Буклет на тему «Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения»
«МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА "ПОЗНАЙ СЕБЯ" ДЛЯ 5 –Х КЛАССОВ». Фомина Екатерина Александровна Педагог-психолог МБДОУ №5 п.Тимирязева
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА НА РАБОТУ В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ. ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА НА РАБОТУ В ИЗМЕНИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ.
ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. РАЗЛИЧНЫ ИХ СПОСОБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. ПОЭТОМУ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ШКОЛЕ ПРОТЕКАЕТ У ДЕТЕЙ ПО-РАЗНОМУ. ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. РАЗЛИЧНЫ ИХ СПОСОБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА. ПОЭТОМУ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ШКОЛЕ ПРОТЕКАЕТ У ДЕТЕЙ ПО-РАЗНОМУ.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА: Появляется способности логически мыслить, фантазировать. (Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни). Общение со сверстниками становится необходимостью и отодвигает учебную деятельность на второй план. Общение с родителями и родственниками имеет меньшее значение. Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. Желание быть взрослым. (Принять на себя обязанности и права взрослых). Происходит формирование самооценки ребенка.
ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ СЧИТАЕТСЯ КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДОМ. В этот период происходит: снижение успеваемости, ребенок становится рассеянным, дети становятся раздражительными, упрямыми. Учащимся необходимо время, чтобы привыкнуть к новому темпу жизни!
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ Если у ученика есть: желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, устойчивое, хорошее настроение. При нарушении процесса адаптации, возникает дезадаптация!!!
ПРИЗНАКИ ВОЗНИКШЕЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА: Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные высказывания в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ: Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности. Несформированность учебной мотивации. Несформированность навыков учебной деятельности.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 5-6 КЛАСС Задачи данной программы следующие: Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Учить детей распознавать эмоциональные состояния и понимать чувства другого человека. Формировать адекватное отношение к школьным трудностям Развивать социальные и коммуникативные умения. Повышать уровень самоконтроля в проявлении своих эмоций.. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»: лекция; фронтальная беседа; дискуссия; диспут; просмотр кино-, видео- и т.д продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.); психогимнастика; рисуночные методы; техники и приёмы саморегуляции; элементы сказкотерапии.
«1» В ваш 5 класс пришла новенькая девочка. Итоговые оценки за 4 класс – удовлетворительные. Сидит одна, почти не общается с детьми, на уроках руку не поднимает. Мама очень обеспокоена, девочка не хочет ходить в школу. Ваши действия?
«2» У мальчиков в 5 классе повысились агрессивные проявления. На переменах часто дерутся, могут позволить себе грубость и на уроках. Ваши действия?
«3» Один из мальчиков класса постоянно занимается посторонними делами на уроках. На замечания не реагирует, продолжает мешать другим. Ваши действия?