12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Екатерина Александровна38
Россия, Адыгея респ., Майкоп
2

Буклет на тему «Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения»



Притча о путнике и проводнике

Один путник  оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было перейти через нее, но он понимал, что ему нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал:

Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.

 Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.

 В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.  Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил.

И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.

И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда. А незадолго от вершины проводник покинул путника. И он дошел, и увидел восход Солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда свя­заны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школь­ная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.


 


 

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Нежелания выполнять домашние задания.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный сон.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины школьной дезадаптации

и пути её преодоления:

Неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни.

Характерные признаки: опоздания в школу, длительное приготовление домашних заданий; астенические явления к концу учебного дня, учебной недели.

Пути и способы устранения -это правильное распределение умственных и физических нагрузок, соблюдение режима дня.

Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение.

Характерные признаки: отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом;

Пути устранения этих признаков: формирование учителем активно-познавательного отношения к своему предмету.

Нарушение взаимоотношений между учеником и учителем-предметником.

Характерными признаками является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем,низкая успеваемость по предмету; негативные реакции на замечания; возможны прогулы уроков.

Способы устранения этих причин: коррекция Межличностных отношений в системе «учитель-ученик»; повышение психологической компетентности педагогов.

Несформированность учебной мотивации

Характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, не хочет посещать школу;.

Способы устранения- формировать учебные интересы через игровые формы обучения.

Несформированность навыков учебной деятельности

Характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность.

Устранения этих причин является обучение приемам учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.

Перечень мер по снижению риска дезадаптации у пятиклассников:

В начале учебного года наличие у педагогов учителей бэйджей для лучшего запоминания детьми фамилии, имени и отчества.

В начале учебного года проведение игры “Путешествие по школе” для того, чтобы дети запомнили расположение кабинетов.

При возникновении проблем между детьми в классе можно провести тренинги на сплочение классного коллектива.

Обязательное использование принципов рационального построения урока

( использование пауз, физкультминуток, внеурочной деятельности и т. д. )

Провести родительские собрания и классные часы по теме: «Режим дня школьника, как основа здорового образа жизни». Познакомить родителей с особенностями подросткового периода.

Поговорить о согласованности домашнего задания по предметам.


 

Чтобы помочь учащимся:

привыкнуть к новым условиям школы,

научить их лучше понимать себя и других,

принимать на себя ответственность за свои поступки,

обрести уверенность в собственных силах

В своей работе рекомендую использовать

Прямая ссылка на программу «Познай себя» 5-6кл.

https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/planirovanie/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass

Семинар

с элементами тренинга.

«Методика выявления обучающихся 5-х классов, испытывающих трудности к условиям обучения.

Основы

коррекционно - развивающего курса для 5 –х классов

"Познай себя"».

(В помощь учителям, работающим с пятиклассниками)

 

Разработала:

педагог-психолог

Фомина Екатерина Александровна

2018г

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.