Методическая разработка урока «Олимпийские игры» (История, 5 класс)

1
1
Материал опубликован 28 March 2018

Автор

Рудакова Марина Михайловна, учитель истории и обществознания, МБОУ « СОШ № 18» города Братска , Иркутская область

Предмет

история

Класс

5

школа

Общеобразовательная

Тема: «Олимпийские игры в древности»
5 класс


 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: проблемное-диалоговое обучение.

Цели урока:

1) предметные:

- знать хронологию первых олимпийских игр;

- определять понятия: атлеты, пятиборье, ипподром, стадион;

- извлекать информацию по заданному вопросу;

- оценивать значение олимпийских игр для древнего и современного общества;

2) метапредметные:

а) регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе уже известного и неизвестного;

- осуществлять контроль своей деятельности в формате сличения своего результата с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения и исправления в план и способ действий в случае расхождения эталона и реального действия;

б) познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщение;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение структурировать знания;

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

в) коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

- владение устной и письменной речью.

Формы и методы диагностики:

- тестирование;

- самооценка результатов учебной деятельности учащихся;

- представление карты самодиагностики и карты коммуникативной активности учащихся.

Ход урока:

Мотивационный блок

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Показывается саундтрек к фильму « Чемпионы»

Вопрос учителя: Ребята, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

После ответов учащихся объявляется тема урока.

Далее формулируется проблемное задание.

Объясните, почему Олимпийские игры актуальны и в наши дни?

Цель учителя : мотивировать учащихся на изучение данной темы.

Проблемно-информационный блок

Изучение нового материала.

Показ видеофрагмента « Олимпийские игры» ( видеопособие «История Древнего мира»)

Задание для учащихся: впишите пропущенные слова.

«Олимпийские игры в древности»

Олимпийские игры проводились один раз в _______ года. Они устраивались в _____________ , расположенной в _____________ . первые Олимпийские игры состоялись в _______ году до н.э. Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе _______ месяцев, а затем еще _______ месяц продолжать тренировки поблизости от _____________ . Олимпийские игры продолжались _______ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _____________ , затем атлеты состязались в _____________ . Последним состязаньем в пятиборье была _____________ . Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были _____________ . В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были _____________ .

Познавательные задания

Почему стало традицией устраивать в Олимпии всегреческие спортивные состязания?

Почему эти состязания стали праздником, объединявших эллинов?

В честь кого организовывались Олимпийские игры?

Назовите требования к атлетам.

Почему пять дней Олимпийских состязаний были незабываемыми?

Как во время олимпиад могли проявить себя поэты, ораторы, философы?

Раскройте значение понятий: атлет, стадион, ипподром.

Какие почести воздавались победителям игр. Почему город брал на себя заботу о них?

Работа в группах: Подготовьте рассказ о знаменитых атлетах. Какие качества спортсменов восхищали греков? Чем поучительны истории о Милоне, Феагене, Полидаме?

Аналитический блок

Решение проблемы. Применение новых знаний.

Почему олимпийские игры актуальны и сегодня. Олимпийский огонь - злой или добрый? Как современное олимпийское движение учитывает, что его родиной является Греция?

Учащиеся выполняют тестовое задание:

Олимпийские игры в древности - это … праздник

а) театрализованное представление;

б) религиозный;

в) спортивный.

Олимпийские игры проводились:

а) Южная Греция;

б) гора Олимп;

в) Олимпия.

В олимпийских играх могли принимать участие:

а) все желающие;

б) свободный житель Греции;

в) только знатные.

Олимпийские игры посвящались:

а) главному богу греков;

б) всем богам;

в) доблестным защитникам Греции.

Олимпийские игры - это праздник объединявший:

а) все население материковой Греции;

б) жителей колоний;

в) всех эллинов, где бы они ни жили.


 

Далее даются правильные ответы для самооценки учащихся с последующим обсуждением результатов по критериям: я правильно выполнил 5 заданий, 4-3 задания, 2-1 задание.

Рефлексия и оценивание

Учащиеся заполняют карту самодиагностики:

1. Я участвовал в общем диалоге (да/нет);

2. Я самостоятельно формулировал понятия (да/нет);

3. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты (да/нет).

Домашнее задание: параграф учебника, составить рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр.

Учитель поясняет домашнее задание, благодарит учащихся за работу на кроке, выставляет и комментирует оценки.


 

Литература


 

Годер Г.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1998.

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. СПб.: Каро, 2014 - 144 с.

Шевченко Н.И. Всеобщая история. История древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012 - 128 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок составлен методически верно. Краткость технологической карты не позволяет проследить некоторые моменты.

5 April 2018