Методическая разработка урока «Олимпийские игры» (История, 5 класс)
Автор |
Рудакова Марина Михайловна, учитель истории и обществознания, МБОУ « СОШ № 18» города Братска , Иркутская область |
Предмет |
история |
Класс |
5 |
школа |
Общеобразовательная |
Тема: «Олимпийские игры в древности»
5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: проблемное-диалоговое обучение.
Цели урока:
1) предметные:
- знать хронологию первых олимпийских игр;
- определять понятия: атлеты, пятиборье, ипподром, стадион;
- извлекать информацию по заданному вопросу;
- оценивать значение олимпийских игр для древнего и современного общества;
2) метапредметные:
а) регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе уже известного и неизвестного;
- осуществлять контроль своей деятельности в формате сличения своего результата с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения и исправления в план и способ действий в случае расхождения эталона и реального действия;
б) познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщение;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение структурировать знания;
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
в) коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
- владение устной и письменной речью.
Формы и методы диагностики:
- тестирование;
- самооценка результатов учебной деятельности учащихся;
- представление карты самодиагностики и карты коммуникативной активности учащихся.
Ход урока:
Мотивационный блок
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Показывается саундтрек к фильму « Чемпионы»
Вопрос учителя: Ребята, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?
После ответов учащихся объявляется тема урока.
Далее формулируется проблемное задание.
Объясните, почему Олимпийские игры актуальны и в наши дни?
Цель учителя : мотивировать учащихся на изучение данной темы.
Проблемно-информационный блок
Изучение нового материала.
Показ видеофрагмента « Олимпийские игры» ( видеопособие «История Древнего мира»)
Задание для учащихся: впишите пропущенные слова.
«Олимпийские игры в древности»
Олимпийские игры проводились один раз в _______ года. Они устраивались в _____________ , расположенной в _____________ . первые Олимпийские игры состоялись в _______ году до н.э. Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе _______ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________ . Олимпийские игры продолжались _______ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _____________ , затем атлеты состязались в _____________ . Последним состязаньем в пятиборье была _____________ . Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были _____________ . В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были _____________ .
Познавательные задания
Почему стало традицией устраивать в Олимпии всегреческие спортивные состязания?
Почему эти состязания стали праздником, объединявших эллинов?
В честь кого организовывались Олимпийские игры?
Назовите требования к атлетам.
Почему пять дней Олимпийских состязаний были незабываемыми?
Как во время олимпиад могли проявить себя поэты, ораторы, философы?
Раскройте значение понятий: атлет, стадион, ипподром.
Какие почести воздавались победителям игр. Почему город брал на себя заботу о них?
Работа в группах: Подготовьте рассказ о знаменитых атлетах. Какие качества спортсменов восхищали греков? Чем поучительны истории о Милоне, Феагене, Полидаме?
Аналитический блок
Решение проблемы. Применение новых знаний.
Почему олимпийские игры актуальны и сегодня. Олимпийский огонь - злой или добрый? Как современное олимпийское движение учитывает, что его родиной является Греция?
Учащиеся выполняют тестовое задание:
Олимпийские игры в древности - это … праздник
а) театрализованное представление;
б) религиозный;
в) спортивный.
Олимпийские игры проводились:
а) Южная Греция;
б) гора Олимп;
в) Олимпия.
В олимпийских играх могли принимать участие:
а) все желающие;
б) свободный житель Греции;
в) только знатные.
Олимпийские игры посвящались:
а) главному богу греков;
б) всем богам;
в) доблестным защитникам Греции.
Олимпийские игры - это праздник объединявший:
а) все население материковой Греции;
б) жителей колоний;
в) всех эллинов, где бы они ни жили.
Далее даются правильные ответы для самооценки учащихся с последующим обсуждением результатов по критериям: я правильно выполнил 5 заданий, 4-3 задания, 2-1 задание.
Рефлексия и оценивание
Учащиеся заполняют карту самодиагностики:
1. Я участвовал в общем диалоге (да/нет);
2. Я самостоятельно формулировал понятия (да/нет);
3. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты (да/нет).
Домашнее задание: параграф учебника, составить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр.
Учитель поясняет домашнее задание, благодарит учащихся за работу на кроке, выставляет и комментирует оценки.
Литература
Годер Г.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. СПб.: Каро, 2014 - 144 с.
Шевченко Н.И. Всеобщая история. История древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012 - 128 с.
Юлия Митрофанова