12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита Юрьевна53
Россия, Краснодарский край, Ейск

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»








Картотека: Игры и задания, способные устранить проблемы из классификации В.А. Лапшиной,

Б.П. Пузановой «Основы дефектологии»







Выполнила:

cтудентка Ш-31 группы

Минаева Маргарита








Ейск, 2019 г.

Сенсорные нарушения (нарушения слуха и зрения)

1. Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный "зайчик" прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда не спеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре - предложите поймать убегающего "зайчика". Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь "ловить" пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: "Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!" Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

2. Тени на стене

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

3. Китайский фонарик

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите "китайский фонарик", который озарит все вокруг загадочным светом.

4. Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

5. Постучим – погремим!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

6. Найди такую же коробочку

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Интеллектуальные нарушения:

1. Игра "Осень"

Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено . Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".

2. Игра "Овощи"

Ход игры. Учитель предлагает детям сходить в огород за овощами (берет в руки корзину).

Со словами:

В огород мы пойдем.
Овощей там нарвем (дети шагают на месте, имитируя поход на огород)

Далее учитель обращается к кому-нибудь:

Ты зайди в огород
И морковку сорви.

Ребенок выполняет просьбу. Приносит муляж моркови, кладет его в корзину со словами:

Я зашел в огород
И морковку принес.

Игра продолжается. Дети по просьбе педагога приносят другие овощи.

3. Игра "Овощи и фрукты"

Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.

4. Игра "Птицы"

Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.

5. Игра "Помоги домашним (диким) животным"

Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.



6. Игра "Оденем куклу"

Ход игры. Учитель повторяет с детьми признаки текущего времени года и предлагает им помочь одеть куклу по сезону.

Дети с нарушением речи:

1. Узнай звук по артикуляции.

Учитель показывает артикуля­цию того или иного звука, кото­рый ребёнок должен назвать, если он правильно определил его.

2. Узнай звуки по символам. 

Учитель показывает символ того или иного звука, который ребёнок дол­жен назвать, если он правильно определил его. Символом звука может служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет, так и его графическое изображение.

3. Выбери среди многих. 

Учитель называет слоги, слова, в ко­торых присутствует определён­ный звук. Ребёнок должен хлоп­нуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также мож­но из нескольких картинок, изоб­ражающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нуж­ный звук.

4. Повтори за мной... цепочку слогов «за-жа-за» и т.д.

5. Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. 

Напри­мер, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук [с] с любым (определенным) глас­ным звуком — «са», «со» и т.д.

6. Придумай слова. 

Учитель задаёт определенный слог или звук, на который ребёнок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата:

1) Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.

2) Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т. д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

3) Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.

Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.

4) Тихая музыка

Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т. п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.





5) Поймай платочек!

Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто не вовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

6) "Нос-Ухо-Нос"

Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).

Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.



Упражнения для детей с комплексными (комбинированными) дефектами развития

1. Мяч (для детей с ДЦП)

Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и т.д.

1) Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие.

2) Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот, прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра – так вы вызовите реакцию полного разгибания.

3) Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения мышечного тонуса. Главное – не переусердствовать, есть опасность вызвать переразгибание.

2. Доска (для детей с ДЦП)

Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука-глаз и эквилибристической реакции.

1) Залезть и слезть с доски с различных сторон.

2) Посадить ребенка по-турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается удержать равновесие.

3) Сидя на доске, ребенок имитирует плавание.

4) Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует взгляд на предмете.

5) Стоя или сидя, медленно покачиваться взад-вперед. Желательно включить музыку.

Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для совершенствования двигательных навыков.

3. «Линейка»

Ребенок кладет линейку под середину среднего пальца, указательный и безымянный- снизу линейки и начинает покачивать линейку, имитируя движения крыльев самолета. Затем то же самое проделывает другой рукой.

Проговаривая с учителем: «Вот волшебный самолет отправляется в полет, он планирует над партой. Ну, а где же наша карта?»

Упражнения для детей с искаженным (дисгармоничным) развитием

1. Игра «Ручки»

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки.

2. Игра «Ладушки»

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

3. Игра «Хоровод»

Ход игры: педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

4. Матрица Равенна

Ребенку подается лист цветной бумаге, где присутствуют прорези в виде различных геометрических фигур. Воспитатель говорит, что это одеяло Буратно, где крыска Шушара прогрызла дыры, необходимо закрыть дырочки нужной фигуркой.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

5. Графический диктант
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

6. Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие речевого общения.

7. «Позови мячом»

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

8. Игра «Закончи фразу»

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.













Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 22.04.21 в 18:50 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный и полезный материал!!! Спасибо, Маргарита Юрьевна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.