12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Сергеевна Юнгова23
2

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имё прилагательных"


Презентация к уроку "Склонение имён прилагательных"
PPT / 2.88 Мб











Урок русского языка в 4 классе

по теме:

«Склонение имён прилагательных».












Учитель: Юнгова М.С.







Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» В. П. Канакина, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point.


Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В. П. Канакина, рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки.

Аннотация: тип урока: закрепление изученного материала

форма урока: урок – путешествие «В гости к зимушке – зиме»


























Ход урока.


I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.


На уроке не зевай – Слайд № 1

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

II. Постановка темы и цели урока.

- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

- Да, это зима. Какими словами вы бы охарактеризовали зиму? Зима какая? (холодная, снежная, морозная, вьюжная, белоснежная, пушистая, красивая, студёная ) Слайд № 3


Зима


-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму. - К какой части речи относятся названные нами слова? (Имена прилагательные.)

-А как звучала тема прошлого урока?

-Предположите, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)


- Ребята, а вы любите зиму? За что?

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Откройте тетради. Прочтём хором стихотворение: (слайд №5)

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите сегодняшнее число.

Девятнадцатое февраля.

Классная работа.

-Обратите внимание на орфограммы.

III. Каллиграфическая минутка.

- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?

- Правильно, это буква З.

- Молодцы, приступаем к работе.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать. (слайд №6)

Зз

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

А вот наше следующее задание (слайд № 7):

-Посмотрите, ученик 4 класса другой школы записал следующее предложение. Прочитайте его и скажите все ли верно в предложении? Все согласны? (мальчик допустил ошибку в слове «холодных»). А почему? Что не знает ученик?

Фивраль самый холодных месяц в году. (Февраль месяц лютый.)


IV. Словарная работа.

- Какую ещё ошибку допустил мальчик? ( правильно февраль, а не фивраль)

- Скажите эту орфограмму можем проверить? (нет, это непроверяемая гласная в корне слова. Надо запомнить написание этих слов.)

- Запишем словарное слово февраль в своих тетрадях. А какое значение у этого слова?

(слайд №8)

Лексическое значение слова февраль: Февраль – (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa «праздник очищения»). Второй месяц календарного года. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. В Северном полушарии Земли является последним третьим месяцем зимы, в Южном полушарии — третьим месяцем лета.


Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)


V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 9

1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Кого мы «вылепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)

Для того чтобы получить следующую снежинку нам понадобится наш учебник. Откройте его на странице 37 и найдите упражнение №79. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Всем понятно задание? Если мы затрудняемся куда мы можем обратиться за помощью? (Учебник (таблица) стр.10) или слайд № 10)

Выполнять это упражнение будем по рядам:

1 ряд - 1 группа слов.

2 ряд - 2 группа слов.

3 ряд – 3группа слов.

Проверка выполнения упражнения (слайд№ 11)

- Молодцы! Хорошо справились с упражнением, а значит получаете ещё одну снежинку.

( прикрепляю снежинку на доску)


А сейчас встанем около парт и немного отдохнём.

Динамическая пауза.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


VI. Отработка изученного материала.

- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

- Кто они? Вы догадались?

-Да, это зимние месяцы.

- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 12 (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)

- Назовите зимние месяцы по порядку.

- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

- Для того чтобы выполнить эти задания вам необходимо объединиться в 3 группы. Перед этим вспомним правила работы в группе.(слайд №13)

«Правила работы в группе»

Слушай, что говорят другие.

Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, вовремя исправляй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.


Каждая из групп будет выполнять задание которое приготовили месяцы.


- Группа «Декабрь».

1. Задание Декабря.

- Прочитает задание…

-Прокомментирует…

Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действительно студеный, морозный. 


- Группа Январь

2. Задание Января

- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?

- Прочитает задание…

-Прокомментирует…

Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.


Группа Февраль

3. Задание Февраля. Слайд № 13

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

- Прочитает задание…

-Прокомментирует…

Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».


- Как хорошо вы справились с заданием братьев месяцев. Каждая группа заработала по одной снежинке.

(прикрепляю три снежинки на доску)


5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14

А сейчас отдохнём немного. Сделаем гимнастику для глаз. Внимательно следите глазками за тучкой.

VII. Самостоятельна работа. Слайд № 15

- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь.

- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.

( Задание написано на снежинках)

Списать, дописывая окончания.

Определить падеж у имён прилагательных.

В син… луже, с зимн… рыбалки,

о русск… лесе, с дальн… севера.

в дальн… дорогу, на березов… ветке.

Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний

одно предложение, указать части речи.

( выборочно проверяю)

Проверьте свою работу по эталону. (слайд № 16)

- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

(прикрепляю снежинку на доску)


VIII. Домашнее задание (разноуровневое).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные.

- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!


IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведём итог тому, что изучали на уроке? Какую тему повторили?

Я предлагаю оценить нашу работу. Для этого возьмите из конвертов смайлики и выберите только один.

Жёлтый - я понял тему, мне было легко и интересно работать.

Синий – было интересно работать, но ещё есть затруднения.

Красный – было трудно, тему усвоил плохо.

- А теперь давайте посчитаем все снежинки.

- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 17

Слайд № 18

- Наш урок окончен. Спасибо!


Список использованной литературы:

1. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2017г.

2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)

3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс» - Издательство «Вако», 2005г.


Интернет-ресурсы:

1. Свободная энциклопедия Википедия http://yandex.ru/yandsearch?site=wikipedia.org&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F&clid=37000&lr=213

2. Приметы зимы. Декабрь http://primet.narod.ru/dekabr.htm

3.Приметы зимы. Февраль http://primet.narod.ru/fevral.htm

4. Свободная энциклопедия Википедия. Январь.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%ED%E2%E0%F0%FC

5. Сайт «Дошколёнок» Загадки о зиме. http://doshkolenok.kiev.ua/zagadki/470-zagadki-o-vremenah-goda.html






















Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действитель- но студеный, морозный. 



Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.



Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».











План

1.Представление, настрой – 1мин

2. Загадка (Зима, тема урока, о снежинках) – 3 мин

4. В тетради ( число, каллиграфия, сл. слово.) – 2мин

5.Предложение с ошибкой – 2мин

6. Снеговик - 3 мин

7. Учебник – 8 мин

9. Физ.мин – 3мин

10. Работа в группах – 8мин.

11. Физ. мин для глаз – 2мин

12. Сам. работа – 8мин

13. Домашнее задание – 2 мин

14. Рефлексия (смайлики) – 3 мин.










1. На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!


2. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.


3. Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


4. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»



5. Февраль – от лат. Februa «очищение», «очистительный месяц». Второй месяц календарного года. Это самый короткий месяц года, и единственный с числом дней менее 30: имеет 28 дней в обычном году и 29 дней в високосные годы. В Северном полушарии Земли является последним третьим месяцем зимы, в Южном полушарии – третьим месяцем лета.


6. 1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2) Что оно обозначает?

3) Как изменяется имя прилагательное?

4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

5)С какой частью речи связано?

6) Что образует с существительным?

7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

именительного падежа, и какие имеют окончания?

10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?



7. Динамическая пауза.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».


10. Группы


Прочитайте информацию о своём месяце. Найдите в тексте прилагательные и подчеркните. Определите падеж имён прилагательных.

1 группа: Декабрь –зимний месяц, последний месяц года. На Руси месяц декабрь называли «студень» или «стужайло». Название верное, этот месяц действитель- но студеный, морозный. 



2 група: В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают большие сугробы. Свое название месяц получил от ярких наполненных солнцем дней - Просинец.



.

3 группа: Февраль - месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».





12. Сам. работа

В син… луже, с зимн… рыбалки,

о русск… лесе, с дальн… севера.

в дальн… дорогу, на березов… ветке.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.