«Игровая экология» для 1-б класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Угличского муниципального района
Рассмотрена на заседании МО Утверждена приказом по школе
Протокол №________ №___________
от «___» _____________20_ г от «___» _____________20_ г
Руководитель МО:_______/Смирнова О.В./ Директор________/Кузнецова Н.Б./
«Игровая экология»
для 1-б класса
на 2020-2021 учебный год
учитель: Волосникова Елена Ивановна
2020/21уч. год
1. Пояснительная записка
Данная программа «Игровая экология» составлена на основе авторской программы дополнительного образования эколого-биологической и учебно-образовательной направленности с практической ориентацией (авторы-составители: Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева) – Волгоград: «Учитель», 2014.
Программа предназначена для младших школьников, имеет эколого-биологическую направленность с практической ориентацией, что позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Занятия проводятся по 1 ч в неделю.
Форма проведения занятий - комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность, физкультминутки).
Наполняемость группы: 29 человек.
Контингент детей: программа адресована детям 7 лет (1 класс).
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Цель программы: развитие познавательной активности и расширение общего кругозора обучающихся.
Задачи программы:
Расширить экологические представления младших школьников, формируемые в курсе «Мир вокруг нас», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
Способствовать формированию осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Обеспечить более широкой и разнообразной практической деятельностью обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
Формировать навыки исследовательской работы у младших школьников.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, природе, жизни.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Программа внеурочной деятельности «Игровая экология» отличается своей развёрнутостью (реализуется в течение 4-х лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Курс «Игровая экология» рассчитан как на теоретические и практические занятия (34 ч), так и на участие в районных природоохранных акциях, подготовку и проведение школьных мероприятий на экологическую тему, работу с цифровыми образовательными ресурсами и индивидуальную работу с обучающимися.
Информация об изменениях авторской программы
Программа Ю.Н.Александровой рассчитана на 220 часов, но в соответствии с учебным планом школы для реализации курсов неурочной деятельности предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена из расчёта: 1-4 классы – 34 часа, 1 час в неделю.
В авторскую программу не внесено изменений, касающихся содержания учебного материала, а лишь согласно учебной нагрузке пропорционально сокращенo количество часов по основным темам, разделам.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков:
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
установление причинно-следственных связей.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
Учащиеся узнают, что:
- Солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей среды;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся научатся:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.
2. Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Что такое экология. | 1 ч |
2. | Воздух и здоровье. | 1 ч |
3. | Мой дом за окном. | 4 ч |
4. | Я и моё окружение. | 4 ч |
5. | Вода – источник жизни. | 3 ч |
6. | Мой край. | 12 ч |
7. | Солнце и свет в нашей жизни. | 4 ч |
8. | Заключение. | 1 ч |
9. | Акции. | 4 ч |
| Всего | 33 ч |
Календарный план 1 года обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1. 2. 3. 4. | | Сентябрь Что такое экология. Дуб и всё вокруг него. Мой дом за окном. Экскурсия «Сентябрь – ранняя осень». (Осень как время года. Признаки ранней осени). Воздух и здоровье. Воздух и здоровье человека. Акция «Не жгите осенние листья!»
Всего | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 4 ч | 1 ч 1 ч | 1 ч 1 ч |
1. 2.
| | Октябрь Мой дом за окном. Деревья твоего двора. Птицы нашего двора. Птицы – наши помощники. Я и моё окружение. Комнатные растения в квартире, классе. Всего | 3 ч 1 ч 4 ч | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | |
1. 2. | | Ноябрь Я и моё окружение. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Животные в доме. Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг». Акция «Помоги птицам». Практическое занятие «Изготовление кормушек». Всего | 3 ч 1 ч 4 ч | | 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
1. 2. | | Декабрь Вода – источник жизни. Вода в моём доме и в природе. Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Пр.р.: «Как правильно чистить зубы». Акция «Ёлочка, живи!» Всего | 3 ч 1 ч 4 ч | 1 ч 1 ч 1 ч | 1 ч 1 ч |
1. 2. | | Январь Мой край. Растительный мир родного края. Растения рядом. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Экскурсия в зимний парк «Январь – Просинец».
Всего | 2 ч 1 ч 3 ч | 1 ч | 1 ч 1 ч |
1. | | Февраль Мой край. Где мы растём и почему? Приспособленность растений к разным средам обитания. Животный мир родного края. Где и как зимуют насекомые?
Всего | 3 ч 3 ч | 1 ч 1 ч 1 ч | |
1. 2. | | Март Мой край. Многообразие защитных средств у растений и животных. Лесные Айболиты. Викторина «Мой край». Праздник птиц.
Всего | 2 ч 1 ч 1ч 4 ч | 1 ч 1 ч | 1 ч |
1. 2.
| | Апрель Мой край. «Живые барометры». Исчезающие растения и животные родного края. Солнце и свет в нашей жизни. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. Экскурсия в парк «Весна в природе». Акция «Первоцветы». Всего | 1 ч 1 ч 1 ч 4 ч | 1 ч 1 ч 1 ч | 1 ч |
1. 2. | | Май Солнце и свет в нашей жизни. Солнце и волшебная радуга. Откуда приходит свет и тепло в мой дом. Телевизор и компьютер в моём доме. Заключение. Экологическая игра «Мир вокруг нас».
Всего | 3 ч 1 ч 4 ч | 1 ч 1 ч 1 ч | 1 ч |
| | Итого 34 часа | | | |
3. Содержание и методическое обеспечение программы 1 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание занятия | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
Что такое экология (1 ч) | | ||||
1. | Дуб и всё вокруг него. | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Дуб и всё вокруг него. | Беседа Рассказ | Рисунок «Дуб и всё вокруг него» | |
Мой дом за окном (4 ч) | | ||||
2. | Сентябрь – ранняя осень. | Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках ранней осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья (изменяется окраска), созревают плоды, птицы и звери готовятся к зиме. | Экскурсия Наблюдения за сезонными явлениями | Сбор и гербаризация «Растения ранней осени» | |
3. | Деревья твоего двора. | Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья в городах и посёлках? Как ухаживать? Что мы делаем осенью для здоровья деревьев? | Беседа Загадки Кроссворд «Листья» Игра «Узнай листок» | Рисунок «Вид деревьев осенью» | |
4. | Птицы нашего двора. | Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоём). Перелётные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус, пингвин, индюк); самых быстрых и т.д. Птицы нашего двора. | Беседа Рассказ Сказки – шутки Игра «Где живёт птичка» | Рисунок «Птицы нашего двора» | |
5. | Птицы – наши помощники. | Значение птиц в жизни человека. | Беседа Сказки – шутки | Весёлые и интересные случаи поведения птиц | |
Я и моё окружение (6 ч) | | ||||
6-7. | Комнатные растения в квартире, классе. | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценка условий жизни и роста растений: освещённость, частота полива. Уход за комнатными растениями. | Беседа Игра «Угадай по описанию Игра «Угадай по силуэтам» Опыт Наблюдение Эксперимент | Зарисовка комнатных растений Составление паспорта комнатных растений Алгоритм выполнения операций | |
8. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ. | Рассказ. Практическая работа | Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц | |
9-10. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. | Опыты с одновременным посевом сухих и пророщенных семян (фасоль, горох) Эксперимент Наблюдение | Зарисовка опытов | |
11. | Животные в доме. | Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за кошкой и собакой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. | Беседа Рассказ Наблюдение | Рисунок «Моё домашнее животное» Сделать фотоальбом (презентацию) «Я и мой друг» Наблюдение за поведением животных в доме Сообщения | |
Вода – источник жизни (3 ч) | | ||||
12. | Вода в моём доме и в природе. | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, загрязнённая, кипячёная. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? | Беседа Опыт по очистке воды Игры с водой | Рисунок «Охрана воды» Придумать экологические знаки | |
13. | Вода в жизни растений и животных. | Как вода влияет на жизнь растений? Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений. Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений Беседа Наблюдение | Мини-сочинение (устно) | |
14. | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Практическое занятие «Как правильно чистить зубы». | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Беседа | Рисунок Алгоритм ухода за зубами | |
Мой край (12 ч) | | ||||
15. | Растительный мир родного края. | Многообразие растений области. Основные экогруппы (растения степи, поля, леса, луга). | Рассказ Беседа | Рисунок растения из Красной книги | |
16. | Растения рядом. | Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растение по описанию». | Экскурсия Практикум «Выявление повреждений деревьев» | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» Гербаризация | |
17. | Где мы растём и почему? Приспособленность растений к разным средам обитания. | Расширить представления о разных средах обитания растений. Работа с гербариями. | Рассказ учителя Практическая работа | Написание письма от имени растения | |
18. | Животный мир родного края. | Многообразие животных области. Особенности жизни животных области. | Беседа Наблюдение | Рисунок животного из Красной книги | |
19. | Где и как зимуют насекомые? | Где зимуют насекомые? Как? Как размножаются насекомые? | Рассказ учителя Беседа | Рисунок «Домик для насекомого» | |
20. | Многообразие защитных средств у растений и животных. | Колючки и угрозы. | Рассказ учителя Беседа | Написание письма от имени животного | |
21. | Лесные Айболиты. | Доктора леса. | Рассказ учителя Беседа | Подготовка сообщения | |
22. | «Живые барометры». | О растениях и животных, предсказывающих погоду. | Рассказ учителя Беседа | Подбор народных примет | |
23. | Исчезающие растения и животные родного края. | Знакомство с окружающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга Ярославской области. | Беседа Диалог | Написание другу письма, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных | |
24. | Экскурсия в парк «Весна в природе». Акция «Первоцветы». | Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и природе. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, природу в целом. Первоцветы, их признаки. Охрана раннецветущих растений. Конкурс рисунков. | Экскурсия Наблюдение Беседа | Рисунок «Весна в природе» | |
25. | Викторина «Мой край». | Викторина по теме: «Мой край» (растения и животные Ярославского края). | Беседа | | |
Солнце и свет в нашей жизни (4 ч) | | ||||
26. | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | Влияние света и тепла на комнатные растения. | Эксперимент Наблюдение Опыт | Рисунок «Моё любимое комнатное растение» | |
27. | Солнце и волшебная радуга. | Семь цветов радуги. Солнце и его лучи – мастера раскрашивания. | Рассказ учителя Беседа | Рисунок «Радуга» | |
28. | Откуда приходит свет и тепло в мой дом. | Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла (дома и в школе). | Беседа | Сообщение «Как ты экономишь свет и тепло?» | |
29. | Телевизор и компьютер в моём доме. | Телевизор и компьютер, их влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. | Диалогическая беседа | Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?» Правила просмотра телевизора | |
Воздух и здоровье (1 ч) | | | |||
30. | Воздух и здоровье человека. | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязнённый воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно делать, чтобы воздух был чистым? Загрязнение атмосферы. Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | Опыт Наблюдение вдоха и выдоха воздуха Беседа Игра с воздушными шариками | Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?» | |
Акции (4 ч) | |||||
31. | Акция «Не жгите осенние листья!» | Почему нельзя жечь осенние листья? Конкурс рисунков-листовок. | Беседа | Конкурс рисунков-листовок | |
32. | Акция «Поможем птицам». Практическое занятие «Изготовление кормушек». | Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Изготовление кормушек. Наблюдение за птицами и их подкармливание. | Изготовление кормушек | Вывешивание кормушек | |
33. | Декабрь – Студенец. Акция «Ёлочка, живи!» | Экскурсия в парк «Здравствуй, зимушка-зима». Выпуск рисунков-листовок. | Наблюдения, практикум | Выпуск рисунков-листовок | |
Заключение (1 ч) | | ||||
34. | Экологическая игра «Мир вокруг нас». | Проведение экологической игры. | Игра | Обобщающая беседа |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
«Юный эколог». 1-4 кл. Программа кружка. / Авторы-составители: Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. – М.: «Просвещение», 1995.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. (Книга для учащихся начальной школы). – М., «Просвещение», 2005.
Кощеева Е.Л., Хамидуллина Л.А., Прохорова В.В. Путешествия в мир природы: Занятия по ознакомлению дошкольников с основами географии и экологии. – М.: АРКТИ, 2009.
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы. – М.: «Планета», 2010.
Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе. – М., АРКТИ, 2008.
Танасийчук В.Н. Энтомология в картинках. – Петрозаводск, «Кругозор», 1996.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Крутецкая В.А. Окружающий мир. 2-4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: «Мысль», 1998.
Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». – М., «Просвещение», 2007.
Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 2005.
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2000.
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далёкие. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательский дом «Фёдоров», 2002.
Дмитриев Ю.Д. Хитрецы, невидимки и разные родители: Рассказы о том, как животные защищаются. – М.: Детская литература, 2003.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1996.
18. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1987.
19. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
Всё обо всём. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М.: Слово АСТ, 1998.
Ганул Е.А. Правила поведения на природе. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Первые вопросы и ответы о животных. – М.: Издательство «Кристина и К», 1994.
Дикие животные. Моя первая энциклопедия. – Смоленск, «Русич», 1997.
Царство животных. Энциклопедия для малышей. – М.: «РОСМЭН», 1994.
Тайны живой природы. – М.: «РОСМЭН», 2001.
Барков А.С. Голоса весеннего леса. – М.: «Малыш», 1969.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в лесу. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Кто живёт в воде (река, озеро). – Ярославль: Академия развития, 2003.
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Человек. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Кто живёт в России. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Азии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Африке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Америке. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт в Австралии. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Кто живёт на полюсе. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
Гурина И.В. Как появляется птица. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.
Гурина И.В. Как появляется цветок. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.
Гурина И.В. Как появляется бабочка. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.
Гурина И.В. Как появляется лягушка. – М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2009.
Животные джунглей. – М.: ООО «Омега-пресс», 2011.
Животные саванн. – М.: ООО «Омега-пресс», 2011.
Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.