Буклет на тему «Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения»

2
0
Материал опубликован 27 September 2018

Пояснительная записка к презентации

Притча о путнике и проводнике

Один путник  оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

 Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.

 В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.


 


 

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Нежелания выполнять домашние задания.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный сон.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины школьной дезадаптации

и пути её преодоления:

Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.

Характерные признаки: опоздания в школу, длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели.

Пути и способы устранения -это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение.

Характерные признаки: отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом;

Пути устранения этих признаков: формирование учителем активно-познавательного отношения к своему предмету.

Нарушение взаимоотношений между учеником и учителем-предметником.

Характерными признаками является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем,низкая успеваемость по предмету; негативные реакции на замечания; возможны прогулы уроков.

Способы устранения этих причин: коррекция Межличностных отношений в системе «учитель-ученик»; повышение психологической компетентности педагогов.

Несформированность учебной мотивации

Характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, не хочет посещать школу;.

Способы устранения- формировать учебные интересы через игровые формы обучения.

Несформированность навыков учебной деятельности

Характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность.

Устранения этих причин является обучение приемам учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.

Перечень мер по снижению риска дезадаптации у пятиклассников:

В начале учебного года наличие у педагогов учителей бэйджей для лучшего запоминания детьми фамилии, имени и отчества.

В начале учебного года проведение игры “Путешествие по школе” для того, чтобы дети запомнили расположение кабинетов.

При возникновении проблем между детьми в классе можно провести тренинги на сплочение классного коллектива.

Обязательное использование принципов рационального построения урока

( использование пауз, физкультминуток, внеурочной деятельности и т. д. )

Провести родительские собрания и классные часы по теме: «Режим дня школьника, как основа здорового образа жизни». Познакомить родителей с особенностями подросткового периода.

Поговорить о согласованности домашнего задания по предметам.


 

Чтобы помочь учащимся:

привыкнуть к новым условиям школы,

научить их лучше понимать себя и других,

принимать на себя ответственность за свои поступки,

обрести уверенность в собственных силах

В своей работе рекомендую использовать

Прямая ссылка на программу «Познай себя» 5-6кл.

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/planirovanie/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass

Семинар

с элементами тренинга.

«Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения.

Основы

коррекционно - развивающего курса для 5 –х классов

"Познай себя"».

(В помощь учителям, работающим с пятиклассниками)

 

Разработала:

педагог-психолог

Фомина Екатерина Александровна

2018г

Предварительный просмотр презентации

«МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА "ПОЗНАЙ СЕБЯ" ДЛЯ 5 –Х КЛАССОВ». Фомина Екатерина Александровна Педагог-психолог МБДОУ №5 п.Тимирязева

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА НА РАБОТУ В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА НА РАБОТУ В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ.

ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. РАЗЛИЧНЫ ИХ СПОСОБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. ПОЭТОМУ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ШКОЛЕ ПРОТЕКАЕТ У ДЕТЕЙ ПО-РАЗНОМУ. ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. РАЗЛИЧНЫ ИХ СПОСОБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. ПОЭТОМУ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ШКОЛЕ ПРОТЕКАЕТ У ДЕТЕЙ ПО-РАЗНОМУ.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА: Появляется способности логически мыслить, фантазировать. (Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни). Общение со сверстниками становится необходимостью и отодвигает учебную деятельность на второй план. Общение с родителями и родственниками имеет меньшее значение. Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. Желание быть взрослым. (Принять на себя обязанности и права взрослых). Происходит формирование самооценки ребенка.

ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ СЧИТАЕТСЯ КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДОМ. В этот период происходит: снижение успеваемости, ребенок становится рассеянным, дети становятся раздражительными, упрямыми. Учащимся необходимо время, чтобы привыкнуть к новому темпу жизни!

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ Если у ученика есть: желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, устойчивое, хорошее настроение.   При нарушении процесса адаптации, возникает дезадаптация!!!

ПРИЗНАКИ ВОЗНИКШЕЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА: Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ: Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности. Несформированность учебной мотивации. Несформированность навыков учебной деятельности.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 5-6 КЛАСС Задачи данной программы следующие: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Учить детей распознавать эмоциональные состояния и понимать чувства другого человека. Формировать адекватное отношение к школьным трудностям Развивать социальные и коммуникативные умения. Повышать уровень самоконтроля в проявлении своих эмоций.. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; диспут; просмотр кино-, видео- и т.д продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.); психогимнастика; рисуночные методы; техники и приёмы саморегуляции; элементы сказкотерапии.

«1» В ваш 5 класс пришла новенькая девочка. Итоговые оценки за 4 класс – удовлетворительные. Сидит одна, почти не общается с детьми, на уроках руку не поднимает. Мама очень обеспокоена, девочка не хочет ходить в школу. Ваши действия?

«2» У мальчиков в 5 классе повысились агрессивные проявления. На переменах часто дерутся, могут позволить себе грубость и на уроках. Ваши действия?

«3» Один из мальчиков класса постоянно занимается посторонними делами на уроках. На замечания не реагирует, продолжает мешать другим. Ваши действия?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.