Применение технологий «Игровые приёмы для развития связной речи у детей дошкольного возраста с использованием техники "Ниткография"»
Для чего человеку в современном мире нужно вести диалог? Долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика показывает, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те каммуникативно – речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого: вести диалог, развивать умения слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами!
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи.
Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.
В дошкольном возрасте дети овладевают, первоначально, диалогической речью. Диалогическая речь обладает своими особенностями, которые проявляются в употреблении языковых средств, возможных в разговорной речи.
В своей деятельности логопеды нередко используют различные энергосберегающие технологии с целью повышения эффективности коррекционного воздействия. Я в своей практике также использовала данное направление использование нетрадиционных технологий – это техника Ниткография.
Ниткография - yarn painting. - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
совершенствовать зрительное восприятие детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
формировать плавность, ритмичность и точность движений;
подготавливать руку ребенка к письму;
развитие речи;
расширение знаний детей по основным лексическим темам.
Для работы с детьми эту технику несколько упростили. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать.
Для того чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, их выкладывают на специальных экранах. В качестве экрана могут быть использованы: листы бархатной бумаги, отрезы ковролина или фланели. Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Размеры индивидуального экрана для ниткографии как предлагает О.А. Новиковская 20 на 20 см.
Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Длина нити для работы приблизительно 25-30 см. Но в некоторых случаях требуются более длинные или короткие нити.
Этапы обучения ниткографии.
1. Обучение рисованию с помощью нити начинается с работы по готовому образцу. Ребенку предлагается готовая «картинка», для того, чтобы он её скопировал.
2. Когда ребенок научился выкладывать простейшее изображение можно переходить к «рисованию» по представлению.
В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение.
На любом этапе обучения ниткография тесно связана с развитием всех компонентов речевой системы.
Игровые приемы для развития диалогической речи с использованием техники ниткография:Игра «Выложи фигуру по контуру»
Оборудование: Вырезанные из бархатной бумаги геометрические фигуры, наклеенные на картон, клубочки или обрезки нитей.
Просим ребенка выложить нить по контуру фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер.
Игра «Спор (сравнения)»
Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, предметные картинки по теме.
Ребенку предлагается выложить контур любого изображения на картинке предмета. Назвать предмет, рассказать какой он. Затем двое детей сравнивают (описывают) свои картинки.
Игра «Да и нет»
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда (любая лексическая тема).
Ход игры: Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Выложите на бархатной бумаге контур выбранного предмета с помощью ниток. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».
Игра «Отгадай и нарисуй»
Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Оборудование: экраны для ниткографии, нити разных цветов, загадки и картинки-отгадки к ним.
Ход: Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Затем выложить контур изображенного на картинке предмета.
Пересказываем сказки и рассказы с помощью ниткографии.
Оборудование: нити разного размера и цвета, экран для ниткографии.
Взрослый читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту, уточняет сложные слова. После этого ребенок выкладывают контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывают рассказ с опорой на свои «рисунки».
Игра "Сочиняем сами".
Оборудование: нити разного размера и цвета, экран для ниткографии.
Предлагаем ребенку "нарисовать" всё что ему хочется, а затем сочинить рассказ о том, что он изобразил.
Список литературы:
1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника – М.: 2001
3. Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой и моторной речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста с логопедический садах. – КАРО, 2006.
5. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 № 10, 12; 2012 № 1, 2.
6. Гультяева Н. В. Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.