Занятие по теме «Парообразование. Влажность воздуха» с презентацией в приложении
Пояснительная записка к презентации
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский колледж управления и новых технологий»
(ГБПОУ ВКУиНТ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
на тему: Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение
по учебной дисциплине «Физика»
для специальности 11.02.01 Радиоаппаратостроение
Преподаватель ГБПОУ ВКУиНТ
(должность, место работы)
_____________ /Алексеева В. А./
(подпись, ФИО)
Рассмотрено и одобрено
На заседании ПЦК № _________________
_____________________________________
Протокол № ___ от «___»_________20___ г.
Председатель ПЦК _____________ /Гладкова Е. М./
подпись ФИО
Волгоград
2017 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие/урок № 19 Группа РСД-171
Дата «28» ноября 2017г.
Тема: Парообразование. Влажность воздуха.
Презентация к занятию "Парообразование. Влажность воздуха"
PPT / 1.19 Мб
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель для педагога:
1. Сформировать знания о насыщенном и ненасыщенном паре, точке росы, об абсолютной и относительной влажности воздуха, об использовании приборов для их измерения, о процессе кипения и его зависимости от давления.
2. Развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, замечать зависимости между явлениями, развивать наблюдательность.
3. Воспитывать взаимоуважение, целеустремленность, аккуратность.
Цель для обучающихся: изучить понятия насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы, абсолютная и относительная влажность воздуха, их свойства, выявить отличия испарения и кипения, рассмотреть применение приборов для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха, научиться решать качественные и количественные задачи по теме.
После освоения темы обучающиеся должны:
знать:
- понятие парообразование
- понятие испарение
- понятия насыщенного и ненасыщенного пара
- что такое абсолютная и относительная влажность воздуха
- как их определить, какие для этого используют приборы
- что такое точка росы
уметь:
- определять влажность воздуха с помощью приборов
- решать качественные и количественные задачи по теме.
- приводить информацию к табличному виду.
Задачи:
вспомнить и повторить
понятие парообразование
понятие испарение
понятия насыщенного и ненасыщенного пара,
понятие кипение
изучить
что такое абсолютная и относительная влажность воздуха
как их определить, какие для этого используют приборы
что такое точка росы
Направленность на формирование ПК, ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Методы обучения: проблемные методы (вопросы, ситуации), решение практических заданий, диалоговые методы (беседа, взаимообсуждение), наглядные методы (использование мультимедиа).
Формы организации
учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
Реализуемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, диалоговые технологии.
Дидактические средства обучения: мультимедийный проектор, презентация (Приложение 6, или плакаты), раздаточный материал (образец сравнительной таблицы для заполнения «Испарение и кипение», карточки с задачами.
Контроль З, У: устный опрос, собеседование, коллективная проверка выполнения задач.
Задание на дом (СРС):
/1/§ 6.2 – 6.4, выучить основные понятия, определения и формулы
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Этапы учебного занятия |
Содержание учебного занятия |
||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||
1. Организационный момент: приветствие (2') |
Приветствует группу и проводит перекличку. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Приветствуют преподавателя. |
|
Прогнозируемый результат: Выявлены отсутствующие студенты, группа готова к работе |
|||
2. Актуализация знаний: беседа преподавателя со студентами (10') (Слайд 2) |
Беседа по вопросам. Почему в жаркую погоду лужи на улице быстро высыхают? Из за чего это происходит? Почему при понижении температуры после потепления наблюдается туман и роса? Почему если закрыть пробкой пузырек с духами или другой жидкостью испарения в окружающую атмосферу не происходит? |
Отвечают на поставленные вопросы. Ответ. Происходит процесс испарения. Самые быстрые молекулы вылетают с поверхности воды. Ответ. Происходит конденсация испарившейся влаги. Ответ. Молекулы, вылетевшие с поверхности жидкости при испарении возвращаются назад в жидкость. |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Обобщение и систематизация материала по теме «Электрический ток в металлах». |
|||
- вводное слово преподавателя (3') (Слайд 1) Постановка целей занятия (5') (Слайд 3) - мотивация (2') |
Тема нашего занятия сегодня: «Парообразование. Влажность воздуха». Сегодня мы вспомним и повторим понятие парообразование понятие испарение понятия насыщенного и ненасыщенного пара, понятие кипение изучим что такое абсолютная и относительная влажность воздуха как их определить, какие для этого используют приборы - что такое точка росы Ребята, недавно вы посещали экскурсию на завод по производству РЭС. Как вы думаете, чем важна данная изучаемая тема для вашей специальности. Разъясняет порядок работы, критерии оценки работы студентов на уроке; рейтинговые баллы (Приложение 1). |
Записывают тему занятия. Участвуют в формулировке целей и задач Цель целью занятия является: изучить понятия насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы, абсолютная и относительная влажность воздуха, их свойства, выявить отличия испарения и кипения, рассмотреть применение приборов для измерения абсолютной и относительной влажности воздуха, научиться решать качественные и количественные задачи по теме. Обосновывают важность данной темы в системе профессиональных знаний. При проведении работ в цехах заводов при производстве РЭС требуется поддержание определенного уровня влажности, поэтому необходимо уметь определять ее по психрометру. Кроме того проводятся испытания РЭС при определенных значениях влажности. |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Выполнено формулирование темы занятия, мотивация, поставлены цели занятия, группа уяснила свои задачи и критерии оценки учебных достижений. |
|||
3. Обучающий этап: (10') 1. Насыщенные и ненасыщенные пары. (Слайд 4, 5) 2.Влажность воздуха. (Слайд 6, 7) 3. Приборы для определения влажности воздуха. (10') (Слайд 8, 9) |
Объясняет особенности парообразования. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным паром. (Сколько молекул вылетело столько и вернулось обратно в жидкость) Превращение ненасыщенного пара в насыщенный можно осуществить путем понижения температуры. Точка росы — температура, при которой водяной пар становится насыщенным. (Зависит от давления: чем выше давление, тем выше точка росы) В природе в глобальных масштабах ежедневно происходит испарение воды с поверхности водоемов, почвы, живых организмов. Это имеет существенное значение для поддержания жизни на Земле. Для того чтоб охарактеризовать наличие водяного пара в атмосфере используют понятия абсолютной и относительной влажности воздуха. В атмосфере может содержаться огромное количество водяного пара, поэтому имеет смысл говорить о его содержании только в определенном объеме воздуха. Масса водяного пара, содержащегося в одном кубическом метре воздуха, называется абсолютной влажностью воздуха. (т. е. плотность водяного пара). Величина, показывающая насколько сух или влажен воздух — относительная влажность воздуха. Зависит не только от содержания водяного пара в воздухе, но и от температуры. Относительной влажностью воздуха называется отношение абсолютной влажности к плотности насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженной в процентах. - Характеризует степень насыщенности воздуха парами воды. Демонстрация приборов, принципов их использования. Для определения влажности воздуха используют гигрометры и психрометры. Гигрометры бывают конденсационные и волосные. (Демонстрируются приборы, объясняется принцип их работы) 1. Гигрометр
В резервуар заливается быстро испаряющаяся жидкость, например эфир, с помощью резиновой груши производят испарение эфира. При испарении запотевает наружная поверхность резервуара, на ней образуются капельки воды. Температура. При которой это происходит — точка росы измеряется термометром. Затем, с помощью специальной таблицы по точке росы определяют влажность воздуха. Состоит из двух термометров. Один — влажный, другой — сухой. По разнице показаний этих термометров с помощью специальной психрометрической таблицы определяют влажность воздуха.
|
Участвуют в объяснении, фиксируют выводы в тетрадях, отвечают на вопросы преподавателя, уточняют полученную информацию. |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Получена теоретическая основа для выполнения задания |
|||
Инструктаж преподавателя: - Задание на самостоятельную работу (3') (Слайд 10) |
Выдаёт задание на самостоятельную работу и комментирует его этапы: «Работа по дидактическим карточкам» (Приложение 2, 3, 4) Карточки, должны быть выданы учащимся или используется слайд презентации). |
Осмысливают этапы задания и уточняют свои действия (при необходимости) |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Детализированы объёмы, этапы и формы предстоящей работы |
|||
4. Выполнение задания (10') (Слайд 10) |
I. Организует выполнение практического задания. II. Контролирует работу, оказывает методическую помощь (при необходимости); выдаёт индивидуальное (бонусное) задание студентам, справившимся с работой раньше всех. III. Наблюдает за ходом работы, при необходимости консультирует. |
I. Учащиеся самостоятельно выбирают задания на карточках, определяют объем выполняемых заданий (от 3 до 5). II.Учащиеся выполняют задания. Сигнализируют преподавателю о выполнении задания или о затруднениях. |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Выполнено первичное закрепление полученных знаний |
|||
Вторые 45 минут 5. Анализ и оценка выполненных работ (5') |
Выполняет анализ работы студентов. Проверка заданий на карточках (устные ответы студентов). |
После выполнения всех этапов проверяют выполненные задания Осуществляют итоговую рефлексию. |
|
РЕЗУЛЬТАТ: Произведено оценивание учебных достижений студентов и их взаимодействия в коллективе |
|||
4. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления (Слайд 11, 12, 13) |
Еще одним способом парообразования, кроме испарения, является — кипение. Кипение — парообразование со всего объема жидкости при определенной температуре. Кипение становится возможным поскольку в жидкость всегда проникает воздух в результате диффузии. При нагревании молекулы жидкости испаряются и проникают в микропузырьки. Пузырьки становятся видимыми их можно заметить на стенках кастрюли или чайника с водой. Пар внутри пузырьков становится насыщенным и с ростом температуры давление этого пара растет. Чем больше становится пузырек, тем сильнее на него действует выталкивающая сила Архимеда. Пузырьки начинают подниматься в верхние слои жидкости, менее горячие. Пар в них в этих слоях конденсируется и пузырьки схлопываются. Что вызывает знакомый шум перед закипанием чайника. Когда все слои жидкости равномерно прогреются пузырьки начнут достигать поверхности и схлопываются, выбрасывая воздух и пар, начнется бурление, т. е. вода закипела. Давление насыщенного пара в пузырьках равно внешнему давлению. Весь процесс кипения можно условно разбить на этапы:
Кипение в отличие от испарения происходит только при определенной температуре для данной жидкости. Эта температура зависит от внешнего давления. Чем больше внешнее давление, тем выше температура кипения.
График зависимости температуры кипения воды от давления среды Примеры использования зависимости: На этом принципе основана работа скороварок, паровых котлов и автоклавов. - Вода в скороварке кипит при более высокой температуре чем , поэтому продукты в ней варятся быстрее. - Автоклавы — стерилизация медицинских инструментов - Паровой котел — вода не кипит при |
Участвуют в объяснении, фиксируют выводы в тетрадях, отвечают на вопросы преподавателя, уточняют полученную информацию. |
|
Самостоятельное творческое использование сформированных знаний (8') (Слайд 14) |
Учащиеся получают задание выполнить задачи, записанные на доске. Почему в горах нельзя сварить мясо? На электрической плите стоит кастрюля с водой, в которую положили вариться картошку. Сварится ли картошка быстрее, если, после того как вода закипит, повышать температуру спирали печи? Ответ аргументируйте. Организуется коллективная устная проверка задач. |
Выполняют качественные задачи на местах. |
|
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и компетенций (8') (Слайд 15) |
Учащиеся получают задание заполнить сравнительную таблицу (Приложение 5) |
Заполняют сравнительную таблицу. Выполняют самопроверку заданий. |
|
6. Подведение итогов урока (8') Анализ достижения поставленных на уроке целей (Слайд 16) Рефлексия Выставление оценок Домашнее задание (Слайд 18) |
Выступает с заключительным словом, в котором проводит анализ достижения цели, выполнения учебных задач. Какой пар называется насыщенным? Что называют абсолютной влажностью воздуха? Что называют относительной влажностью воздуха? Как зависит температура кипения от давления?
Что дало вам это занятие для жизни? Пригодятся ли полученные знания при дальнейшем обучении? На каких дисциплинах? Пригодятся ли полученные знания в профессиональной деятельности? Выставляет отметки, комментирует их. Объявление баллов. Выдает домашнее задание: /1/§ 6.2 – 6.4, выучить основные понятия, определения и формулы |
Участвуют в обсуждении и подведении итогов. Осуществляют итоговую рефлексию. Записывают и уточняют (при необходимости) домашнее задание |
Список использованной литературы и источников
1. Дмитриева, В.Ф. Физика / В.Ф. Дмитриева. – М.: Академия, 2013
2. Рымкевич, А. П. Сборник задач по физике 10-11 класс / А. П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2013
3. Кормаков, Н. А. Опорные конспекты [Электронный ресурс] : Информационно-обучающий портал. – Электрон. дан. – URL: http://kormakov.ru
4.Интернетурок [Электронный ресурс] : Информационно-обучающий портал. – Электрон. дан. – URL: https://interneturok.ru/physics/10-klass/osnovy-molekulyarno-kineticheskoy-teorii/nasyschennyy-par-kipenie
5. Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс] : Информационно-обучающий портал. – Электрон. дан. – URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
Приложение 1
Ведомость успеваемости
№ |
Ф.И.О. студента |
Актуализация знаний |
Практические задания |
Итоговая оценка |
|||
Беседа |
Индивид. Задание Бонусное задание |
Качественные задачи |
Таблица |
||||
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
||||
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
|||||||
4. |
|||||||
5. |
|||||||
6. |
|||||||
7. |
|||||||
8. |
|||||||
9. |
|||||||
10. |
|||||||
11. |
|||||||
12. |
|||||||
13. |
|||||||
14. |
|||||||
15. |
|||||||
16. |
|||||||
17. |
|||||||
18. |
|||||||
19. |
|||||||
20. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Задачи:
1. Какова абсолютная влажность воздуха, который в объеме 20 содержит 100 г влаги.
2. Насыщенным или ненасыщенным является водяной пар плотностью 4,84 г/м при температуре
3. Определите относительную влажность воздуха, имеющего температуру , если давление содержащегося в нем водяного пара равно 11,2 мм рт. ст. (1 Па=7,5*)
4. При каком давлении водяного пара в атмосфере «запотеют» вынутые из холодильника ягоды, если их температура равна 4
5. Температура воздуха в комнате . Какую температуру показывает влажный термометр психрометра, если разность показаний сухого и влажного термометра равна ?
Приложение 5
Сравнительная таблица
«Кипение и испарение»
Критерии сравнения |
Испарение |
Кипение |
Это.. |
||
Зависит от |
||
Температура |
||
Охватывает (где происходит парообразование) |
Приложение 6
2
4
6
8
10
12
14
16
18
Поляков Александр Васильевич
Шагульскова Виктория Анатольевна