12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волосникова Елена Ивановна168
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Угличского муниципального района



Рассмотрена на заседании МО Утверждена приказом по школе

Протокол №________ №___________

от «___» _____________20_ г от «___» _____________20_ г

Руководитель МО:_______/Смирнова О.В./ Директор________/Кузнецова Н.Б./




Рабочая программа дополнительного образования

«Игровая экология»

для 1-б класса

на 2020-2021 учебный год


 



учитель: Волосникова Елена Ивановна




















2020/21уч. год





1. Пояснительная записка

Данная программа «Игровая экология» составлена на основе авторской программы дополнительного образования эколого-биологической и учебно-образовательной направленности с практической ориентацией (авторы-составители: Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева) – Волгоград: «Учитель», 2014.

Программа предназначена для младших школьников, имеет эколого-биологическую направленность с практической ориентацией, что позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Занятия проводятся по 1 ч в неделю.

Форма проведения занятий - комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность, физкультминутки).

Наполняемость группы: 29 человек.

Контингент детей: программа адресована детям 7 лет (1 класс).

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.


Цель программы: развитие познавательной активности и расширение общего кругозора обучающихся.


Задачи программы:

Расширить экологические представления младших школьников, формируемые в курсе «Мир вокруг нас», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

Способствовать формированию осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Обеспечить более широкой и разнообразной практической деятельностью обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Формировать навыки исследовательской работы у младших школьников.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, природе, жизни.


Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.


Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Программа внеурочной деятельности «Игровая экология» отличается своей развёрнутостью (реализуется в течение 4-х лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.

Курс «Игровая экология» рассчитан как на теоретические и практические занятия (34 ч), так и на участие в районных природоохранных акциях, подготовку и проведение школьных мероприятий на экологическую тему, работу с цифровыми образовательными ресурсами и индивидуальную работу с обучающимися.


Информация об изменениях авторской программы

Программа Ю.Н.Александровой рассчитана на 220 часов, но в соответствии с учебным планом школы для реализации курсов неурочной деятельности предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена из расчёта: 1-4 классы – 34 часа, 1 час в неделю.

В авторскую программу не внесено изменений, касающихся содержания учебного материала, а лишь согласно учебной нагрузке пропорционально сокращенo количество часов по основным темам, разделам.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков:

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

предвосхищать результат

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

формулировать собственное мнение и позицию;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


Познавательные универсальные учебные действия

ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

установление причинно-следственных связей.


Ожидаемые результаты 1 года обучения

Учащиеся узнают, что:

- Солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей среды;

- экологически сообразные правила поведения в природе.


Учащиеся научатся:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.



2. Учебно-тематический план 1 года обучения


п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Что такое экология.

1 ч

2.

Воздух и здоровье.

1 ч

3.

Мой дом за окном.

4 ч

4.

Я и моё окружение.

4 ч

5.

Вода – источник жизни.

3 ч

6.

Мой край.

12 ч

7.

Солнце и свет в нашей жизни.

4 ч

8.

Заключение.

1 ч

9.

Акции.

4 ч


Всего

33 ч


Календарный план 1 года обучения


п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика


1.



2.





3.



4.


Сентябрь

Что такое экология.

Дуб и всё вокруг него.


Мой дом за окном.

Экскурсия «Сентябрь – ранняя осень».

(Осень как время года. Признаки ранней осени).


Воздух и здоровье.

Воздух и здоровье человека.


Акция «Не жгите осенние листья!»

Всего


1 ч




1 ч




1 ч



1 ч


4 ч


1 ч









1 ч






1 ч







1 ч




1.





2.









Октябрь

Мой дом за окном.

Деревья твоего двора.

Птицы нашего двора.

Птицы – наши помощники.


Я и моё окружение.

Комнатные растения в квартире, классе.


Всего


3 ч





1 ч





4 ч



1 ч

1 ч

1 ч


1 ч






















1.










2.









Ноябрь

Я и моё окружение.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».

Животные в доме.

Конкурс рисунков «Мой

четвероногий друг».



Акция «Помоги птицам».

Практическое занятие «Изготовление кормушек».


Всего


3 ч










1 ч




4 ч



















1 ч


1 ч


1 ч





1 ч











1.








2.




Декабрь

Вода – источник жизни.

Вода в моём доме и в природе.

Вода в жизни растений и животных.

Вода и здоровье человека.

Личная гигиена.

Пр.р.: «Как правильно чистить зубы».



Акция «Ёлочка, живи!»


Всего


3 ч








1 ч



4 ч



1 ч

1 ч

1 ч







1 ч



1 ч




1.






2.




Январь

Мой край.

Растительный мир родного края.

Растения рядом.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка.


Экскурсия в зимний парк «Январь – Просинец».


Всего


2 ч






1 ч




3 ч




1 ч








1 ч




1 ч


1.












Февраль

Мой край.

Где мы растём и почему?

Приспособленность растений к разным средам обитания.

Животный мир родного края.

Где и как зимуют насекомые?


Всего


3 ч








3 ч



1 ч



1 ч

1 ч














1.





2.






Март

Мой край.

Многообразие защитных средств у растений и животных.

Лесные Айболиты.


Викторина «Мой край».

Праздник птиц.

Всего


2 ч





1 ч


4 ч



1 ч


1 ч









1 ч






1.









2.







Апрель

Мой край.

«Живые барометры».

Исчезающие растения и животные родного края.


Солнце и свет в нашей жизни.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.


Экскурсия в парк «Весна в природе».

Акция «Первоцветы».

Всего


1 ч





1 ч




1 ч



4 ч



1 ч

1 ч



1 ч
















1 ч





1.








2.





Май

Солнце и свет в нашей жизни.

Солнце и волшебная радуга.


Откуда приходит свет и тепло в мой дом.

Телевизор и компьютер в моём доме.


Заключение.

Экологическая игра «Мир вокруг нас».


Всего


3 ч








1 ч



4 ч



1 ч


1 ч


1 ч










1 ч






Итого 34 часа





3. Содержание и методическое обеспечение программы 1 года обучения


п/п

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Формы и методы

Формы подведения итогов

Что такое экология (1 ч)


1.

Дуб и всё вокруг него.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

Дуб и всё вокруг него.

Беседа

Рассказ

Рисунок

«Дуб и всё

вокруг него»

Мой дом за окном (4 ч)


2.

Сентябрь – ранняя осень.

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках ранней осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья (изменяется окраска), созревают плоды, птицы и звери готовятся к зиме.

Экскурсия


Наблюдения за сезонными явлениями

Сбор и гербаризация «Растения ранней осени»

3.

Деревья твоего двора.


Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья в городах и посёлках? Как ухаживать? Что мы делаем осенью для здоровья деревьев?


Беседа

Загадки

Кроссворд «Листья»

Игра «Узнай листок»

Рисунок

«Вид деревьев осенью»

4.

Птицы нашего двора.

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков.

Среда обитания птиц (лес, птичник, водоём).

Перелётные птицы. Зимующие птицы.

Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус, пингвин, индюк); самых быстрых и т.д.

Птицы нашего двора.

Беседа


Рассказ


Сказки – шутки


Игра «Где живёт птичка»

Рисунок

«Птицы нашего двора»



5.

Птицы – наши помощники.

Значение птиц в жизни человека.

Беседа


Сказки – шутки


Весёлые и интересные случаи поведения птиц

Я и моё окружение (6 ч)


6-7.

Комнатные растения в квартире, классе.

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования.

Знакомство с комнатными растениями класса. Оценка условий жизни и роста растений: освещённость, частота полива.

Уход за комнатными растениями.

Беседа


Игра «Угадай по описанию


Игра «Угадай по силуэтам»


Опыт

Наблюдение

Эксперимент


Зарисовка комнатных растений


Составление паспорта комнатных растений


Алгоритм выполнения операций


8.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка.

Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ.

Рассказ.


Практическая работа

Сообщение о комнатных растениях.


Подбор стихов, загадок, пословиц

9-10.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике».

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха.

Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Опыты с одновременным посевом сухих и пророщенных семян (фасоль, горох)


Эксперимент

Наблюдение

Зарисовка опытов

11.

Животные в доме.

Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных.

Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за кошкой и собакой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных.

Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления.

Беседа


Рассказ


Наблюдение

Рисунок «Моё домашнее животное»


Сделать фотоальбом (презентацию)

«Я и мой друг»


Наблюдение за поведением животных в доме

Сообщения

Вода – источник жизни (3 ч)


12.

Вода в моём доме и в природе.

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется?

Вода, которую мы пьём. Вода сырая, загрязнённая, кипячёная.

Сколько стоит вода? Почему её надо экономить?

Как можно экономить воду?

Беседа


Опыт по очистке воды


Игры с водой

Рисунок «Охрана воды»


Придумать экологические знаки

13.

Вода в жизни растений и животных.

Как вода влияет на жизнь растений?

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений.

Как вода влияет на жизнь животного мира?

Как животные заботятся о чистоте?

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений


Беседа

Наблюдение

Мини-сочинение (устно)

14.

Вода и здоровье человека.

Личная гигиена.

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы».

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Водные процедуры, закаливание водой.

Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Беседа


Рисунок



Алгоритм ухода за зубами

Мой край (12 ч)


15.

Растительный мир родного края.

Многообразие растений области.

Основные экогруппы (растения степи, поля, леса, луга).

Рассказ


Беседа

Рисунок растения из Красной книги

16.

Растения рядом.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка.

Игра «Угадай растение по описанию».

Экскурсия


Практикум «Выявление повреждений деревьев»

Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка»


Гербаризация

17.


Где мы растём и почему?

Приспособленность растений к разным средам обитания.

Расширить представления о разных средах обитания растений.

Работа с гербариями.

Рассказ учителя


Практическая работа

Написание письма от имени растения

18.

Животный мир родного края.

Многообразие животных области.

Особенности жизни животных области.

Беседа


Наблюдение

Рисунок животного из Красной книги

19.

Где и как зимуют насекомые?

Где зимуют насекомые? Как?

Как размножаются насекомые?

Рассказ учителя


Беседа

Рисунок

«Домик для насекомого»

20.

Многообразие защитных средств у растений и животных.

Колючки и угрозы.

Рассказ учителя


Беседа

Написание письма от имени животного

21.

Лесные Айболиты.

Доктора леса.

Рассказ учителя


Беседа

Подготовка сообщения

22.

«Живые барометры».

О растениях и животных, предсказывающих погоду.

Рассказ учителя


Беседа

Подбор народных примет

23.

Исчезающие растения и животные родного края.

Знакомство с окружающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними.

Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком.

Красная книга Ярославской области.

Беседа


Диалог

Написание другу письма, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных

24.

Экскурсия в парк «Весна в природе».

Акция «Первоцветы».

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и природе.

Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, природу в целом.

Первоцветы, их признаки.

Охрана раннецветущих растений.

Конкурс рисунков.

Экскурсия


Наблюдение




Беседа


Рисунок

«Весна в природе»

25.

Викторина «Мой край».


Викторина по теме: «Мой край» (растения и животные Ярославского края).

Беседа


Солнце и свет в нашей жизни (4 ч)


26.

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Влияние света и тепла на комнатные растения.

Эксперимент

Наблюдение

Опыт



Рисунок

«Моё любимое комнатное растение»

27.

Солнце и волшебная радуга.

Семь цветов радуги.

Солнце и его лучи – мастера раскрашивания.

Рассказ учителя

Беседа

Рисунок

«Радуга»

28.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом.

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

Экономия света и тепла (дома и в школе).

Беседа

Сообщение

«Как ты экономишь свет и тепло?»

29.

Телевизор и компьютер в моём доме.

Телевизор и компьютер, их влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Диалогическая беседа

Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?»

Правила просмотра телевизора

Воздух и здоровье (1 ч)



30.

Воздух и здоровье человека.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязнённый воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении?

Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?

Загрязнение атмосферы.

Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть?

Вред табачного дыма.

Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Опыт


Наблюдение вдоха и выдоха воздуха


Беседа


Игра с воздушными шариками



Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?»

Акции (4 ч)

31.

Акция «Не жгите осенние листья!»

Почему нельзя жечь осенние листья?

Конкурс рисунков-листовок.

Беседа

Конкурс рисунков-листовок

32.

Акция «Поможем птицам».

Практическое занятие «Изготовление кормушек».

Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Изготовление кормушек.

Наблюдение за птицами и их подкармливание.

Изготовление кормушек

Вывешивание кормушек

33.

Декабрь – Студенец.

Акция «Ёлочка, живи!»

Экскурсия в парк «Здравствуй, зимушка-зима».

Выпуск рисунков-листовок.

Наблюдения,

практикум

Выпуск рисунков-листовок

Заключение (1 ч)


34.

Экологическая игра «Мир вокруг нас».


Проведение экологической игры.

Игра

Обобщающая беседа




4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


«Юный эколог». 1-4 кл. Программа кружка. / Авторы-составители: Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: «Учитель», 2010.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – М.: «Просвещение», 1995.

Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. (Книга для учащихся начальной школы). – М., «Просвещение», 2005.

Кощеева Е.Л., Хамидуллина Л.А., Прохорова В.В. Путешествия в мир природы: Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. – М.: АРКТИ, 2009.

Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы. – М.: «Планета», 2010.

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – М., АРКТИ, 2008.

Танасийчук В.Н. Энтомология в картинках. – Петрозаводск, «Кругозор», 1996.

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

Крутецкая В.А. Окружающий мир. 2-4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: «Мысль», 1998.

Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». – М., «Просвещение», 2007.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 2005.

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2000.

Трафимова Г.В. Тайны близкие и далёкие. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2002.

Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются. – М.: Детская литература, 2003.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1996.


18. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1987.

19. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.

Всё обо всём. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998.

Ганул Е.А. Правила поведения на природе. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

Первые вопросы и ответы о животных. – М.: Издательство «Кристина и К», 1994.

Дикие животные. Моя первая энциклопедия. – Смоленск, «Русич», 1997.

Царство животных. Энциклопедия для малышей. – М.: «РОСМЭН», 1994.

Тайны живой природы. – М.: «РОСМЭН», 2001.

Барков А.С. Голоса весеннего леса. – М.: «Малыш», 1969.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в лесу. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в воде (река, озеро). – Ярославль: Академия развития, 2003.

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Человек. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Кто живёт в России. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Кто живёт в Азии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Кто живёт в Африке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Кто живёт в Америке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Кто живёт в Австралии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Кто живёт на полюсе. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

Гурина И.В. Как появляется птица. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.

Гурина И.В. Как появляется цветок. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.

Гурина И.В. Как появляется бабочка. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.

Гурина И.В. Как появляется лягушка. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.

Животные джунглей. – М.: ООО «Омега-пресс», 2011.

Животные саванн. – М.: ООО «Омега-пресс», 2011.

Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.

Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.

Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.















Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.