Статья на тему «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

1
0
Материал опубликован 14 February 2022

 

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

 

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

учить сегодня так, как учили этому вчера.    

Джон Дьюи

 

Актуальность.
В соответствии с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в начальной школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий. Ведущей педагогической идеей ФГОС является формирование универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.

На современном этапе приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть умение учиться.

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Овладение набором универсальных учебных действий выступает в качестве основного результата образования.

«Окружающий мир» в начальной школе очень интересный, но сложный предмет. Для того чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как-то: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

В начальной школе ребятам необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Наибольшие затруднения у детей вызывает усвоение информации именно на уроках окружающего мира. Это связано, на мой взгляд, с большим объемом информации, неумением детей работать с ней, недостаточным количеством наглядных пособий. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет мне демонстрировать фотографии животных, растений, памятников, городов и т.д.; правильно использовать иллюстрации, карты, схемы, задания для проверки знаний, видеоматериалы, аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Компьютер можно применять на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и групповая, и индивидуальная.

Технология опыта

Второй год я работаю по УМК «Школа России». Эта система помогает развивать важнейшие умения и навыки владения компьютером и Интернетом; находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, обсуждать разные взгляды на проблему.

Одним из методов этой работы является использование ИКТ как средства формирования УУД на уроках окружающего мира.

Цели работы реализовываются путем решения следующих задач:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей, формирующая универсальные учебные действия;

подбор системы упражнений и заданий, формирующих универсальные учебные действия;

формирование умения детей переносить полученные универсальные учебные действия в новые условия и стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.

«Школа России» дает возможности эффективного использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

В своей работе я использую различные виды компьютерных программ.

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят мое время, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Иллюстрации, видеофрагменты помогают учащимся совершить заочное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей.

Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов, таких как видеоуроки. Этот комплект дисков включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные упражнения. Учебный материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.

Благодаря его использованию у ребят повысилась мотивация к обучению: они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к урокам, активно участвуют в проведении уроков, стараются показать свои знания.

Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять нужную, полезную информацию по данной проблеме, учит правильно доносить её до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать выводы. Усвоенные детьми знания становятся личностно-значимым приобретением.

Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность: я научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; овладела новыми методами, формами и приемами работы в рамках ФГОС;

В своей работе для формирования УУД стараюсь использовать различные педагогические приемы с использованием ИКТ. Эти приемы и результаты развития УУД далее отображены в таблице.

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмыс использованием ИКТ

Результаты развития УУД

Регулятивные

 

 

 

Обсуждаем домашнее задание.

Рефлексия

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Вопрос к тексту.
Лови ошибку

Повторяем с контролем.

Организация работы в группах.

Вход в урок.

Показательный ответ.

Светофор

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Свои примеры.

Удивляй.

Пересечение тем.
 

Повторяем с контролем.

"Да" и "Нет" говорите.

Опрос "по цепочке".
 Опрос-итог.
Тренировочная контрольная работа.
Блицконтрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.
Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.
"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Так на уроке окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные» с использованием ИКТ на разных этапах были сформированы УУД.

2. Актуализация знаний.

Отгадайте слово, зашифрованное в кроссворде.

Вспомните к каким группам можно отнести животных в кроссворде? Найдите их представителей в кроссворде? (Звери - медведь, еж; Птицы - ласточка, дятел; Насекомые - пчела жук, Рыбы - окунь)

УУД: П. построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; К. умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.

3.Самоопределение к деятельности.

Отгадать загадки. (Корова, Еж, Баран, Лиса). Можем ли мы разделить этих животных на группы в зависимости от образа жизни? Какие это будут группы? Давайте посмотрим еще раз на наши загадки и сделаем вывод, о чем мы будем говорить, а помогут нам вот эти фразы:

Думаю, что на уроке я узнаю…как живут дик. и домаш. живот., зачем человек завел дом. Жив. Я хочу узнать …откуда появились домашние животные. Это и будут наши цели урока.

УУД: П. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров (из загадок).Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; Оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

Физкультминутка. В современной школе всё больше и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Они вызывают наибольший интерес у детей, проходят намного эффективнее и эмоциональнее, так как дети выполняют комплекс упражнений под веселую музыку вместе с различными сказочными персонажами.

6. Рефлексия учебной деятельности.

О ком говорили на уроке? Какие выводы сделали? Давайте вернемся у целям нашего урока и подведем итог используя фразу Мы узнали…Достигли ли мы поставленных целей? Оцените свою работу на уроке (у каждого на столе 3 смайлика).На столах у вас лежат три смайлика, которые отражают ваше настроение после нашего урока: крас.-отл,зел.-хор,син-груст.

УУД: П. определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие информации. Р. оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. К. оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события

Результативность

Чтобы проанализировать возможности ИКТ как средства формирования УУД на уроках окружающего мира мной было проведено два урока: один с использованием ИКТ, а другой без использования ИКТ.

В результате проведенной самостоятельной работы на уроке был сделан следующий вывод: урок с применением ИКТ дает результаты в формировании УУД.

t1644854712aa.gif

Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности ребят, а также создавать условия для достижения успешности освоения знаний всеми обучающимися.

 

Список литературы

1.Арефьева О.М. Особенности формирования УУД младших школьников. //Начальная школа плюс. - №2.-2012

2.Асмолов А.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. -2 изд.-М: Просвещение, 2010

3.Горленко Н.М. Структура УУД и условия их формирования //Народное образование. - №9.-2012

4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение» Москва 2014г.

 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации