Презентация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Учитель-логопед: Мырова Е. С.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А.Сохин). Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений: умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба) умение беседовать на различные темы, умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, умение использовать мимику и жесты, умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.
Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ. Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Пересказ является более простой формой монологической речи по отношению к рассказу. Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Существуют разные виды пересказа: - подробный или близкий к тексту; - краткий или сжатый; - выборочный; - с перестройкой текста; - с творческими дополнениями.
Требования к пересказам детей 1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста. 2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения. 3. Последовательность и связность пересказа. 4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами. 5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз. 6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа 1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки. 2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор. 3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. 5. Пересказы детей. 6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам; 2) по картине; 3) из опыта; 4) творческие рассказы. 1 Приемы обучения детей рассказыванию по игрушкам и предметам - образец рассказа - совместное рассказывание. - план рассказа - моделирование - коллективный разбор плана. анализ образца рассказа
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы: Мотивация, которая придает смысл деятельности. Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка») Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках. Оценка детских рассказов. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки ) Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, описания на тему «У кого какой зверь?»
Методика обучения описанию картин. Рассказ по картине – это разновидность рассказа по восприятию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предметов, воспринимает зрительно отраженный образ предмета или сюжета. Виды занятий с картинками: 2.Составление рассказов по сюжетной картине 4.Составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту 3.Составление рассказов по серии сюжетных картинок 1.Составление рассказов по предметной картине
3 Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта) Различают два вида рассказов из опыта: - рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.; - рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).
4 Обучение рассказыванию по воображению. Виды творческих сочинений: 1. Придумывание рассказов по игрушкам. 2 Придумывание рассказов по картинам. 5. Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем. 4 Придумывание конца рассказа к предложенному началу. 3. Рассказывание по аналогии. 6. Придумывание сказок. 7. Придумывание рассказов по пословицам. Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося опыта на материале воображения.
Существует множество классических и нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы. Такие как: -Мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук. -Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь. -Постановка проблемного вопроса-еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. -Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ. В ходе рассказывания сказки педагог быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев. Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании сказка-рисунок.