12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солдатова Евгения Борисовна113
Россия, Ярославская обл., Ярославль
3

Методическая разработка урока русского языка «Что обозначает имя числительное»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района


 

Методическая разработка

открытого урока

по предмету «Русский язык»

для обучающихся 6 класса

 

автор-составитель:

Солдатова Евгения Борисовна

 

п. Ивняки 2019

 

Пояснительная записка

Методическая разработка урока русского языка создана соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Данный урок «Что обозначает имя числительное» включен в программу при изучении темы «Имя числительное» в 6 классе.

Обучающая цель урока (дидактическая): дать определение понятия «Имя числительное», определить его морфологические признаки и синтаксическую роль.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умения отличать имя числительное от других частей речи, классифицировать их.

Развивающая цель урока: развитие монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки.


 

Актуальность и новизна

Актуальность темы состоит в том, что числительные в речи употребляются постоянно: возраст, дата рождения, время, дата, уроки математики, истории, географии и другие уроки, пространственные, временные и т.д. характеристики чего-либо др. Умение выделять числительные среди других частей речи, правильно произносить их необходимо как в учебной деятельности по любому предмету учебного плана, так и в устном общении. Урок «Что обозначает имя числительное» является обязательным для всех УМК по русскому языку. Кроме того, при выполнении первого задания итогового собеседования по русскому языку - чтение текста – правильное произношение числительных является одной из самых сложных грамматических норм, поэтому задания данного урока в качестве повторения можно использовать в 7-9 классах в качестве актуализации знаний.

Новизна состоит в том, что задания в основном были разработаны мною самостоятельно, учитывая особенности класса и возраст обучающихся.


 

Планируемые, ожидаемые результаты

Личностные: формировать положительную мотивацию учения; развивать уважение и интерес к русскому языку;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, осуществлять контроль за действиями других участников совместной деятельности и самоконтроль, корректировать полученные результаты и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: формирование умения строить аргументированные собственные высказывания, слушать других, контролировать действия одноклассников и при необходимости этично исправлять их ошибки.

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию в виде схем, осуществлять сравнение, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Предметные: формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.


 

Используемые методы и формы в соответствии с ФГОС. Как реализуется системно-деятельностный подход.

При разработке урока использован частично поисковый метод, когда обучающиеся, задавая вопросы, выделяя грамматические признаки, определяют часть речи и самостоятельно пытаются сформулировать, что обозначает имя числительное, его грамматические признаки и как отличить его от слов других частей речи. Для достижения поставленных целей используются различные инновационные приёмы (кроссворд, классификация, работа с таблицей, кластер), формы (фронтальная, работа в парах, индивидуальная). Практикоориентированные виды деятельности позволяют выработать у учащихся навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении предложенных заданий.

Конспект урока создан с учётом возраста учащихся и содержит не только познавательный материал, но и игровые моменты, развивающие творческую активность обучающихся.

 

2. Основная часть

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Что обозначает имя числительное

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Опорные понятия, термины: числительное, количественные и порядковые числительные

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

Результат совместной деятельности

 

1. Мотивация к учебной деятельности

 Учитель предлагает разгадать кроссворд (программа EclipseCrossword), из выделенных букв составить слово.

Запишите часть речи, которая обозначает

Предмет

Действие предмета

Добавочное действие

Признак предмета

Признак предмета по действию

1.

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

2.

г

л

а

г

о

л

3.

д

е

е

п

р

и

ч

а

с

т

и

е

4.

п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

5.

п

р

и

ч

а

с

т

и

е

Из выделенных букв составьте слово.

 Ученики разгадывают кроссворд (индивидуально или в парах), составляют из выделенных букв слово – число. Отвечают на вопрос учителя: какая часть речи обозначает число, количество или порядок предметов при счёте?

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные УУД:

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


 


 

 Создание учебного настроя на деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 

 Создает проблемную ситуацию, формулирует вопросы, помогающие определить тему урока, предлагает записать в тетрадях, что знают по теме урока и что хотели бы узнать. Направляет учащихся к формулировке цели урока. Предлагает подумать над вопросом «Для чего нам нужны числительные?»


 

 Ученики, отвечая на вопросы, решают проблему. Определяют тему урока. Записывают в тетрадях, что знают по теме и что можно узнать. Озвучивают написанное. Формулируют цель урока.

Поясняют роль числительных в речи: возраст, дата рождения, время, сегодняшний день, уроки математики, истории, географии и другие уроки, пространственные, временные и т.д. характеристики чего-либо др.

 Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли;

достижение договоренностей и согласование общего решения.

 Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

умение планировать и оценивать свои действия;

 Тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения


 

 Предлагает понаблюдать над языковым материалом, на примерах показывает, что слова, употребляемые для обозначения числа, не всегда являются числительными.

Прочитайте небольшой рассказ и посчитайте, сколько в этом тексте числительных?

У пятиэтажного дома собралась толпа шестиклассников. Два друга, Коля и Витя, поспорили на пятак, кто из них сможет поднять двадцатикилограммовую гирю. Первымэто попытался сделать Коля, он даже удвоил силы, но гиря не поддавалась. На помощь пришел Витя, взял ее всей пятерней, и вместе они легко это сделали. Победу ребята разделили, вдвойне приятно, что Витя и Коля – настоящие друзья!

«Голосование»: предлагает поднять руки тем, кто считает, что в тексте 1 числительное, два и т.д., тем самым выявляя затруднения и показывая их причины.

 Читают текст, находят числительные, с помощью «голосования» определяют правильность своих мыслей.


 

  Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Познавательные УУД :

 умение    анализировать языковой материал;

поиск и выделение необходимой информации.


 

 Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения


 

 Предлагает задать вопросы к каждому слову с обозначением числа, определить часть речи, записать слова в таблицу, самостоятельно определив ее графы.

Затем обращает внимание на числительные, предлагает задать вопрос, просклонять их, определить роль в предложении.

Обращает внимание, что одно числительное обозначает количество предметов, другое – порядок предметов при счете. Вводит понятие или формулирует его с помощью учащихся «количественные» и «порядковые» числительные.


 

Работают в парах. Задают вопрос к каждому слову, определяют часть речи, заносят слова в таблицу, графы которой определяют сами.

Сущ.

Шестиклассников

Пятак

Пятерней

Прил.

Пятиэтажного

Двадцатикилограммовую

Глаг.

Удвоил

Нар.

Вдвойне

Числ.

Два - сколько?

Первым – каким?


 

Отдельно работают с числительными, задают вопросы, склоняют, определяя, что одно изменяется только по падежам, а другое по родам, числам и падежам, определяют роль в предложении. Знакомятся с понятием «количественные» и «порядковые» числительные или вспоминают уже известную информацию, сами пытаются вывести понятие.

 Регулятивные УУД:

Коррекция- внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для классификации объектов

Коммуникативные УУД:слушать и слышать друг друга;умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, обмениваться знаниями

 Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

5.Реализация построенного проекта


 

 Предлагает составить схему (кластер) на основании полученных знаний по систематизации теоретического материала.


 

 Работают в парах. Составляют схему (кластер) по заданному образцу.

Например:

Числительные


 

Количественные порядковые

Количество порядок

предметов при счёте


 

сколько? какой?

Читают правило в учебнике на стр. 240-241, определяют, все ли морфологические признаки имени числительного выделили.

 Познавательные УУД: умение структурировать знания;

Личностные УУД: потребность в самовыражении и самореализации

Коммуникативные УУД:слушать и слышать друг друга;умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, обмениваться знаниями

 Обобщение полученных знаний

6. Первичное закрепление с проговариванием


 

Предлагает задание на карточках.

Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к., над порядковыми – букву п. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

     1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой. (А. Пушкин.) 5. Три – нечётное число. 6. Семь и четыре – одиннадцать.

Выполняют задание в тетрадях, отдельные ученики – на доске, проговаривая вслух то, что делают.

Коммуникативные УУД:речевое отображение учеником содержания совершаемых действий

Познавательные УУД:анализ объектов с целью выделения признаков

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу учащихся, предлагает проверить себя по образцу и оценить.

Выписать буквы, которыми обозначены числительные (слова на доске или в разных местах класса). Если класс небольшой, дети могут походить, читая слова и выписывая нужную букву

А) тройка

В) три

Г)четырежды

Д) пятиэтажный

Е) тридцать

И) трехместный

М) столетний

Р)тридцатый

С) удвоить

Н) двадцать два

О) триста

Выполняют работу, выбирая правильные ответы, осуществляют самооценку и самопроверку.

В

Е

Р

Н

О

 Регулятивные УУД:

Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Познавательные УУД:анализ объектов с целью выделения признаков;

 Осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями.

8. Включение в систему знаний и повторение

Подводит итоги урока, задает вопросы, предлагает определить, была ли достигнута цель.

- Что нового о числительном вы узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают числительные?

- Какие морфологические признаки есть у числительных?

- Как отличить числительные от других частей речи?

- Где можно применить новые знания?

Отвечают на вопросы учителя, формируют конечный результат своей работы, определяют, достигли ли цели.

Регулятивные УУД:

Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Личностные УУД:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


 

Организует беседу, определяя, что учащиеся усвоили и еще хотели бы узнать.

Дает комментарий к домашнему заданию: 1. Составить лингвистическую сказку, стихотворение по теме «Числительное». Определить, какими членами предложения являются числительные.

или

2. Найти пословицы, где есть числительные (не менее 10). Определить, какими членами предложения являются числительные.


 

 Подводят итоги, сравнивают, что хотели бы узнать и что узнали, по желанию зачитывают свои варианты.

Записывают домашнее задание.

 Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей полно и точно;

 


Список литературы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение. 2014.
  2. Методическое пособие к учебнику «Русский язык» 6 класс. М.М., Разумовская С.И., Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа. 2015.
  3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для образоват. учреждений. М.М., Разумовская С.И., Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа. 2017.
  4. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. М.: Просвещение. 2014.
  5. http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/06/formirovanie-regulyativnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.