Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад № 101 (СП 2)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники
Выполнила:
Анашкина Юлия Павловна
воспитатель
Миасс
2020
Оглавление
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Идея наглядности в трудах педагогов и психологов……….6
Понятие «Связная речь» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..9
Особенности памяти у детей дошкольного возраста………13
1.4 Особенности формирования связной речи детей дошкольного
возраста………………………………………………………...15
1.5. Сущность и содержание использования мнемотехники……18
1.6. Содержание и организация работы с детьми по развитию связной
речи с использованием мнемотехники……………………….22
Выводы по первой главе………………………………………………27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники
2.1. Организация экспериментальной работы………………………..28
2.2. Определение уровня развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………….29
Выводы по второй главе……………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………34
Приложения…………………………………………………………….36
Введение
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В моей практике были трудности при обучении связной речи. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
В результате этого возникает противоречие между необходимостью развития связной речи и недостаточностью использования методов и приёмов, способствующих её развитию.
Проблема: Обеспечение условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя приёмы мнемотехники.
Гипотеза: Если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель: Использование средств мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной;
- слуховой;
- ассоциативной;
- словесно-логической;
- обработка различных приемов запоминания.
2. Способствовать развитию связной речи.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Объект исследования:
Процесс познавательно-речевого развития дошкольников, путем применения способов и приемов мнемотехники.
Предмет исследования:
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в изучении способов и приемов мнемотехники в психолого-педагогической литературе, особенностей развития памяти, речи детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное перспективное планирование, дидактические пособия могут быть использованы в дошкольных учебных учреждениях для развития связной речи приемами мнемотехники.
Методы исследования:
Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Педагогическое наблюдение с целью получения сведений о развитии связной речи старших дошкольников;
Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);
Методы математической статистики и обработки данных.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101(Структурное подразделение 2) города Миасса. В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 5 -7 лет.
Глава 1. Теоретические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Идея наглядности в трудах педагогов и психологов.
При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
• самостоятельного анализа ситуации или объекта;
• развития децентрации (умения менять точку отсчета);
• развития замыслов-идей будущего продукта. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Элементы моделей:
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.
Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Так И.Г. Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д.Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил еще Я.А.Коменский.
В своих работах Л.С. Выгодский указывал на второй вспомогательный фактор - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.
Т.В. Большова в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:
Наглядность.
План высказывания.
Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».
Таким образом, приём символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов, увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе.
Огромную роль в становлении личности ребенка играет речь. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, открывает доступ к историческому прошлому народа. Формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает все, что его окружает.
Обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи.
С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
А.М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей.
Согласно исследованиям, Л.С. Выгодского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
Существуют две формы связной речи – диалогическая и монологическая. Каждая из них имеет свои особенности.
Л.П. Якубинский считает, что диалог – это сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности, в построении реплик нет никакой предумышленной связности и они в высшей степени кратки.
О.С. Ушакова утверждает, что диалогическая речь является первичной естественной по происхождению формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.
По мнению А.Р. Лурия диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.
О.С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению автора, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
А.А Леонтьев, сопоставляя особенности диалогической и монологической речи, раскрывает особенности последней и отмечает такие ее черты. Монологическая речь – это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец, А.А.Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.
Поскольку монологическая речь более сложная, чем диалогическая, то именно эта форма речи будет подвержена в нашем исследовании наиболее детальному изучению.
О.А. Нечаева, Л.А. Долгова и др. выделяют ряд разновидностей устной монологической речи или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение.
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.
А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом.
Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими, т. е. начинает формироваться ее коммуникативная функция. Но речь ребенка отрывна, экспрессивна и по своему характеру ситуативна. Заметно растет словарь, который к двум годам достигает 200 слов. Развивается понимание речи, а также речь частично регулирует поведение ребенка (он адекватно реагирует на слова «можно», «нельзя»).
В период от двух до трех лет у ребенка резко увеличивается словарный запас, доходя до 1000 и более слов. Заметно развивается коммуникативная функция речи, ребенок часто обращается к окружающим с вопросами. Понимание речи переходит на качественно другой уровень – ребенок легко понимает смысл небольшого текста.
О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и др. в своих исследованиях отмечают, что детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако они рассматриваются авторами именно как связное изложение. Разговорная речь в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. К концу четвертого года жизни в речи детей начинают появляться сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, используются различные союзы (и, а то, а, как, когда, чтобы, если, что, потому что, где и т.д.). Осваивая навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями, дети подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.
По данным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др. в среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Объем активного словаря значительно возрастает и достигает примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания. Дошкольники среднего возраста осваивают разные типы высказываний – описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.
Исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь ребенка достигает порядка 4000 слов, эти слова легко включаются во фразу, ребенок легко строит сложные грамматические конструкции. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы дети отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, активно осваивают рассказы рассуждения, соблюдая при этом логику изложения и используя художественные средства выразительности. Начинают пользоваться различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого.
Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым.
Исследования Т.Н. Дороновой, Е.А. Тихеевой и др. показывают, что умение связно говорить, осознавать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения.
Особенности памяти у детей дошкольного возраста.
Что же такое наша память? В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу сознания и повторное использование в деятельности (Ф.Р. Филатов, Общая психология).
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей предпосылкой обучения и развития личности.
Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.
Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в школе, что сегодня им задано на дом…
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.
Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.
Существует несколько классификаций видов памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала принято выделять вербальную, двигательную и эмоциональную памяти. Развернутую характеристику видов памяти дал П.П. Блонский. Он рассматривал их в качестве генетических ступенях развития: от двигательной к эмоциональной, образной и к вербальной как высшему виду памяти. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную памяти и др.
Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – фотографическая. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.
Словесно-логическая – тесным образом связана со словом, мыслью, логикой.
Ассоциативная память человека – это связь представлений и обстоятельств друг с другом.
Ассоциативная теория памяти изучается давно и в процессе ее эволюции сложились определенные принципы. Они получили название принципов ассоциации, имеют широкое распространение в психологии. Их можно представить тремя группами:
ассоциация по смежности. Образы, воспринимаемые детьми, вызывают представления, которые переживались в прошлом либо одновременно с ними, либо вслед за ними. Образ сказочного героя, к примеру, может пробудить в памяти моменты из жизни. Последние, в свою очередь, вызывают у дошкольников положительные или отрицательные эмоции;
ассоциация по сходству. В качестве примера можно привести игрушку товарища, которая вызывает у ребенка мысль о его персоне;
ассоциация по контрасту. Образы, которые дети воспринимают, вызывают в сознании представления противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, дошкольник мысленно может нарисовать образ белого кролика.
Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.
Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать - это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники.
Особенности формирования связной речи детей дошкольного возраста.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений. При этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Существуют два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.
Монологическая речь - требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.
О.С. Ушакова считает владение связной монологической речью высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению автора, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить высказывания разных типов:
- описание (мир в статике),
- повествование (динамика событий в движении и во времени),
- рассуждение (установление причинно-следственных связей).
Описание – это специфический текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идёт перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных.
Обучение построению текстов - описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование - развитие сюжета во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последовательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чётко: начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при построении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…)
Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов:
- реалистические рассказы (из личного опыта),
- сказочные рассказы (творческие),
- рассказы по картине или по серии сюжетных картин,
- пересказ художественного произведения.
Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщённый. Важным итогом развития связной речи дошкольников является овладение основными формами устной речи, присущими взрослым.
Таким образом, особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста позволили нам выделить следующие умения:
- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,
-активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);
-умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение, контаминированные), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;
-умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной.
На процесс становления связной речи влияют ряд факторов.
Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет мне решить проблему.
Сущность и содержание использования мнемотехники.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является непременным условием умственного воспитания ребенка. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, особенно для детей на пороге школы.
Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство).
Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышлению.
Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В мнемотехнике существует шесть направлений:
1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
6. Современное (система Джордано и др.).
Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Так как феноменальная память – это не дар. Это навык.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в младших группах детского сада часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т.п.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большова Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н.- схемой составления рассказа.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт.
Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
Мнемоспособы – это способы, которые используются для лучшего запоминания.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, которые применяются при обучении детей младшего возраста. Затем последовательно плавный переход к мнемодорожкам для среднего возраста, и позже – переход к мнемотаблицам для старшего возраста. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично – графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала коллажа и мнемотаблицы.
Коллаж - лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
В младших группах работа по перекодированию осуществляется с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок.
Содержание и организация работы с детьми по развитию связной речи с использованием мнемотехники.
Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.
В результате у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо воспитывать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».
Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По ее результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития. Наиболее типичны:
Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.
Лексически бедная, недостаточный словарный запас.
Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.
Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.
Уровень сформированности связной речи у многих детей не соответствует возрасту. Что проявляется в следующих трудностях:
неспособность грамматически верно построить предложение;
недостаточный словарный запас, бедность речи;
слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ;
при построении описания не умеют самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность выявленных признаков;
при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не используют в речи авторские средства выразительности;
не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании собственных утверждений и выводов;
при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься развитием малышей. Для этого разработала перспективное планирование, цикл занятий и дидактических игр с применением технологии мнемотехники.
Учитывая данные диагностики и опираясь на опыт педагогов, мною было разработано перспективное планирование, дидактический материал.
В начале учебного года на общем собрании я познакомила родителей с результатами обследования, планом намеченной работы. В течение года проводила устные консультации по данной теме. Заинтересованные родители оказывали помощь в подборе и составлении новых мнемотаблиц для заучивания стихотворений.
Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1), я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2), а затем к мнемотаблицам (Приложение 2, рис.1). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомлю детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст я располагала на отдельной карточке в виде таблицы (Приложение 2, рис.2). Текст необходимо чётко соотносить с изображением.
Используя мнемосхемы при заучивании стихотворений, облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Заучивая стихотворение, не требую полного запоминания на одном занятии. Использую повторение в свободное время. Меняю форму повторения: читаем по ролям, по цепочке. Очень часто дети прибегают к самостоятельному повторению, использованию таблиц в своих творческих играх, что свидетельствует о высокой степени заинтересованностью мнемотехникой.
Занятия при заучивании стихотворения состоят из следующих частей:
- вводная часть,
- чтение стихотворения,
- беседа с наводящими вопросами,
- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы,
- заучивание произведения по мнемотаблице.
Данный вид работы оказался интересен детям, они с огромным желанием заучивали стишки при помощи мнемотаблиц.
Позже я предложила детям мнемотаблицы для заучивания скороговорок. (Приложение 3).
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи.
Работу вела в несколько этапов:
1 этап. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
2 этап. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту. Повторить несколько раз.
3 этап. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
4 этап. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок
(Приложение 4). Разгадывая загадки, ребенок учится рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка, соединенная с мнемотаблицей, способствует развитию наглядно-образного мышления; лучше осмысливается содержание; поминание лучше происходит в перекодированном виде. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Мнемотаблицы использовала готовые, позже совместно с детьми, составляли свои схемы к наиболее известным загадкам.
При составлении описательного рассказа по предмету (Приложение 5), я использовала готовый алгоритм описания. Вначале обращаю внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Например, совместно с детьми рассматриваем предмет. Одновременно объясняю и показываю. В результате обогащается словарный запас ребенка.
Далее составляю совместный рассказ с детьми. Я начинаю и указываю на часть предмета, дети заканчивают. Вопросы задавать нельзя. Задача детей - увидеть признаки и качества предмета. На этом этапе происходит активизация словаря.
Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.
Немного сложнее работа по составлению описательного рассказа о временах года (Приложение 6). Мнемотаблицы сначала я давала готовые. Позже дети самостоятельно составляли мнемотаблицу и рассказывали о своем любимом времени года.
В старшем дошкольном возрасте все чаще обращаемся к пересказу литературных произведений (Приложение 7). Передавая реальные события, рассказы обогащают духовный мир детей, готовят их к реальной жизни. Учат соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, усиливают свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей. Кроме того, знакомят со структурой текста, многообразием связи в нем (логикой событий, причинами и следствиями конфликтов, мотивами поведения героев).
Этапы работы:
Выразительно читаю текст.
Предлагаю рассмотреть таблицу. Преобразовываю абстрактные символы в образы.
Задаю вопросы по содержанию. Вопросы не только констатирующие, но и поискового характера.
Повторно читаю (или рассказываю текст). Даю установку на запоминание.
Предлагаю пересказать детям (по цепочке, частями, полностью, от лица литературного героя). При возникновении затруднений осторожно задаю наводящие вопросы.
Анализирую пересказ. Обращаю внимание на точность изложения событий, наличие в речи образных слов, авторских средств выразительности, эмоциональности воспроизведения диалога.
Составление творческих рассказов (Приложение 8) вызывает у детей положительные эмоции. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел.
Значительные трудности возникли у детей при составлении рассказов по сюжетной картине (Приложение 9). Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.
В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине мнемотаблицу, где выделяю значимые для сюжета фрагменты картины и определяю взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.
Итак, я убедилась, что построенная таким образом работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению представлять объект рассказа (событие, предмет), а также анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями; подбирать для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами связей.
Выводы по первой главе.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы:
Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.
Известно, что человеческая память устроена так, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. То, что ассоциируется - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку.
Наглядность - основной фактор, облегчающим процесс становления связной речи. Важно то, что, рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Применение технологии мнемотехники позволяет ребенку планировать свое высказывание. Происходит совершенствование монологической речи. Развивается творческое познание.
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники
Организация экспериментальной работы.
Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники, мы провели экспериментальную работу.
Цель экспериментальной работы: проверить развитие связной речи старших дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи экспериментальной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста:
проведение констатирующего этапа;
проведение формирующего этапа;
проведение контрольного этапа;
Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 101(СП 2) города Миасса.
В нашем исследовании участвовали дети старшей группы, в возрасте 5-7 лет, в количестве 30 человек.
Теоретической основой констатирующего этапа эксперимента стала шкала « Сформированность навыков текстообразования», предполагающая оценку развитости связной речи. В модифицированном виде шкала представляет собой анкету для определения уровня развития связной речи (Приложение 10).
Наблюдение за детьми экспериментальной группы представлено в следующем параграфе нашей исследовательской работы.
Определение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
На данном констатирующем этапе наблюдения за детьми экспериментальной группы, проводилось в группе в свободной деятельности и на занятиях.
Уровни развития связной речи на констатирующем этапе исследования, %.
Результаты диагностики развития связной речи у дошкольников при составлении описательного рассказа по сюжетной картине:
Высокий уровень: 4 человека – 13%
Средний уровень: 12 человек – 40%
Низкий уровень: 14 человек – 47%
Составление рассказа по серии сюжетных картин:
Высокий уровень: 4 человека – 13%
Средний уровень: 12 человек – 40%
Низкий уровень: 14 человек – 47%
Пересказ прочитанного текста:
Высокий уровень: 4 человека – 13%
Средний уровень: 14 человек – 47%
Низкий уровень: 12 человек – 40%
Заучивание стихотворения:
Высокий уровень: 6 человек – 20%
Средний уровень: 18 человек – 60%
Низкий уровень: 6 человек – 20%
Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что развитие связной речи старших дошкольников на уровне «ниже среднего», а это означает, что речь у детей развита слабо. Некоторые дети не справлялись с заданием.
Таким образом, на основе результатов констатирующего этапа эксперимента был проведен формирующий этап исследования.
Проанализировав полученный результат, я разработала и составила перспективное планирование по использованию мнемотаблиц на занятиях по развитию речи. Продолжала эту работу и в свободной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента был использован тот же диагностический метод, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты были зафиксированы. Ниже приведены сопоставительные результаты.
Уровни развития связной речи дошкольников на контрольном этапе исследования, %.
Результаты диагностики развития связной речи у дошкольников при составлении описательного рассказа по сюжетной картине:
Высокий уровень: 8 человек – 27%
Средний уровень: 18 человек – 60%
Низкий уровень: 4 человека – 13%
Составление рассказа по серии сюжетных картин:
Высокий уровень: 8 человек – 27%
Средний уровень: 19 человек – 63%
Низкий уровень: 3 человека – 10%
Пересказ прочитанного текста:
Высокий уровень: 10 человек – 33%
Средний уровень: 18 человек – 60%
Низкий уровень: 2 человека – 7%
Заучивание стихотворения:
Высокий уровень: 14 человек – 47%
Средний уровень: 16 человек – 53%
Низкий уровень: 0 человек – 0%
Итак, результаты контрольного наблюдения свидетельствуют о положительной динамике развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ результатов повторного диагностирования позволил сделать вывод о том, что у всех детей отмечается положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Детям стало легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.
Выводы по второй главе
Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники осуществлялась нами на базе МАДОУ № 101 (СП 2) г. Миасса, в течение двух лет. Для исследования уровня развития связной речи у детей экспериментальной группы нами был выбран метод диагностирования.
Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что развитие связной речи старших дошкольников на уровне «ниже среднего». В связи с полученными данными было разработано перспективное планирование по использованию мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников.
После проведенной работы по внедрению мнемотаблиц в образовательный процесс был проведен контрольный этап эксперимента. Анализ результатов повторного диагностирования у детей экспериментальной группы, позволил сделать вывод о том, что у всех детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи.
Заключение
Изучив ряд источников по развитию связной речи детей путем применения технологии мнемотехника, проведя исследование, в котором использовалась беседа с детьми, наблюдение и определялся уровень сформированности связной речи, можно сделать выводы.
. При благоприятных условиях воспитания с применением технологии мнемотехники ребенок к 7 годам накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи.
. Использование технологии мнемотехника способствует овладению ребенком основными грамматическими формами речи, развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.
. Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие.
. Развиваются основные психические процессы - внимание, образное мышление, память.
. Происходит совершенствование монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.
. Развивается творческое познание.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что применение технологии мнемотехника способствует по развитию творческой познавательно-речевой активности в дошкольном возрасте.
Тема развития связной речи старших дошкольников очень перспективна для изучения, так как уровень ее сформированности является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе. Способствует развитию личности в целом, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Список использованной литературы
1. Большова Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
2. В.П. Глухов « О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР», дефектология, 1990 г
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.
4. Венгер Л.А., Развитие способности к наглядному пространсвенному моделированию// Дошкольное воспитание. -1982. –№3.
5. Войкова С.В. «Развитие лексики и грамматического строя речи дошкольников».
6. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.
7. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991
8. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
9. Кларина Л.М. «Предметно-пространственная среда в ДОУ».
10. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996
11. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
12. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.
13. Песталоцци И.Г. Методика «Памятная записка Песталоцци».
14. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998
15. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста//Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
16. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиии - СПб, 2000 г
18. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
19. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. - Москва, 1988.
20. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».
21. Ткаченко Т. А. – журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990 г
22. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ГНОМ и Д», 2001
23. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993
24. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.
25. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». Москва: Творческий центр «Сфера», 2003.
26. Филиченко.Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
27. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
28. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001
29. Широких Т. Т. Учим стихи - развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
30. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm .
31. Источник: http://fullref.ru/job_78ddf572aeccb7455c4b67a40045a965.html
Приложения
Приложение 1. Простейшие мнемоквадраты (рис. 1) и мнемодорожки (рис. 2).
Приложение 2. Мнемотаблица для заучивания стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый…» (рис. 1); текст стихотворения (рис. 2).
Приложение 3. Мнемотаблицы для разучивания скороговорок.
Приложение 4. Мнемотаблицы для разгадывания загадок.
Приложение 5. Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о предмете.
Приложение 6. Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о временах года.
Приложение 7. Мнемотаблицы для пересказа литературного произведения.
Приложение 8. Мнемотаблицы для составления творческого рассказа.
Приложение 9. Мнемотаблица для составления рассказа по сюжетной картине.
Приложение 10. Анкета «Сформированность навыков текстообразования.
Приложение 11. Перспективный план по развитию связной речи через использование средств мнемотехники.
Приложение 1.
Мнемоквадрат
рис.1.
Мнемодорожка
рис.2.
Приложение 2.
Мнемотаблица для заучивания стихотворения
С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый…»
рис.1.
Текст стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый…»
Вот он хлебушек душистый, |
вот он круглый, |
золотистый. |
В каждый дом, |
на каждый стол |
он пожаловал, пришёл. |
В нём здоровье, |
сила наша. |
В нём чудесное тепло. |
Сколько рук |
его растило, |
охраняло, берегло! |
рис.2
Приложение 3.
Мнемотаблицы для разучивания скороговорок.
Приложение 4.
Мнемотаблицы для разгадывания загадок.
рис.1.
рис.2.
«Огурец (загадка)»
Без окон, |
без дверей |
полна горница людей. |
Приложение 5.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о предмете.
рис.1.
рис.2.
Приложение 6.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о временах года.
Время года «Осень»
Приложение 7.
Мнемотаблицы для пересказа литературного произведения.
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
рис.1.
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
рис.2.
Приложение 8.
Мнемотаблицы для составления творческого рассказа.
рис.1.
рис.2.
Приложение 9.
Мнемотаблица для составления рассказа по сюжетной картине.
«Зимние забавы»
Приложение 10.
Анкета «Сформированность навыков текстообразования».
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Инструкция: «Посмотри на картину. Составь рассказ»
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Инструкция: «Рассмотри картинки, разложи их по порядку, составь рассказ».
Пересказ прочитанного текста (отрывок из сказки).
Инструкция: «Послушай и расскажи, что запомнил».
Заучивание стихотворений.
Инструкция: «Расскажи стихотворение».
Приложение 11.
Перспективный план по развитию связной речи через использование средств мнемотехники.
СЕНТЯБРЬ
Тема: Заучивание стихотворения И. Токмакова «Опустел скворечник…»
Цель: составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть, выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.
ОКТЯБРЬ
Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на
мнемотаблицы, использовать при пересказе выразительные средства языка
НОЯБРЬ
Тема: Заучивание стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый…»
Цель: Использование готовой мнемотаблицы для чтения наизусть, интонационно выразительно передавать смысл текста. Воспитывать у детей уважительное отношение к хлебу; к тем, кто его создал.
ДЕКАБРЬ
Тема: Заучивание стихотворения «Зимняя прогулка»
Цель: использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы, интонационно выразительно передавать радость, вызванную приходом зимы при чтении наизусть стихотворения.
ЯНВАРЬ
Тема: Творческие сказки: «День рождения зайца».
Цель: придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний, составление мнемосхем для придумывания сказки
ФЕВРАЛЬ
Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
Цель: составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть,
интонационно передавать нежность, любование зимней природой
МАРТ
Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка».
Цель: составление мнемотаблиц для пересказа, передавать текст точно, последовательно, выразительно, учить сопереживать главным героям сказки.
АПРЕЛЬ
Тема: Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель».
Цель: Использование готовой мнемотаблицы для чтения наизусть, интонационно выразительно передавать пробуждение природы от «зимней спячки».
МАЙ
Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Цель: передавать текст точно, последовательно, выразительно, использовав для пересказа готовые мнемотаблицы.
48