Занятие «Игры с воздухом»
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе : «Игры с воздухом .»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка и воздуха Задачи:
1. Обобщать и закреплять знания детей о свойствах воздуха. Способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
2. Развивать связную речь, обогащать словарь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, пользоваться элементарными формами объяснительной речи, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.
3. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать любознательность, активность.
Материал: стакан с водой на каждого ребенка, трубочка для коктейля, салфетки, подносы, пакеты, , банка с водой, стаканы пластиковые по количеству детей, крышки от фломастеров.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам пришел наш знакомый Филя.
Филя: У моего друга Степашки день рождения. Мы с друзьями решили ему подарить шары, но они спустились, и мы не знаем почему это произошло. Помогите мне , пожалуйста.
Воспитатель: Не переживай Филя, мы я думаю тебе поможем. Правда дети?
А чтобы помочь Филе, нам нужно самим разобраться, какими свойствами обладает воздух. Давайте мы представим что мы сегодня ученые, которые все знают и поможем нашему гостю. Пройдем в лабораторию, где будем проводить опыты. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, ничего не брать в рот.
Дети проходят в «лабораторию» и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Филя. Какие шарики? (Дети называют цвет шаров).
Филя: Друзья, я не понимаю, почему вчера шары были большие, а сегодня стали шары маленькие. Я не знаю, что с ними случилось!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шар стал таким ? (Шарик сдулся.) А что надо сделать, чтобы шар стал снова большим ? (Шар надо надуть.)
Воспитатель: А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шар надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Филя: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет ,а вы его видели?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе , как настоящие ученые-исследователи: «Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.»
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)
- Ребята, давайте докажем Филе, что воздух есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их.
- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 2. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? ( Выходят пузырьки.)
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!
- Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.)
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
Опыт 3. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер? (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, холодный, ледяной, нежный, северный - южный.)
- Как можно узнать, есть ли ветер на улице? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)
- А что умеет делать ветер? ( дуть, кружить листья, качать деревья.)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»
Опыт 4. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)
Вывод: воздух можно услышать.
Воспитатель: Но вот наша работа учеными закончилась и мы много нового узнали. И нам пора возвращаться в группу.
Филя : Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (ответы детей)
Филя: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Спасибо, ребятки, вы молодцы, хорошо, дружно поработали и мне помогли. Пойду, расскажу друзьям все, что узнал я сегодня. До свидания.
Орехова Наталья Сергеевна
Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
Орехова Наталья Сергеевна
Филонова Надежда Владимировна