Методическая разработка «Игры на уроках русского языка»
Игры на уроках русского языка.
Составила Богданова Татьяна Иосифовна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25
Кемеровская область, город Киселёвск.
Игровая технология на уроках русского языка в начальных классах
Игровая предметная технология на уроках – одна из технологий современного образования, и одна из целей начального образования в соответствии с ФГОС формирования у детей мотивации к обучению.
Игровая деятельность на уроке – один из методических приёмов включения детей в активную учебную работу, активный и весёлый способ достижения образовательной цели. Игра оживляет работу на уроке и должна нести учебно-познавательный интерес. Она способствует речевому развитию и развитию ассоциативной и образной памяти. На уроке игра должна занимать небольшой отрезок времени. На уроке игровой момент – это не цель, а способ обучения и воспитания. Игровые ситуации - это средство стимулирования учащихся к учебной активности, они способствуют формированию орфографических и грамматических навыков, повышают работоспособность учащихся, интеллектуальное развитие и интерес к предмету.
Игровые ситуации позволяют научить детей распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять их. Игра является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Итак. В результате применения метода игрового обучения достигаются следующие цели: Стимулируется познавательная деятельность; Активизируется мыслительная деятельность; формируется ассоциативное запоминание; Самопроизвольно запоминаются сведения; Усиливается мотивация к изучаемому предмету.
На уроках русского языка есть огромная возможность применения игровых ситуаций абсолютно на всех уроках. Для включения в сценарий урока игровых моментов надо учитывать возрастные особенности обучающихся , их знания и возможности.
Я провожу на уроках русского языка, начиная с первого класса, следующие игры: 1. Назови словечко. 2. Метаграммы. 3. Буква заблудилась. 4. Цепочка. 5. Наборщик. 6. Наоборот. 7. Шарады. 8. Слово спряталось. 9. Переставь слоги. 10. Переставь буквы. 11. Собери слово из слогов. 12. Составь слово. 13. Угадай-ка.
Игра «Назови словечко»
1 | Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю… | зарядку |
2 | Не обижен, а надут. Его по полю ведут, а ударят - нипочём не угнаться… | мячом |
3 | На ледяной площадке крик, к воротам рвётся ученик. Кричат все: шайба, клюшка, бей! Весёлая игра… | хоккей |
4 | Два берёзовых коня по снегу несут меня. Кони эти рыжи и зовут их… | лыжи |
5 | Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки, а несут меня не кони, а блестящие… | коньки |
6 | Взял дубовых два бруска, два железных полозка. На бруски набил я планки, дайте снег. Готовы… | санки |
7 | Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса. По дороге едут ноги и бегут два колеса. У загадки есть ответ: это мой… | велосипед |
8 | Я качу, качу на нём, я стою на нём верхом. Я стою одной ногой, по земле бегу другой. Я, конечно. очень рад, что мне купили… | самокат |
9 | Михаил играл в футбол и забил в ворота… | гол |
10 | Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полёт наш российский… | вертолёт |
11 | Матросская фуражка не имеет козырька. Называется фуражка…. | бескозырка моряка |
12 | Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути. И я крикун, и я буян, я звонкий, круглый… | барабан |
13 | Портфель у меня не велик и не мал: лежат в нём задачник, букварь и…. | пенал |
14 | Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней… | помидора |
15 | Сегодня все ликуют! В руках у детворы от радости танцуют воздушные … | шары |
16 | Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… | штанишки |
17 | У них усы не для красы – они показывают время и называются… | часы |
18 | Кто же это ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходит… | черепаха |
19 | Это не кошка. Смотри, берегись. Идёт на охоту коварная … | рысь |
20 | Апрель, апрель! На дворе зенит … | капель |
21 | Сонный мишка лёг в кровать, только слон не хочет… | спать |
22 | Солнце греет целый день. От жары я прячусь … | в тень |
23 | Кот живёт у нас на крыше, а в чулане живут… | мыши |
24 | Не поедет без бензина ни автобус, ни …. | машина |
25 | Если с крыши потекло и сугробы ниже – значит, солнце припекло. Убирайте… | лыжи |
26 | Ты со мною не знаком. Я живу на дне морском. Голова и 8 ног – вот и весь я… | осьминог |
27 | Распустились утром розы. На цветах сверкают… | росы |
28 | Щиплет травушку коза. Косит травушку… | коса |
29 | Вперевалку шёл со льдин к нам на утренник… | пингвин |
30 | На столе лежала сайка, по лесу бегал… | зайка |
31 | Лиза пробовала суп. Заболел у Лизы… | зуб |
32 | Здесь весною было пусто, летом выросла… | капуста |
33 | Собираем мы в лукошко очень вкусную … | картошку |
34 | От дождя земля намокла – вылезай толстушка… | свёкла |
35 | Помогает деду внук, собирают с грядки… | лук |
36 | Вот зелёный толстячок - круглый, гладкий… | кабачок |
37 | Веселятся Коля, Лена – это значит… | перемена |
38 | Вот красавец великан тёмно-синий… | баклажан |
39 | Он с бубенчиком в руке в сине -красном колпаке. Он весёлая игрушка , и зовут его… | Петрушка |
40 | С другом мы играли в шашки, пили чай из белой… | чашки |
41 | Вылезла из норки мышка. На неё упала… | шишка |
42 | Мы с сестрой посуду мыли и наряды куклам … | шили |
43 | Горько плачет бедный Гарик. Улетел воздушный… | шарик |
44 | Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. Целый день по пашне вскачь, и зовётся птица… | грач |
45 | Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно, … | карандаш |
46 | Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок синеглазый … | василёк |
47 | Грязнулю всегда спасает… | вода |
48 | Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он. Видно жёлуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан. Очень грозен был… | кабан |
49 | На бахче у нас растёт. Как разрежешь – сок течёт. Свеж и сладок он на вкус. Называется… | арбуз |
50 | Я песок погрузил. Он сам отвёз, и сам свалил. Мне в работе помогал этот чудо-…. | самосвал |
Метаграммы
1 | С буквой «Н» я по ночам в небесах гуляю. С буквой «П» частенько вам видеть помогаю. | луна лупа |
2 | С твёрдым «Л» я на стене. Книги, например, на мне. Но как только «Л» смягчите, сразу в танец превратите. | полка полька |
3 | С буквой «Р» она течёт. С буквой «П» для вас печёт кулебяки и ватрушки, варит кашу и галушки. | речка печка |
4 | С «Л» я слёзы вызываю. С «Ж» по воздуху летаю. | лук жук |
5 | С «Ю» я по воде скольжу. С «Я» на голове сижу. | шлюпка шляпка |
6 | С буквой «М» сладкая. С буквой «К» горькая. | малина калина |
7 | С «М» я фрукт заморский славный. С «Т» я просто танец плавный. | манго танго |
8 | С буквой «Л» я таю на реке. А с буквой «М» - на языке. | лёд мёд |
9 | С «Ш» я ярок и надут. С «Ж» в постель тебя кладут. | шар жар |
10 | Я с «Б» старинный замок украшаю. А с «П» готовлю землю к урожаю. | башня пашня |
11 | С «О» я вам рассказ кончаю. С «У» дождём вас поливаю. С «А» вам груз перевожу. С «К» с волнами я дружу. | точка тучка тачка качка |
12 | С «Ч» над полем я летаю. С «Г» в машине нахожусь. С «М» тебя я одеваю. С «Л» собачкою зовусь. С «С» можешь в булочной купить. С «Ш» в бане себя мыть. | чайка гайка майка лайка сайка шайка |
13 | С «Б» мучительной бываю. С «М» одежду пожираю. С «Р» актёру я нужна. С «С» для повара важна | боль моль роль соль |
14 | С «М» приятен, золотист. Очень сладок и душист. С буквой «Л» зимой бываю, а весною исчечаю. | мёд лёд |
15 | С «Г» встречаем очень часто. С «К» учтите: грызть опасно. | гость кость |
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась: заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём. Но едва туда вошла буква –озорница, очень странные дела начали твориться.
1 | Забодал меня к о т ё л, на него я очень зол. | Козёл |
2 | На болоте нет дорог, я по к о ш к а м скок да скок. | Кочкам |
3 | Сели в л о ж к у и - айда по реке туда-сюда. | В лодку |
4 | Миша дров не пилил, печку к е п к а м и топил. | Щепками |
5 | Жучка б у д к у не доела, неохото, надоела. | Булку |
6 | Мама с б о ч к а м и пошла по дороге вдоль села. | С дочками |
7 | Старый дедушка Пахом на к о з е скакал верхом. | На коне |
8 | Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно в р а ч е й. | Грачей |
9 | Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался д о м. | Сом |
10. | Посмотрите –ка, ребятки, р а к и выросли на грядке. |
Маки |
11 | На виду у детворы к р ы с у красят маляры. | Крышу |
На уроке достаточно взять одну фразу и со словами , например, к о з ё л и к о т ё л провести работу в связи с изучаемой темой или закрепить уже изученную тему.
Игра «Цепочка»
Записываем любое слово ( можно по предложению детей ) Например: Мир, рисунок, карандаш, шалаш , шило и т. д. Достаточно 10 слов – 12 слов.
Игра «Наборщик»
Учитель пишет на доске слово из трёх-четырёх слогов и предлагает детям составить слова из букв этого слова. Например: з а в а л и н к а. Работать коллективно, слова записать в тетради: вал, завал, Лина, калина, валик, клин, завал, закал, накал. В и к т о р и н а: Вика, Виктор, Ирина, виток, кто, кот, крот, автор, витрина, Никита, ротик, картина, икота, криво и другие. Всего можно составить 27 слов.
Игра «Наоборот».
Эта игра подходит при изучении антонимов. Антонимы подбирать по частям речи. Хорошая возможность повторить и морфологические признаки частей речи.
Антонимы имена существительные.
Скажу я слово д е н ь, а ты ответишь н о ч ь. Скажу з д о р о в ь е, а ты ответь б о л е з н ь. Скажу я т р у с, ответишь ты х р а б р е ц. Скажу я п о т о л о к, а ты ответишь п о л. Скажу я х о л о д, ты мне ж а р а. Скажу я т и ш и н а, а ты ответишь ш у м. Скажу н а ч а л о, а ты скажи к о н е ц. Скажу в е р х, а ты ответишь н и з. Скажу з и м а, а ты мне л е т о. Скажу в е с н а, а ты мне о с е н ь. Скажу о т в а г а, ответишь т р у с о с т ь. Скажу я с в е т, а ты мне т ь м а. Скажу я р а д о с т ь, а ты ответишь г р у с т ь. Скажу я н е б о, а ты з е м л я. Скажу я л е н ь, а ты ответишь т р у д. Скажу я с т у ж а, а ты скажи ж а р а. Скажу я слово м и р, ответишь ты в о й н а. Скажу я слово щ е д р о с т ь, а ты ответишь с к у п о с т ь. Скажу я слово р а д о с т ь, а ты скажи п е ч а л ь.
Антонимы имена прилагательные.
Скажу я с и л ь н ы й, а ты ответишь с л а б ы й. Скажу я у м н ы й, а ты ответишь г л у п ы й. Скажу т о щ и й, а ты ответишь т о л с т ы й. Скажу я т о н к и й, а ты ответишь т о л с т ы й. Скажу в ы с о к и й, а ты мне н и з к и й. Скажу я д а л ь н и й, а ты б л и з к и й. Скажу х л р о ш и й, ты скажи п л о х о й. Скажу з д о р о в ы й, ответишь мне б о л ь н о й. Скажу т р у с л и в ы й, ответишь с м е л ы й. Скажу я т в ё р д ы й, а ты ответишь м я г к и й. Скажу я с л а д к и й, ответишь г о р ь к и й. Скажу я слово м а л е н ь к и й, ответишь ты б о л ь ш о й. Скажу я слово щ е д р ы й, ответишь ты с к у п о й. Скажу я слово ч ё р с т в ы й, а ты ответишь м я г к и й.
Антонимы глаголы.
Скажу я в ы й д и, ты мне в о й д и. Скажу п р о с н и с ь, ты мне у с н и. Скажу б е ж а т ь, ты мне с т о я т ь. Скажу я слово н е н а в и д е т ь, ответишь ты л ю б и т ь. Скажу я слово г о в о р и т ь, ответишь мне м о л ч а т ь. Скажу д е р ж а т ь, ты мне б р о с а т ь. Скажу я слово у н о с и т ь, а ты мне скажешь п р и н о с и т ь. Скажу я слово г о в о р и т ь, ответишь ты м о л ч а т ь. Скажу я л е ч ь, а ты мне в с т а т ь. Скажу к р и ч а т ь, а ты ш е п т а т ь. Скажу я м ы т ь, а ты м а р а т ь. Скажу л е н и т ь с я, ты мне т р у д и т ь с я. Скажу у м н е т ь, ты мне д у р н е т ь. Скажу спасать, ты мне у б и т ь. Скажу н а л е й, а ты мне в ы л е й. Скажу я слово с т р о и т ь, а ты скажи л о м а т ь. Скажу я слово ж е ч ь, ответишь ты т у ш и т ь. Скажу я слово м е д л и т ь, ответишь ты с п е ш и т ь.
Антонимы наречия.
Скажу я слово м н о г о, а ты ответишь м а л о. Скажу я слово х о р о ш о, а ты ответишь п л о х о. Скажу я слово в ы с о к о, а ты ответишь н и з к о. Скажу я слово д а л е к о, а ты ответишь б л и з к о. Скажу я с л а д к о, а ты мне г о р ь к о. С кажу л е г к о, а ты ответишь т я ж е л о. Скажу я м е д л е н н о, а ты мне б ы с т р о. Скажу я т и х о, ответишь ш у м н о. Скажу я в е с е л о, ответишь г р у с т н о. Скажу я в л е в о, ответишь в п р а в о. Скажу я в в е р х, а ты мне в н и з. Скажу н а л е в о, ты н а п р а в о. Скажу с в е т л о, а ты т е м н о. Скажу я слово х о л о д н о, а ты ответишь ж а р к о. Скажу я слово с м е л о, ответишь ты т р у с л и в о.
Скажу б о г а т о, ответишь б е д н о. Скажу я слово б о я з н о, ответишь ты н е с т р а ш н о . Скажу я слово у м н о , а ты ответишь г л у п о. Скажу в п е р ё д, а ты н а з а д. Скажу я слово щ е д р о, а ты ответишь с к у п о. Скажу я слово п а с м у р н о, а ты ответишь я с н о.
Игра «Шарада»
1 | Вначале две ноты, потом две буквы, вместе игра, в которую любит играть детвора. | Домино |
2 | Часть слова в циркуле хранится. Второе – насекомое, а в целом же – в античном мире существо огромное. | Циклоп |
3 | Корень как в слове в я з а т ь, приставка как в слове з а г о н, суффикс как в слове с к а з к а, окончание как в слове м а с к а. | Завязка |
4 | Корень как в слове с к а з к а, приставка как в слове р а с х о д, суффикс как в слове р е з ч и к, окончание как в слове нос. | Рассказчик |
5 | Корень как в слове с н е ж н ы й, приставка как в слове п о д в а л, суффикс как в слове ш к о л ь н и к, окончание как в слове д в о р н и к | Подснежник |
6 | Моё начало - буква алфавита, оно всегда шипит сердито. Второго корабли боятся и обойти его стремятся. А целое весной летает жужжит , то сядет на цветок, то снова полетит. | Шмель |
7 | Мой первый слог найдёшь тогда, когда в котле кипит вода. Местоимение – слог второй. А в целом - школьный столик твой. | Парта |
8 | Предлог стоит в моём начале, в конце же – загородный дом. А целое мы все решили и у доски и за столом. | Задача |
9 | На первом стоит часовой, второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, ты ляжешь и кончен твой день трудовой. | постель |
10 | Только два предлога, а волос в них много. На конец добавьте «Ы» и получатся… | Усы |
11 | Начало – голос птицы, конец - на дне пруда, а целое в музее найдёте без труда. | Картина |
12 | Сначала нота, потом оленя украшение. А вместе - место оживлённого движения. | Дорога |
13 | Первое нота, второе - игра, целое есть у столяра. | Долото |
14 | Корень как в слове в ы с ь, суффикс как в слове с н е ж о к, окончание как в слове с и н и й. | Высокий |
14 | Корень как в слове п о ж а р, приставка как в слове п о д в а л, суффиксы как в слове л е п и т ь. | Поджарить |
Игра «Слово спряталось». Два варианта задания:
1) Из слов составить новые слова и записать их.
2) Не переставляя буквы, назвать новые слова
1 | Родина | род, Дина, один, надо |
2 | Обстоятельство | Стоят, стол, сто, тело, ствол, тесто, Толя |
3 | Уголёк | Угол, гол |
4 | Лучина | Луч, учи, Лина, луна |
5 | Картина | Тина, Рита, карта |
6 | Карточка | Точка, карта, кочка, каток |
7 | Комната | Ком, Ната, там, кот, атом |
8 | Встречает | Встреча, вечер, час, ест |
9 | Вершина | Шина, аршин, Вера |
10 | Кофейник | Кофе, кони, ник, кино |
11 | Клещи | клещ, щи, лещ, лещи |
12 | Занавеска | вес, навес, весна, наказ |
13 | Рукавички | рука, рукав, ручки, ручка, Кира, кучка |
14 | Вокзал | Зал, лак, зола, коза |
15 | Народный | народ, род |
16 | Стремянка | Стремя, семя, река, рак |
17 | Определение | предел, деление, дело, пни, Нил, ел, ели |
18 | Граница | Грани, цари, рана, Ира |
Игра «Переставь слоги»
Слово - волос фирма - рифма ручка - чурка кабан – банка камыш – мышка сосна- насос рыба – бары скала – ласка око - око
Игра « Переставь буквы».
Мать – тьма клоун – кулон товар –отвар отвар – автор халва – хвала кобура – уборка теплица - петлица лось – соль клоп - полк
Игра « Составь слово».
1 одм | Дом | 10 онко | Окно |
2 ворд | Двор | 11 хутеп | Петух |
3 варта | Трава | 12 ашак | Каша |
4 цова | Овца | 13 алокш | Школа |
5 кута | Утка | 14 атефнок | Конфета |
6 елонь | Олень | 15 шолак | школа |
7 сутк | Куст | 16 евреч | Вечер |
8 ави | Ива | 17 нораво | Ворона |
9 кокаш | кашка | 18 ратьбя | Братья |
Игра «Собери слово из слогов»
Из каждого слова выбери выделенные слоги и собери новое слово.
1 | МУмия, уРАган, мураВЕЙ, учеНИК | Муравейник |
2 | Учение, луЧИна, учиТЕЛЬ, учеНИца, птиЦА | Учительница |
3 | Сокол, боЛОто, Мама | Солома |
4 | Салют, Помощь, ГИтара | Сапоги |
5 | ГРАдус, Низина, улиЦА | Граница |
6 | СпаСИбо, Небо, ВАта | Синева |
7 | Багаж, БОЧка, КАпуста | Бабочка |
8 | ШАХта, МАлина, ТЫква | Шахматы |
Игра «Угадай-ка»
Выбери из скобок буквы, чтобы получились слова.
По…а ( р, б, Ф, л )
Р…чка ( я, е, у, ы )
Б…лка ( о, у, ю, е )
Ро…а ( з, с, щ, т, ф )
По…ка ( г, ш, р, ч, ж )
М… шка ( а, у, ы, ю, е )
Ответы: пора, речка, ручка, булка, белка, роза, роса, порка, почка, Машка, мушка, мышка.
Выбери слог ПА или Ба, чтобы получилось слово.
Лю…
Ры…
Тро…
….латка
….лец
….зар
….рабан
….руса
….бушка
….кет
Ответы: Люба, рыба, тропа, палатка, палец, базар, барабан, паруса, бабушка, пакет.
Литература.
Манвелов С. Г. Конструирование современного урока.
- М. : Просвещение, 2002.
Фролова Л. А. , Котельникова Е. А. Использование дидактической игры при обучении орфографии. / Начальная школа. 2009, № 10.