Статья «Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении»
ГБОУ "Белгородская общеобразовательная коррекционная школа-интернат №23"
Работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Выполнили:
Головко И.Н.
Ладикова А.С.
Белгород 2022 г
Одной из важных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабослышащими учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы. Как правило, такие учащиеся имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти, у которых отсутствуют действенные мотивы учения и др. Главная роль в процессе воспитания и обучения слабослышащих детей принадлежит учителю. По моему мнению, деятельность педагога может быть успешной в том случае, если он способен понимать внутренний мир другого человека, отождествлять себя с учеником.
Обучение слабослышащих учащихся с ЗПР, испытывающих трудности в обучении связаны с их мотивационной незрелостью. Учитывая слабость их мотивационной сферы нужно решать одну из основных задач в образовательной деятельности -формирование познавательного интереса и активности. Для формирования положительного отношения к деятельности у учащихся с овз испытывающими трудности в обучении можно выделить следующие направления:
-создание общей положительной атмосферы ;;;
--снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешек ,угроз и т.д.;
--исключить страх у детей перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;
-создание ситуации успеха для формирования чувства уверенности в себе и положительной самооценки;
-опора на игру как ведущую деятельность ребенка;
В своей работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении я применяю такие виды работ:
-.карточки для индивидуальной работы;
-.задание с выбором ответа;
-.деформированные задания;
-.творческие задания;
-.карточки с образцами решения;
-.карточки-информаторы и др.
Учу работать со словарями и другим справочным материалом.
С учащимися, испытывающими трудности в обучении, я стараюсь вовремя увидеть ,что у ребенка есть проблемы, ,вовремя обратить на них внимание и постараться ему помочь.
Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения в обучении на уроке:
-создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
-предложение учащимся ответа с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;;
-разрешаю пользоваться наглядными пособиями;
-стимулирование оценкой, похвалой;
-самостоятельная работа учащихся на уроке;
-напоминание приема и способа выполнения задания;
-более подробное объяснение последовательности выполнения задания
Для создания эффективного учебного процесса с учащимися, с недостатком слуха, испытывающими трудности в обучении необходимы условия ,которые будут обеспечивать мотивацию,, адекватную современным целям, содержанию и методам обучения ,возрастным особенностям и тенденции их развития в целом .Учебный материал должен учитывать возрастные потребности и зону ближайшего развития, вызывать у детей с недостатком слуха, ,испытывающими трудности в обучении эмоциональный отклик, быть хорошо иллюстрированным, занимательным, эмоционально насыщенным, опираться на прошлые знания..Игровые формы и активные методы учебной деятельности также положительно влияют на учащихся, испытывающих трудности в обучении. Немаловажное значение имеют положительные эмоции, переживание успеха (даже самого крохотного) и появление уверенности в своих силах.
В своей работе с такими учениками я стараюсь проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость., По моему мнению ,демократический стиль педагога в общении с учащимися, испытывающими трудности в обучении является фактором эффективности учебной деятельности..
Провожу контрольные срезы знаний учащихся по основным разделам учебного материала..В работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении применяю диагностические карты .Педагогическая диагностика-это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: :
-определить особенности усвоения учащимися -предметных знаний, умений и навыков;
-выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
-установить уровень овладения учебной деятельностью;
-оценить изменения ,происходящие в развитии учащихся
Данные педагогической диагностики - основа реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Систематическая проводимая педагогическая диагностика позволяет учителю знать над чем и в каком направлении нужно работать с каждым учеником. Являясь важной частью процесса образования диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания, она помогает выявить достижения и недостатки учащихся.
Таким образом,, в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении я использую все пути в комплексе ,так как ни один путь сам по себе не может играть решающей роли в обучении.
Литература:
1.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся .М., Педагогика,1988 г.
2.Границкая А.С.Научить думать и действовать. М., Просвещение ,2008 г.
3.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.,Просвещение,2011 г.