12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Желтова Наталья Валерьевна110
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
6

Статья «Сказкотерапия как средство развития связной речи и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ТНР»

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Норцева И.В., учитель-логопед

Желтова Н.В., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №38» г.Усолье-Сибирское

 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие».[4] Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от речевого развития детей.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, связной речи у дошкольников.

Развитие связной речи – процесс долгий и сложный. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства: сначала в процессе общения со взрослыми, затем - со сверстниками.

Эффективность развития связной речи существенно зависит от того, как устанавливаются взаимосвязи между разными разделами обучения родному языку:

-воспитанием звуковой культуры речи;

-обогащением и активизацией словаря;

-формированием грамматического строя речи;

-развитием ее связности;

-формированием элементарного осознания явлений языка и речи.

Мы считаем, что только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание приводит к успешному развитию связной речи.

К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.

Для чтения детям мы искали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок». Находкой для нас стала методика «Добрые сказки» М. Скребцовой и А.Лопатиной. Их книги - добрые, мудрые, обучающие и воспитывающие сказки. Эти книги помогают заинтересовать детей чтением, научить их осмысливать и решать свои проблемы, помочь им понять законы добра и справедливости, научить видеть красоту и многообразие жизни. Как показала практика, наибольшую пользу чтение сказок несет на занятиях по развитию речи, где необходимо вовлечение ребенка в процесс осмысления и обсуждения прочитанного материала. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении услышанного или прочитанного, благодаря чему разрушаются психологические барьеры у детей, формируется связная речь.

Приводимые занятия по сказкам из прослушивания сказок, игр, бесед и заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей.

Авторские сказки перед прочтением или рассказыванием детям адаптируются нами: уменьшается объем сказки, сложные или устаревшие выражения заменяются синонимами.

Цель нашей работы – создание условий для развития связной речи дошкольников с ТНР во взаимодействии специалистов по средствам авторских сказок.

Для осуществления данной цели нами поставлены следующие задачи:

1. Развитие диалогической и монологической форм речи, воспитание культуры речевого общения.

2. Обогащение лексического запаса детей новыми словами и словосочетаниями.

3. Формирование навыков составления предложений.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации.

5. Формирование устойчивого интереса к сказкам, развитие умения обыгрывать сказки, передавая характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи.

Работа по сказкам ведется нами во взаимодействии учитель-логопед -педагог-психолог – воспитатель. Интегрированный подход позволяет нам решать поставленные задачи.

Наши занятия проводятся в нестандартной форме.

На первом этапе мы «погружаем» детей через игру в ту проблему или ситуацию, о которой будет идти речь в сказке. Эти игры проводит педагог-психолог, они способствуют активизации познавательного интереса, развитию коммуникативности, конструктивному общению, созданию позитивного психологического климата в группе.

На следующем этапе учитель-логопед знакомит посредством рассказывания или чтения с самой сказкой. Читая и рассказывая сказки, мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях авторского языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений. Здесь упор делается на знакомство с эмоциями, выразительностью, правильностью ведения микродиалогов между героями сказки. Главная задача - вызвать чувства у детей, желание запомнить и обсудить услышанное.

Далее поводится беседа с опорой на интерактивную презентацию (игру-презентацию). Игра-презентация создается для обсуждения сюжета сказки, через дидактическую игру «Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор». Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять. А помогают приходить к правильным выводам картинки на экране.

Сначала мы задаем вопросы «Кто? Что? Как? Где?», а дети выбирают правильный ответ на SMART-доске. В дальнейшем вопросы приобретут аналитический характер, задания на экране усложнятся и будут побуждать детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Таким образом, проводится обсуждение сказки, с использованием ИКТ, которое способствует осознанию и воспроизведению сюжета, пониманию основной мысли произведения.

Такие игры-беседы помогают:

- уточнять и упорядочивать впечатления детей,

- приучать детей целеустремленно и последовательно мыслить,

- учат просто и понятно излагать свои мысли,

- воспитывают у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос.

В беседах с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы у детей повышается интерес и активно пополняется словарный запас, формируется грамматическая сторона речи, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, совершенствуется воображение и творческие способности.

После игры - обсуждения, услышанной сказки педагоги, как равноправные партнеры по игре, участвуют в играх-инсценировках, играх-драматизациях. Здесь каждому ребёнку предоставляется право выбора персонажа сказки от лица, которого он будет вести диалог, и вспомнить с кем он будет вести его. Диалог персонажей в инсценировке ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно изъясняться. Он начинает пользоваться диалогической речью на примере героев услышанной сказки. Ощущая поддержку взрослых дети раскрепощаются, становятся увереннее, им легче усвоить и использовать новые слова и правильно строить предложения. Воспитанники учатся в такой игре подчинять свои действия определенному образцу и проявлять чуткость к проживанию жизни своих героев. В инсценировках дети начинают понимать суть и причины поступков героев, учатся на их ошибках, выражают свои знания, впечатления и эмоциональные состояния.

Важно развивать у детей рефлексию, то есть умение понимать свое внутреннее состояние. Для достижения этой задачи мы обращаем внимание на поступки героев сказки и вместе с тем учим прослеживать взаимосвязь этих поступков со своими собственными переживаниями и переживаниями других. Учим находить позитивные способы реагирования. Помогают нам в этом продуктивные виды деятельности, в которые часто привлекаются и родители.

Комплексная работа по авторским сказкам с использованием интерактивных игр интересна каждому ребенку и надолго сохраняется в памяти, что способствует накоплению словаря, формированию грамматической стороны речи и эффективному развитию связной речи у детей с ТНР. Методика «Добрые сказки» содержит эффективные методы и приёмы формирования устной речи навыков речевого общения детей, а также созданию педагогических условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, его личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 

Литература:

1. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : методическое пособие / С.С. Бычкова. – Москва : Аркти, 2008. - 96 с

 

2.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007 .-144с

3.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.

4.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

 

5. http://dobrieskazki.ru /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.