавета Александровна является автором многих стихов. Ее произведения печатаются в книгах «Узоры», «Миражи» - сборниках пучежских поэтов, в районной газете «Пучежские вести». Она является членом клуба «Волжский ветер». Елизавета Александровна у нас в гостях. Представляем ей слово. Задайте вопросы нашему гостю.

Я приглашаю вас продолжить прогулку по нашему городу Пучежу для того, чтобы еще раз почувствовать красоту и неповторимость любимых мест, чтоб став взрослыми, вы могли сделать наш город еще прекраснее.

Задание: /групповая работа/

-сформулируйте тему урока, используя шифрограмму:

г

П

м

к

е

й

-

ч

о

ж

у

о

р

о

д

о

10

1

7

16

4

9

6

3

11

5

2

15

12

8

14

13

«Пучеж – мой городок»

Мы проведем наш урок в форме устного журнала , в форме презентации, с целью закрепить знания об истории старого и нового города Пучежа.

Открываем первую страницу журнала «Современный «Пучеж».

Приложение 2.

1 группа

Задание:

На контурной карте (крупного размера) обводят маркером:

Границу Ивановской области

Областной центр – г.Иваново

Границу Пучежского района.

Районный центр – г.Пучеж

Реку Волгу

2 группа

Пучеж на карте Ивановской области

Задание: вставить в текст пропущенные слова. Приложение 3

3 группа – герб Пучежа

при затруднении используют образец

4 группа – описание герба Пучежа. Приложение 4

Защита презентации

Индивидуальное сообщение на тему:

«Главное богатство Пучежского района – лен»

Приложение №5

Приложение 6

План проекта «Старый Пучеж»

2 страница «Основание города».

У Пучежа необычная судьба. Наш город в связи со строительством каскада волжских водохранилищ был полностью перенесен на новое место. Поэтому существует две истории одного города. Одна из них уходит в глубь веков, когда во второй половине XVI века появилась небольшая Пучецкая слобода. До 1918 г. Пучеж не был городом, а посадом Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

Словарная работа

слобо’дка

 

поса’д

Задание:

Узнайте, в каком году основан наш старый и новый город?

/Неизвестные числа получают из разности сумм чисел на ногах и руках человечков/

Приложение 7.

Работа с л/времени.

1 группа: старый город основан в 1594 году. Какой это век? (XVI в.)

Начало или конец?

2 группа: новый город основа в 1952 году. Какой это век? (XX в)

Познавательная задача.

Известно, что год основания нового города 1952 г., а год основания старого города 1594г.

Вопрос: Сколько лет новому и старому городу?

Приложение 8

Есть ли свидетели данных периодов? Докажите.

Наша пучежская поэтесса Елизавета Александровна является очевидцем того времени, когда был затоплен старый город и перенесен на новое место, а так же видела своими глазами, как строился новый город. Предоставим ей слово.

3 страница «Почему Пучеж Пучежем называют?»

Штурм версий. Как вы думаете, какая из них более достоверная? Почему?

Приложение 9

4 страница «Старый Пучеж»

Мы совершим путешествие в глубь веков и посмотрим каким был наш город Пучеж много лет назад и поможет нам в этом научный сотрудник С.В.Смирнов.

Рассказ сопровождается просмотром д/фильма «Старый Пучеж»

5 страница «Воскрешая забытые имена»

Культурный уровень большинства населения того времени был низок. И тем неменее и среди простого народа выходило много одаренных людей, умельцев, талантливых самоучек-изобретателей. Среди них наш земляк П.А.Зарубин. дом, где родился П.А.Зарубин.

Самостоятельная работа

Задание: заполнить таблицу(используют буклет при затруднении

Приложение 10

Проверка (пересказ о нашем земляке изобретателе), используя таблицу.

Какие чувства вы испытываете к нашему земляку П.А.Зарубину? Дайте ответ, используя цветовую гамму и таблицу чувств (восторг, гордость)

Приложение 11

Что связано с этим именем у нас в городе? (название улицы, экспонаты музея, постамент)

Мы с вами вернулись в наш современный город

Коллективно-творческая работа

6 страница «Пожелания любимому городу»

Задание: напишите пожелание городу (включаю музыку)

Приложение 12

Приветствие. Рапорт дежурного о готовности к уроку.

Слушают песню

Смотрят слайды о современном Пучеже

Высказывают свои мнения

Слушают учителя, обращают внимание на выставку книг.

Задают вопросы

Слушают учителя

Расшифровывают тему урока на карточках

Сообщают тему урока.

Слушают, смотрят слайды.

Знакомятся с планом

Работают в малых группах, используют атлас Ивановской области, карту, маркер.

Работают с текстом, используют атлас Ивановской области, дополнительную литературу.

Учащиеся собирают пазлы и наклеивают их на карты.

Учащиеся читают текст и поддерживают только описание герба.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе (участвуют все).

1 ученик рассказывает, используя стенд с изделиями изо льна, сделанная руками учащихся нашей школы, остальные слушают.

Учащиеся знакомятся с планом.

Слушают учителя.

Работа со словарем

Дети выходя группами, выполняют работу на индивидуальных досках.

Работают с л/времени

Высчитывают группами

Отвечат доказывают

Учащиеся слушают, задают вопросы

Учащиеся поочередно называют версии происхождение названия города.

Слушают

Смотрят фрагменты фильма, слушают

Слушают, смотрят слайды о П.А. Зарубине и его изобретениях.

Задания выполняют индивидуально – письменно на карточках.

Один ученик рассказывает остальные проверяют, дополняют, оценивают.

Учащиеся поднимают карточки из цветной бумаги и доказывают, используя таблицу чувств.

Дают комментирование ответов

IV Подведение итогов

 

Какую тему изучали?

Что узнали на уроке?

Дают полные ответы

V Оценки

 

Оцените свою работу, используя цветовую гамму.

Учащиеся оценивают себя сами

Красная карточка – 5

Зеленая карточка – 4

Синяя карточка - 3


 


 

Приложение 1.

В стороне от дорог,

От столиц вдалеке,

Пучеж – мой городок

На великой реке.

Никогда не искал

В жизни легких дорог.

Неприметен и мал

Пучеж – мой городок.

Мчались ветры трубя,

Разорвав тишину.

Не жалея себя,

Уходил на войну.

Тихо плещет волна

В волжский берег крутой

Не забыть никогда.

Не пришедших домой.

Много мест на земле

Под луной голубой,

Но дороже всех мне

Пучеж – мой городок.

 

Приложение 2.

План проекта.

Пучеж на карте Ивановской области

Описание герба

Главное богатство Пучежского района

Современный Пучеж

Герб Пучежа


Приложение 3.

Мы живем в ____________________ области. Областной центр – город _________.

Наш район _____________________. Районный центр город ___________________.

Город _____________ расположен на великой реке ___________. Соседи Пучежского района: с севера ________________ район, с запада ______________ и __________________ район Ивановской области, на юге _____________________ район Нижегородской области.

 

Приложение 4.

Описание герба.

Пучеж издавна славится мастерами выращивающими и обрабатывающими лен, что здесь был один и центров льняного промысла, в том числе и вышивки – строчки. Райская птица в гербе символизирует полутысячилетнюю историю развития вышивки, а серебряный цвет созвучен с цветом льна.

Сюжет герба перекликается с легендой о птице феникс, возрождающейся из пепла. Здесь же сказочная птица возрождается из вод реки Волги. Красное поле с синей оконечностью указывает на то, что в середине прошлого века при строительстве Горьковского водохранилища город был полностью затоплен, а потом на высоком берегу построен новый Пучеж.

Красный цвет символизирует труд, мужество, красоту, жизненную энергию. Лазурь – символ чести, славы, искренности. Серебро – символ совершенства, чистоты, благородства, взаимопонимания.

 

Приложение 5.

Индивидуальное сообщение.

Пучежская сторона – это край голубого льна. Лен здесь выращивают, обрабатывают, ткут из него ткань, шьют одежду и вышивают дивные кружева. Льняные изделия пучежских мастериц известны далеко за пределами области и даже России. На стенде предоставлены изделия изо льна, сделанные руками учащихся нашей школы. При работе со льном мы проявляем трудолюбие, умение, любовь к родному краю.

 

Приложение 6.

План проекта.

Основание города

Воскрешая забытые имена П.А.Зарубина

Почему Пучеж Пучежем называют?

Старый Пучеж

Путешествие в глубь веков (архитектура старого города)


Приложение 7.

Старый город.

Новый город.

 

Приложение 8

2010 – 1952 = 58 лет

2010 – 1594 = 416 лет

 

Приложение 9.

1 версия

Жил разбойник Пучежский, нападал он на проезжих купцов, грабил и топил в глубокой пучине на Волге. В честь этого разбойника и его «пучины» назвали поселение Пучецким.

2 версия.

До сих пор есть в Пучеже такие «пучины» где нельзя строиться, все уходит в землю, круглое лето стоит в низинах вода.

3 версия.

На заливных лугах, на островах в пойме старой, до затопления, Волги выращивали пучежане капусту. «Пучечня» , согласно Владимиру Далю, бочка с квашенной капустой. Может быть и этот промысел связан с названием слободки «Пучецкая».

4 версия.

Жили – были два брата Пуд и Чиж, поселились они на месте будующего города и назвали в честь их поселение Пучеж….

 

Приложение 10

Имя изобретателя

Годы жизни

Кем был

Изобретениия

Зарубин Павел Алексеевич

1816 - 1886

Пучежский крестьянин, самоучка-изобретатель

Микроскоп, токарный станок, пожарный насос, часы, жатвенная машина и др.

 

Приложение 11

Чувства

Р

А

Д

О

С

Т

ь

Г

Р

У

С

Т

Ь

В

Е

С

Е

Л

Ь

Е

В

О

С

Т

О

Р

Г

Г

Н

Е

В

Г

О

Р

Д

О

С

Т

Ь

В

О

С

Х

И

Щ

Е

Н

И

Е

 

Приложение 12.

(образцы)

Я желаю своему городу Пучежу красоты.

Я желаю, чтобы наш город был чистым и уютным.

Я желаю, чтобы Пучеж был известен на весь мир.

Я желаю, чтобы все люди в нашем городе жили дружно.

Я желаю, чтобы река Волга была чистой и в ней водилось много рыбы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.