Статья «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей с нарушением слуха младшего школьного возраста»
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Озерова Елена Константиновна, учитель начальных классов
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»
Грязовецкого района Вологодской области
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и удовлетворительного объяснения разных форм игры [4, с.217].
Выдающийся сурдопедагог С.А. Зыков подчеркивал, что "педагогически организованная деятельность" - это ведущий принцип воспитания в школах для детей с нарушениями слуха, который необходимо наполнить определенным содержанием, обеспечив взаимодействие между различными направлениями деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха в различных видах деятельности формируется творческая личность школьника, раскрываются и развиваются его потенциальные возможности.
Одним из видов такой деятельности является игровая деятельность.
Вопросы по применению и организации игровой деятельности во время уроков с детьми с нарушениями слуха более подробно рассмотрены в работах Е.Г. Речицкой [21]. Известно, что познавательная активность детей с нарушениями слуха развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Игра имеет большое значение, когда ребенок поступает в школу. Внимание детей не настолько устойчиво, чтобы запоминать весь учебный материал, даваемый на уроках. У младших школьников повышенная утомляемость - требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поэтому элементы игры иногда, полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить уроки и занятия в 1 классе в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр. Учителю необходимо заинтересовать детей материалом, вводя игры и игровые ситуации: им легче запоминается то, что интересно.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Руководствуясь игрой, учитель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников
В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы [20, с.84].
Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:
а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;
г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [28, с.140].
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактические игры могут быть направлены на закрепление знаний по математике ("Живые числа", "Веселый счет", "Волшебный квадрат", "Арифметические цепочки" и др.), по русскому языку ("Лото", "Часы", "Волшебные яблоки" и др.), по ознакомлению с окружающим миром и природоведению (кроссворды "Животные", "Планеты солнечной системы", игра-упражнение "Что бывает весной" и др.).
Для преодоления трудностей в процессе восприятия, анализа, неумения выделять основные элементы предмета, соотносить их в пространстве, складывать целое из частей, я часто использую разрезные картинки. Например, игра «Разрезанные буквы».
Детям очень трудно узнавать предметы на ощупь: определять форму, температурные свойства, фактуру материалов. Поэтому, я использую следующие игры.
Игра “Что лежит в мешочке» Цель: учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета, закреплять знание слов – названий предметов, величины, формы, а при обучении грамоте – проговаривание букв. При затруднениях в назывании дети всегда пользуются табличками.
Игра «Холодно-горячо». При изучении темы по развитию речи «Теплый, холодный, горячий» дети с удовольствием играли в эту игру. Сначала дети прикасались к каждой бутылке с водой, им предъявлялась табличка со словом. А затем вода переливалась в чашки, и дети определяли, из какой бутылки налита вода в каждой чашке.
Игра «Ощупай и слепи». Эту игру я использовала при изучении темы «Овощи и фрукты», «домашние и дикие животные». Цель игры: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета. Ребёнок ощупывает в мешочке предмет и лепит такой же. А потом мы сверяем его по образцу и называем.
Игра «Угадай на ощупь». Эту игру я использовала при изучении темы «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные». Цель игры: учить изображать полученные путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета. Ребёнок ощупывает трафарет предмета и называет его.
У детей наблюдаются особенности восприятия цвета, формы, величины. Я стараюсь на уроках проводить множество игр на развитие восприятия. Игры подбираю по принципу от простого к сложному, например, по цвету. Дети сначала учились отличать цвета, узнавать их, затем классифицировать предметы по цветовому признаку, наконец, использовать заместители.
Игра «Шарики» (подбирать к шарику ленту такого же цвета)
Игра «Цветные картинки» (подбирать к предметам заместители по цвету)
Игра «Три медведя» (выделять величину предмета)
Образная, предметная память у слабослышащих детей с комплексными нарушениями развита неплохо. Они способны запоминать предметные изображения и их местоположение в таблице, узнают знакомые игрушки, замечают их замену. Я же стараюсь особое внимание уделять развитию словесной памяти таких детей, т.к. они испытывают значительные трудности в усвоении, запоминании речевого материала. Например, игра «Послушай и запомни». Работа ведётся только на словесном материале, с использованием табличек и устного проговаривания. К любой игре стараюсь подойти творчески, тщательно продумывая игру, адаптируя к своим детям.
Таким образом, можно сделать вывод:
Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Литература
Белова Н.И. К вопросу произношения глухих дошкольников//Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. - Л., 1973.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М., 1988.
Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. - М., 1971.
Минский Е.М. От игры к занятиям. - М., 1982.
Развитее детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений I и II вида/Под ред. Е. Г. Речицкой. - М., 2005.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М., 1975.
Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.