Семинар с элементами тренинга «Методика выявления обучающихся 5 классов, испытывающих трудности к условиям обучения
Семинар с элементами тренинга.
«Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения.
Основы коррекционно - развивающего курса "Познай себя" для 5 –х классов».
Цель: определить основные трудности адаптации учащихся в среднем звене, разработать рекомендации учителям (для профилактики дезадаптации ).
Задачи :
помочь учителям в осознании трудностей возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации
знакомство с мерами профилактики дезадаптации
познакомить педагогов с основами коррекционно – развивающей программы "Познай себя".
Оборудование: проектор, 2 стола, 4 стула, 2 шарфа (можно платки или ленты), листы А4, листы А5 (одинакового цвета) по кол-ву присутствующих, фломастеры, буклеты-памятки.
1.Приветствие
Добрый день уважаемые коллеги я рада вас приветствовать. Спасибо вам, что вы нашли время и возможность прийти сюда и решили принять участие в семинаре.
Наша встреча сегодня посвящена методике выявления обучающихся 5 классов, испытывающих трудности к условиям обучения. Ознакомлению с программой занятий «Познай себя» для учащихся 5-х классов.
Сегодня мы будем помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства взаимодействия. В этом нам окажут помощь правила, которые я вам предлагаю:
активное участие всех присутствующих;
сказал сам, послушай других;
При совместной работе мы можем больше узнать друг друга. Разумеется, если мы хорошо будем работать, то добьемся определенных результатов.
Все готовы работать?
2.Разминка
Для разминки предлагаю вам поразмышлять в течение одной минуты и ответить на вопрос:
«Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»
(заслушиваются высказывания участников)
Вывод: Каждый из нас прошел какую-то часть жизненного пути. Некоторые ситуации в жизни связаны с понятием адаптация в самом распространенном своем значении, школьная адаптация понимается как перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
3.Введение.
Далее предлагаю вам выполнить интересное упражнение под названием «Снежинки». Главное условие: ни на кого не смотреть и слушать мою инструкцию.
Инструкция:
У каждого из вас есть лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают, что не нашли).
А почему? Как вы думаете?
(Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая).
Вывод - дети все разные. Различны их способности, возможности, личностные качества. Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.
4. Теоретическая часть
Все мы знаем, что начало пятого класса - это сложный период и не только для ребёнка, но и для учителей, и родителей. Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более значимой в связи с охраной психического здоровья детей и подростков.
Насколько успешно пройдет адаптационный период зависит от всех: и от учителей, и от родителей. И наша задача помочь им его пройти с наименьшими потерями, поддержать своим участием, заинтересованностью, вниманием.
Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной с психологическими особенностями возраста.
Предлагаю рассмотреть некоторые особенности подросткового периода подробнее:
Появляется способности логически мыслить, фантазировать. (Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни).
Общение со сверстниками становится необходимостью и отодвигает учебную деятельность на второй план.
Общение с родителями и родственниками имеет меньшее значение.
Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков.
Желание быть взрослым. (Принять на себя обязанности и права взрослых).
Происходит формирование самооценки ребенка.
Переход из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом. В этот период происходит снижение успеваемости, рассеянность, дети становятся раздражительными, упрямыми. Учащимся необходимо время, чтобы привыкнуть к новому темпу жизни.
Уважаемые коллеги вспомните те далёкие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено и ответьте на вопрос: Что было труднее всего?
(Разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей - добрая, строгая, злая).
Для избежания проблем с учебой при переходе в среднюю школу, необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
5. Практическая часть
А сейчас для выполнения следующего задания мне необходимы 4 добровольца.
Упражнение «Сиамские близнецы»
(Упражнение выполняется в парах. Тонким платком или шарфом связывают руки сидящих рядом (правая и левая). При этом кисти остаются свободными даются фломастеры).
Задача: нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру (тему рисунка предлагает ведущий или выбирают сами учащиеся). Оцениваться будет не только качество рисунка, но и процесс работы (были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие принимали в работе, обсуждают ли сюжет рисунка, порядок рисования и т.д.).
Анализ упражнения, вопросы к участникам:
Какие чувства вы испытывали при выполнении задания?
Легко ли было выполнять задание?
(заслушиваем ответы)
Мы все вроде бы умеем писать, рисовать, но оказавшись в новой ситуации, мы испытываем новые чувства, неуверенность, чувство дискомфорта. Вот так же и пятиклассники вроде бы для них школа - знакомая обстановка, но всё таки они испытывают неуверенность, тревожность.
Наша задача, помочь им преодолеть эти чувства и приспособиться к новым условиям. Ведь от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Адаптация прошла успешно, если у ученика есть:
желание идти в школу,
участвовать в общественной жизни,
общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение.
При нарушении процесса адаптации, возникает дезадаптация. То есть ребенок не смог приспособиться к новым условиям.
Если в этот период ребёнку не помогут родители, учителя, психолог, то у него может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
Предлагаю всем вместе составить «Портрет дезадаптивного ребёнка» и назвать признаки, по которым можно распознать ребенка испытывающего трудности в адаптации.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Рассмотрим психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов и пути ее преодоления.
Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.
Характерные признаки: хронические опоздания в школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели.
Пути и способы устранения -это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.
Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение.
Характерные признаки: отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом; состояние непонимания, смысловой неопределенности нервно-психическое напряжение.
Пути устранения этих признаков: формирование учителем активно-познавательного отношения к своему предмету.
Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником.
Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.
Способы устранения этих причин: коррекция Межличностных отношений в системе «учитель-ученик»; повышение психологической компетентности педагогов.
Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности- неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, не активность; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки.
Пути устранения - повышение уровня саморегуляции через коррекцию стиля семейного воспитания, использование коррекционных программ по развитию познавательных процессов, их произвольности.
Несформированность учебной мотивации
Характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.
Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины - формировать учебные интересы через игровые формы обучения, коррекцию стиля семейного воспитания.
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
Характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров.
Устранения этих причин является обучение приема учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации.
А сейчас я бы хотела, чтобы вы поделились опытом и ответили на вопросы:
Какие вы используете способы, приёмы и методы, для лучшей адаптации пятиклассников?
Какими действиями педагогов можно снизить риск дезадаптации у учащихся?
Предлагаю всем вместе составить примерный перечень мер по снижению риска дезадаптации у пятиклашек:
В начале учебного года наличие у педагогов учителей бэйджей для лучшего запоминания детьми фамилии, имени и отчества.
В начале учебного года проведение игры “Путешествие по школе” для того, чтобы дети запомнили расположение кабинетов.
При возникновении проблем между детьми в классе можно провести тренинги на сплочение классного коллектива.
Обязательное использование принципов рационального построения урока
( использование пауз, физкультминуток, внеурочной деятельности и т. д. )
Провести родительские собрания и классные часы по теме: «Режим дня школьника, как основа здорового образа жизни». Познакомить родителей с особенностями подросткового периода.
Поговорить о согласованности домашнего задания по предметам.
Задачи данной программы следующие:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния и понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватное отношение к школьным трудностям
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в проявлении своих эмоций..
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Занятия проводятся в групповой форме, строятся в доступном и интересном для детей формате. Основные формы проведения занятий это:
- лекция;
- фронтальная беседа;
- дискуссия;
- диспут;
- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким
образом информация лучше запоминается.
Предлагаю и вам уважаемые педагоги использовать эту программу в своей работе.
И в завершении семинара предлагаю применить полученную сегодня информацию на практике. Я буду зачитывать ситуацию, а ваша задача назвать причины такого поведения ребенка и предложить пути решения данной проблемы.
В ваш 5 класс пришла новенькая девочка. Итоговые оценки за 4 класс – удовлетворительные. Сидит одна, почти не общается с детьми, на уроках руку не поднимает. Мама очень обеспокоена, девочка не хочет ходить в школу. Ваши действия? (Эмоционально не готова к переходу в 5 класс, высокий уровень школьной тревожности).
У мальчиков в 5 классе повысились агрессивные проявления. На переменах часто дерутся, могут позволить себе грубость и на уроках. Ваши действия? (Возрастная эмоциональная нестабильность, низкий уровень произвольности).
Один из мальчиков класса постоянно занимается посторонними делами на уроках. На замечания не реагирует, продолжает мешать другим. Ваши действия? (Низкая познавательная активность, трудности в овладении учебным материалом).
6. Заключительная часть
Рефлексия.
Чем запомнилась данная встреча?
Какие моменты оказались наиболее полезными?
Спасибо за внимание!
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
2. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.
5. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2012.-390с.
6. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2016. - №7. С. 21-24.
7. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема. // Вопросы психологии, 2001. - №5. С.19-35.
8. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. - М.: Просвещение. 2014.-357с.
9. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы / сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008 г.- 127с.
10. Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И.Билык. – Волгоград: Учитель, 2007 г.- 139с.
11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2004. - 528с.