Игровые приёмы как средство формирования связной речи детей младшего дошкольного возраста
ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Торбина Е. А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 77 «Василек», г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье раскрывается вопрос включения игровых приёмов в образовательный процесс с целью реализации задач развития связной речи у младших дошкольников. Описаны признаки игрового приёма, представлены наиболее эффективные в педагогической практике игровые приёмы для детей 3-5 лет.
Ключевые слова: связная речь, речевое развитие, игровые приёмы.
Речевое развитие дошкольников на наш взгляд занимает ведущее место в контексте всего дошкольного образования. Весь процесс воспитания, образования, общения вербализован. Любая детская деятельность (игровая, трудовая, конструктивная, познавательная и т.д.) имеет благодатную почву для реализации задач речевого развития. Чтобы рационально оценить проблему развития связной речи детей и эффективность работать в данном направлении, познакомимся с опытом известных педагогов:
- о важности речевого развития ребёнка, о речи как способе общения, о развитии её коммуникативной функции говорится в работах Л.С. Выготского, А.А. Монтьева, М.И. Лисиной и многих других;
- в исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной отмечается, что умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях. Также отмечается взаимосвязь между умением связно излагать свои мысли и уровнем общительности, раскрепощённости, коммуникативной свободы;
- Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф., Новосельцева С.Л., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. занимались вопросами организации игры в детском саду, разработкой методов педагогического руководства детской игрой.
Очень важным шагом является грамотная постановка целей и задач предстоящей работы, составление перспективного плана, изготовления необходимых атрибутов, дидактического и наглядного материалов, составление конспектов занятий с примерным прописыванием предполагаемых вопросов, ответов, диалогов, монологов, новых слов и выражений.
Актуальность вопроса определяется и диагностикой речевого развития воспитанников, недостаточным уровнем развитости связной речи.
Младший дошкольный возраст характеризуется началом коллективного общения ребёнка с окружающими детьми и взрослыми. Он начинает ходить в детский сад и овладевает элементарными нормами и правилами общения и поведения в социуме [2]. В ФГОС ДО говорится: «Основная образовательная программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности» [6].
Речь младшего дошкольника ситуативна, она вызвана эмоциями, впечатлениями от происходящего на данный момент. Важная линия развития речь в младшем возрасте – формирование её контактности без привязанности к конкретной ситуации.
Данный вопрос следует рассматривать с точки зрения двух направлений: развитие речи и развитие детской игры.
Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь – средство социального общения, средство высказывания и понимания. Коммуникативную функцию обеспечивает связная речь, которая реализуется в диалогах, монологах. Развитие навыков разговорной речи начинается с умения слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, высказываться в присутствие других детей, слушать друг друга. Основой может послужить пересказ сказки, рассказывание по картине, описание любимой игрушки.
Согласно Л.С. Выготскому, игра создаёт зону ближайшего развития. Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, а также обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Игровые приёмы характеризуются как способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей [3].
Признаки игровых приёмов можно характеризовать следующим образом:
1. Игровая задача – это то, для чего дети будут выполнять те, или иные игровые действия. Например: «Скоро к нам придут в гости Винни Пух и Пяточок. Чем их будем угощать?».
2. Игровые действия – это действия, с помощью которых решаются игровые задачи. Важно активизировать детей на развитие сюжета [3].
Таким образом, цель определяется как формирование навыков связной речи у детей 3-4 лет через игровые приёмы взаимодействия. И решается следующими задачами:
- Формирование мотивации у детей к речевой деятельности.
- Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них при помощи простых предложений.
- Развивать умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки, составлять небольшой рассказ из личного опыта [6].
Для реализации задач определяются следующие направления:
- Создание развивающей предметно- пространственной среды (игрушки для сюжетных игр, бросовый материал, игрушки - заместители, игрушки - персонажи, уголок ряженья и эмоциональной разгрузки)
- Организация образовательного процесса в форме игрового взаимодействия: сюжетно - дидактическая игра, игровые образовательные ситуации, игровые приёмы взаимодействия, имитационный игры, игры-драматизации.
- Непосредственное участие взрослого в игре в качестве партнёра, в то же время обеспечение руководства игрой. Поддержка интереса и детской инициативы. Участие воспитателя в игре особо важно с дидактической целью, но необходимо соблюдать баланс игры и обучения, что в практике часто нарушается (у педагога доминирует обучение, а дети, что естественно, с удовольствием и целиком погружаются в игру).
- Поддержка эмоционально- благоприятной атмосферы (применение индивидуально-дифференцированного способа взаимодействия, реализация гендерного подхода)
Наиболее подробно хотелось бы рассказать об игровых приёмах образовательного процесса.
Одушевление предметов и игрушек. Ребёнку в этом возрасте свойственно одушевлять предметы и разговаривать с ними. т.е этому предмету показывать все свои знания и умения - рассказывает сказки, показывает книжки с рассказом и показом что-там делают, рассказывает предмету истории из жизни, показывает свои игрушки. Задача воспитателя в этом случае – создать условия для возникновения такой ситуации одушевления, замотивировать ребенка на деятельность, создать игровую ситуацию:
«Научи Катю…», «Расскажи медвежонку сказку «Репка» перед сном» .
Игры - забавы с речевым сопровождением способствуют активизации речевой деятельности за счёт повторения за воспитателем забавного текста. Во многих играх текстовое сопровождение представлено в виде диалога. Вопросно-ответная форма способствует вовлечению ребенка в диалог.
- Гуси- гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Разговор с воображаемым собеседником. Игровой приём, когда ребёнок «как- будто с кем- то» разговаривает. Чаще всего ребёнок сам такую игру задумывает без участия взрослого. Наиболее распространённый пример – разговор «по телефону».
Постановка взрослым проблемной игровой задачи. Особенность приёма - вовлечение ребёнка в игровую ситуацию, педагог подводит его к принятию на себя роли взрослого и действию согласно правилам (например, у Мишки - медведя заболела лапка, ему нужна помощь, он плачет). Ребёнок берёт на себя роль доктора и начинает действовать согласно ситуации.
Словесное обозначение игровой задачи или роли. Речь взрослого – образец для ребёнка с точки зрения познания родного языка, поэтому чёткое проговаривание названий предметов, явлений, признаков, действий необходимо на всех этапах дошкольного возраста.
Игра - драматизация. Происходит совершенствование диалогов и монологов на основе хорошо знакомых литературных произведений. Прежде всего необходимо формировать интерес к играм - драматизациям просматривая спектакли, которые показывает воспитатель, взяв за основу знакомую сказку, потешку, стихотворение. В дальнейшем важно стимулировать желание ребёнка включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы героев, зачин, концовку сказки. Затем он становится полноценным героем - участником спектакля.
Так же способствуют развитию связной речи такие игровые методы:
- действия совместно с персонажем сказки
- внесение предметов заместителей;
- включение в ролевую беседу со взрослым;
- организация игр парами с поочередным выполнением простых действий; (нанизывание бус, собирание пирамидки и пр.). Эти игровые методы также способствуют развитию связной речи детей.
Включая игровые приёмы в образовательный процесс, можно наблюдать повышение речевой активности воспитанников, непринуждённость в общении, желание идти на контакт со взрослыми и сверстниками. Благодаря проводимой работе обогащается игровой опыт детей, пополняется развивающая среда.
Список литературы
Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада . — М.: Мозаика-Синтез. 1999. - 272 с.
Зворыгина, Е.В., Комарова, Н.Ф. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. 1988. № 5,6,7
Красильникова, Л.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности [Электронный ресурс] / Красильникова Л.В., Вялова Н.В. // Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 35.
Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д». 2000. 96 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014.32 с.